«The Life and Suffering of Sir Brante»

Dec 13, 2021 08:00

(Версия для Яндекс Дзен - там в два раза больше иллюстраций).

Игра «The Life and Suffering of Sir Brante», 2021 г.




Компьютерная игра «The Life and Suffering of Sir Brante» увидела свет ещё в марте 2021 года. Но я добрался до неё только сейчас. Тот самый случай, когда лучше поздно, чем никогда.

Если точнее, то игра называется «Жизнь и страдания господина Бранте в эпоху падения Блаженной империи Аркнов». Это название не только более полное и точное, но и более правильное - игра-то отечественная. И переведена с русского на английский, а не наоборот.

Рука так и тянется добавить к старомодному названию логическое завершение, в стиле Дефо и его Робинзона, - «…написанные им самим». Но это будет не совсем правдой, ведь судьбу господина Бранте придётся писать нам, игрокам.





Что представляет собой игра? Эдакий интерактивный роман. «Текстовую РПГ» (РПГ это RPG, «Role-Playing Game» - ролевая игра). Или, как официально заявлено, «нарративная ролевая игра». Даже внешне она оформлена как солидный фолиант в кожаном переплёте, на пожелтевших страницах которого текстом и иллюстрациями, разворачиваются жизнь и страдания господина Бранте.

В каком-то из отзывов я увидел, что текста, мол, в игре очень много, на «Войну и мир». Нет, не так. Это в «Disco Elysium» действительно мегатонны текста, тут гораздо меньше. Просто ничего другого кроме текста в «Жизни и страданиях…» нет. Это ведь «текстовая РПГ», тут только читать надо. И выбор делать.




Собственно в выборе и заключается игровая часть. Вот происходят какие-то события, вот идёт какой-то разговор, и вот игроку надо что-то выбрать - как поступить, что сказать или вовсе не делать ничего и уклонится от ответов. Естественно, выбор доступных вариантов зависит от ранее принятых решений и от характеристик персонажа (которые, опять-таки, зависят от ранее принятых решений).

Игра разбита на пять неравновесных глав. «Детство» и «Отрочество», длящиеся по восемь лет, пролетают быстро, на каждый год приходится всего одно-два события. Последствия которых, правда, будут сказываться до самого конца. В четырёх годах «Юности» господину Бранте, приехавшему поступать в столичный Университет, придётся сделать генеральный выбор - по какому пути пойти дальше. Следующая глава, «Мир», хоть и вмещает восемь лет, насыщена событиями больше, чем предыдущие три главы вместе взятые. Ну и финал - «Восстание». Это всего один день двадцативосьмилетнего господина Бранте. Если он доживёт до этого дня, конечно.




Мир игры вымышленный и немного фэнтезийный. Тут есть вполне реальные божества и их чудеса, у местных людей специфические отношения со смертью, а кроме собственно людей имеется и местный аналог эльфов - аркны. Отличающиеся от людей разве что цветом кожи. Ну и ещё тем, что они занимают самую верхушку местной социальной пирамиды. Но «фэнтезийность» не должна вас отпугивать, не она в игре главное. «Фэнтезийности» не много и она органично вплетена в игру. Если же проводить аналогии с реальностью, то в игре эдакий европейский XVII век.




Мир игры жёстко поделён на сословия и пропитан религией. Есть простолюдины, чей Удел (да, с большой буквы) - работать и страдать. Есть дворяне, чей Удел - властвовать и нести ответственность (а заодно наслаждаться всеми благами жизни). Ну и священники есть, чей Удел утешать и наставлять. Все эти сословия неоднородны, есть дворяне личные и дворяне наследные, есть беднота и есть богатеи, но все загнаны в рамки своих Уделов.

Вся социальная структура местного общества напрямую установлена тысячелетней давности божественным вмешательством, политическое и социальное устройство намертво сплавлено с религией. И на момент игры вся эта система трещит по швам, раздираемая противоречиями и конфликтами.




