Морской калибр на рельсах. Артиллерийская установка ТМ-1-180

Nov 08, 2021 09:00

История советской крупнокалиберной железнодорожной артиллерийской установки береговой обороны ТМ-1-180.

В тридцатые годы XX века в Советском Союзе было разработано четыре типа крупнокалиберных орудий, транспортируемых по железной дороге, и предназначенных, главным образом, для береговой обороны. Установки ТМ-1-14, ТМ-2-12, ТМ-3-12 и ТМ-1-180.

«ТМ» расшифровывают как «транспортёр морской», имея ввиду назначение орудий. А заодно и их происхождение - корабельные орудия. Первую цифру обычно считают типом установки. Получается, было две установки «тип 1», хотя конструктивно они совершенно разные. Последняя группа цифр - калибр. «12» и «14» - в дюймах, «180» - в миллиметрах.

Из шести выпущенных установок ТМ-1-14 и шести установок ТМ-2-12, до наших дней не сохранилось ни одной. А вот представители двух других типов вполне себе стоят в музеях. Сегодня мы поговорим о ТМ-1-180.



Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180. Парк Победы на Поклонной горе, Москва. Фото автора.


Среди всех советских железнодорожных установок, ТМ-1-180 была самой лёгкой, самой маленькой и самой многочисленной. Их построили двадцать штук, больше чем всех остальных установок вместе взятых. Основную часть установок изготовили в 1939-1940 годах. На первых установках стояли орудия с мелкой нарезкой (1,35 мм), потом стали делать глубокую (3,6 мм).

До наших дней сохранилось три установки. Одна стоит на Поклонной горе в Москве, вторая на форте Красная горка рядом с Петербургом, третья - в Севастополе.

На транспортёр установлена 180-мм морская пушка Б-1-П, длиной в 57 калибров. («Б» от наименования ленинградского завода «Большевик», бывшего Обуховского завода. «П» - поршневой затвор. Предыдущая версия орудия, «К», с клиновым затвором, вышла не слишком удачной).

Подобными пушками вооружали лёгкие крейсера, береговые установки и железнодорожные транспортёры. Береговая щитовая установка МО-1-180 с небольшими изменениями и послужила основой для башни железнодорожного транспортёра ТМ-1-180.

Заряжание картузное, скорострельность 3-4 выстрела в минуту, максимальная дальность стрельбы 35-37 километров (иногда даже указываются «точные» 37,7 км).



Пушка и вращающаяся открытая башня специфической формы хорошо выделяются на фоне утреннего неба. Заодно можно оценить размеры установки относительно подрастающих ёлочек. Фото автора.

Главная балка транспортёра опиралась на две четырёхосные железнодорожные тележки. На передней тележке стояли два дизельных двигателя и генератор, на задней - компрессорная станция. Таки образом транспортёр сам обеспечивал себя всем необходимым да ещё и мог передвигаться самостоятельно, без паровоза. Конечно, не быстро, автономная скорость до 14 км/час. Посередине главной балки стояла башня кругового вращения с противопульной бронёй. Толщина стенок лобовой части башни 38 (или 39) мм, боковых стенок и крыши - 20 мм.

Благодаря тому, что установка ТМ-1-180 была достаточно лёгкой (160 тонн), на ней удалось реализовать возможность кругового обстрела без постройки дополнительных железнодорожных путей («усов») и без оборудования стационарной боевой позиции. Установка могла вести огонь в любом направлении прямо с путей.

Естественно, перед этим надо было провести определённые подготовительные работы. На главной балке имелись домкраты и центральное основание, которое опиралось на брусья, уложенные на железнодорожные пути. Кроме того, «врастопырку» расставляли восемь опор, по четыре с каждой стороны транспортёра.



Мощные цилиндры сбоку - сложенные в походное положение опоры. Над тележкой устройство подачи боеприпасов. Фото автора.

Серийные установки ТМ-1-180 были сведены в четыре четырёхорудийные отдельные железнодорожные артиллерийские батареи (ождаб) - 12-ю, 17-ю, 18-ю и 19-ю.

Волею судеб, батареи, первоначально раскиданные от Черноморского побережья до Прибалтики, практически всю Великую Отечественную войну прошли в районе Ленинграда. В том числе и те, что достались противникам СССР.

17-й батарее не повезло - её направили на полученную по итогам Советско-Финляндской войны военно-морскую базу Ханко (на финском мысе Ханко, он же Гангут). Базу с началом Великой Отечественной осадили финские войска. Она продержалась до декабря 1941 года и была эвакуирована, а железнодорожные установки (в том числе все три находившиеся там 305-мм установки ТМ-3-12) приведены в негодность и брошены. Все они достались финнам и все были восстановлены.

Ещё две установки ТМ-1-180 финны затрофеили на Карельском перешейке в конце августа 1941 года. Как они пишут «в числе прочих военных трофеев захватили в районе Ваммелйоки-Ино еще 2 железнодорожных артиллерийских транспортера со 180/57-NI пушками, паровоз и 15 вагонов». Установки оказались слишком близко к линии фронта и при отступлении были захвачены прорвавшимися финскими войсками. Одна была полностью исправной, вторую успели вывести из строя.

Таким образом, в руках финнов оказалась четверть всех построенных установок ТМ-1-180. (И все построенные ТМ-3-12).



Центральная часть установки с башней и площадкой, под которую запиханы опорные бруски и прочее возимое имущество. Заодно видно ещё две опоры и тележку с компрессором. Фото автора.

В отличие от 305-мм установок, которые финны отремонтировали, но не успели пустить в ход, 180-мм транспортёры ТМ-1-180 после ремонта и восстановления успели повоевать против советских войск.

После поражения Финляндии в войне и заключения перемирия в сентябре 1944-го, все захваченные финнами железнодорожные установки были возвращены в СССР. Их подремонтировали и поставили в строй.

Таким образом, не смотря на захваты и попытки уничтожения, все установки ТМ-1-180 пережили войну и остались боеспособны.



Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180. Парк Победы на Поклонной горе, Москва. Фото автора.

Официально железнодорожные артиллерийские установки ТМ-1-180 сняли с вооружения в 1961 году.

(Версия для Яндекс Дзен)

поклонная гора, артиллерия, история, военное, железнодорожное, москва, музеи, видел сам, заметки

Previous post Next post
Up