Богатое мещанство хочет выбить себе толику прав у дворян. Те, кто заслужил личное дворянство, стремятся залезть на ступеньку повыше и втиснутся в ряды дворянства наследственного. Та часть властителей, что поумнее, готова поступится частью привилегий, чтобы не лишится всего, а те, кто поглупее, горой стоят за незыблемость обычаев тысячелетней старины. Высшая аристократия тянет в одну сторону, имперский центр - в другую. Желания крестьян и ремесленников, как обычно, всем до лампочки, но они тоже чего-то хотят. Хотя бы просто перестать бессмысленно «страдать», будучи абсолютно беспомощными и бесправными, и просто жить по закону. А тут ещё и церковная «реформация» дополнительно раскалывает общество.




Герой игры, господин Бранте, родом из весьма специфической семьи, может выбрать один из трёх путей - выслужить личное дворянство, стать священником или остаться простолюдином. И каждый из этих путей неоднороден и предполагает несколько линий. Можно впадать в крайности, это легче всего. Можно пытаться соблюсти некий разумный компромисс, это непросто.




Каждый из путей показывает мир игры с разных сторон, только пройдя все эти варианты понятно, почему произошли те или иные события и как они были связаны. Путь дворянина показывает грызню в верхних слоях общества, путь священника даёт игроку больше всего сведений о мироустройстве, местной истории, религии и магии. Путь угнетённого простолюдина неизбежно ведёт в революционное подполье. А где тайные общества, там и Тайная канцелярия. Путь простолюдина на мой взгляд самый сложный - придётся пытаться усидеть сразу на четырёх стульях и вырулить из весьма непростой ситуации. Если надумаете заняться этой игрой, я рекомендую проходить её именно в таком порядке - дворянин, священник, простолюдин. Игра небольшая, за пару вечеров можно пройти одним из её путей, одним из способов.




Любой путь, любая линия ведёт к неизбежным потерям - в карьере, семье, идеалах. Не зря игра не просто о жизни господина Бранте, но и о его страданиях. Неизбежно придётся выбирать между плохим и худшим. Надо одновременно делать множество взаимосвязанных и противоречивых дел. Надо «строить карьеру», тем или иным способом. (А игрока буду тянуть в разные стороны совесть, начальство, друзья и враги). Надо поддерживать мир и благополучие в семье, а это, пожалуй, ещё сложнее, семья господина Бранте наполнена неразрешимыми конфликтами. «Романтический интерес» господина Бранте, на каждом пути свой, подсыпает ещё щепотку трагедий. Ну и политика. Как бы не поступал господин Бранте, что бы ни делал, его неизбежно затянет в жернова политического противостояния. И каким он оттуда выберется, верным охранителем, неистовым анархистом, умеренным реформатором, да и выберется ли вообще, заранее неизвестно.




Очень просто избрать «радикальный» путь, не важно, какой. Не искать компромиссов в своём деле, выбрать одних членов семьи и разорвать отношения с другими, двигаться строго по прямой. Итогом будет счастье, благополучие и полное отсутствие совести господина Бранте, персонаж у игрока получится откровенной сволочью.

Самый сложный и драматичный путь - попытаться хоть немного улучшить мир, не скатываясь при этом в крайности и кровавый разгул, сохранить семью, друзей и самоуважение. Путь сложный, но интересный.




Особенно непросто становится, если отключить в настройках возможность видеть (в циферках) к чему приведёт тот или иной выбор. Игра советует эту «видимость» включить, я же советую, хотя бы на первое прохождение, выключить - так интереснее, сложнее и драматичнее. (В моё первое, хардкорное, прохождение, с выключенной «видимостью» и возможностью переиграть с начала главы, мой господин Бранте, худо-бедно балансируя и выбирая меньшее зло, дотянул до 25 лет, но всё равно нарвался на поединок с безжалостным аристократом и был убит, так и не добравшись до финала).




Впрочем, вам самим решать, какими будут жизнь и страдания господина Бранте.

игры, заметки

Previous post Next post
Up