Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

Sep 30, 2021 09:00

Рассматривая разновидности МВПС - моторвагонного подвижного состава железных дорог - мы коснулись, в основном, его современного и гражданского состояния. Однако, не так уж и давно, среди МВПС имелись и военные объекты. Мотоброневагоны.

Бронепоезд представляет собой забронированный паровоз, который перемещает бронеплощадки с вооружением. Словом, обычный железнодорожный состав с локомотивной тягой, только с военной спецификой. Мотоброневагон же подобен автомоторисе. Он передвигается самостоятельно и сам же несёт экипаж и вооружение. Конечно, при желании, мотоброневагон можно включить и в состав бронепоезда.

Про первый российский мотоброневагон, примечательный и конструкцией, и судьбой «Заамурец», построенный в единственном экземпляре в 1916 году, мы говорили в прошлый раз.

Теперь стоит поговорить про последние советские мотоброневагоны, не менее примечательные и малочисленные. Мотоброневагоны МБВ конструкции Кировского завода, построенные в 1936-1937 году в количестве двух единиц.





Мотоброневагоны МБВ разработали в конструкторском бюро СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде. Для конструкторского бюро это была первая самостоятельная разработка. Впоследствии оно станет ведущим КБ по тяжёлым танкам КВ и ИС.

Первый образец нового мотоброневагона был построен осенью 1936 года, второй - весной 1937-го. Мотоброневагон МБВ представлял из себя бронированную автомотрису с танковым двигателем М-17 (от среднего трёхбашенного танка Т-28). Толщина брони корпуса 10-20 мм, вооружение - три танковые башни с 76,2 мм пушками КТ-28 (опять-таки, от танка Т-28). А в башнях, кроме пушек, ещё и спаренные пулемёты ДТ. Плюс - четыре пулемёта Максим в шаровых установках в бортах. Плюс - счетверённая пулемётная зенитная установка М4 из тех же «максимов», расположенная внутри корпуса, способная выдвигаться и вести огонь через откидную крышу. Ну и в довесок - пулемёт ДТ в корме. Экипаж мотоброневагона - 34 человека (во время войны штат шагнул до 64 человек, из них 10 - вне броневагона).



Мотоброневагон МБВ №02. Корма с двигателем - слева, под ним двухосная тележка с обеими ведущими осями и колёсами «паровозного типа». Нос - справа, там опорная трёхосная тележка с колёсами «вагонного типа». В возвышении посередине - место командира, наблюдательный пост и радиорубка. Сверху имеется вращающаяся башенка с дальномером. Фото автора.

После постройки оба мотоброневагона усиленно гоняли и испытывали, переделывали, устраняли замечания и снова испытывали. После начала войны с Финляндией, решили отправить туда МБВ №02, проверить его в боевой обстановке. Пушки КТ-28 на нём заменили на более мощные Л-11 того же калибра. Такие пушки поначалу ставились на первые танки Т-34 и КВ-1. С середины января 1940 года и до окончания Советско-Финляндской войны МБВ №02 воевал на Карельском перешейке, в составе 7-й армии Северо-Западного фронта.



Башни крупным планом. Благодаря трёхкратной смене вооружения, бронировка выглядит весьма специфично. Торчащая из борта цилиндрическая штука - бронировка пулемёта Максим. Установки под пулемёты в кормовых нишах башен закрыты заглушками и заварены. Не ясно только, сделали это ещё при очередной смене вооружения во время войны, или после. Фото автора.

После начала Великой Отечественной МБВ №02, находившийся в Ленинграде, так и остался на севере и воевал на ленинградском направлении. Летом 1943 года его снова перевооружили. Пушку Л-11 сменила очередная танковая пушка, Ф-34, всё того же трёхдюймового калибра. (Замена шла, хоть и с большим отставанием, вслед за танками - на Т-34 уже давно вместо пушек Л-11 ставили пушки Ф-34).



На этой фотографии запечатлён тот момент, когда мотоброневагон был вооружён пушками Л-11. На крыше каждой башни установлены пулемёты ДТ - для защиты от авиации противника.

После войны, в 1947 году, мотоброневагон отправили на военный склад в Брянске. Там старенький бензиновый двигатель М-17 заменили на дизель В-2-34 а выдвижную счетверённую пулемётную установку демонтировали. В 1960 году МБВ №02 поучаствовал в съёмках фильма «Крепость на колёсах», изображая часть бронепоезда. В 1965 году мотоброневагон передали на хранение в Кубинку, где он и находится до сих пор.



Кадр из фильма «Крепость на колёсах» (1960 г.), немцы из миномётов обстреливают советский бронепоезд. Характерный силуэт мотоброневагона МБВ №02 хорошо различим (третий справа, массивный объект после двух платформ).

Мотоброневагон МБВ №01 на начало войны был в ремонте и полуразобранном состоянии. Его срочно восстановили, осенью добавили брони, экранировав корпус 15-25 мм дополнительными листами, доведя до общей толщины 30-40 мм. В отличие от своего собрата, всю войну крутившегося на севере, возле Ленинграда, МБВ №01, немного повоевав на Калининском фронте, после очередного ремонта попал в противоположную сторону, на юг. Летом 1942 года он был отправлен в Сталинградский военный округ и 20 августа прибыл в Астрахань. Потом были Ростов, Таганрог, Крым… В конце 1944 года мотоброневагон перевооружили, заменив короткоствольные пушки КТ-28 на Ф-34, а в феврале 1945 направили в состав 1-го Белорусского фронта, с которым он и закончил войну. В августе 1953 года мотоброневагон МБВ №01 отправили на военный склад в Брянске. Там его следы теряются - вероятно, в шестидесятые годы он был отправлен в металлолом.



Мотоброневагон МБВ №01 ещё до перевооружения, с пушками КТ-28 в башнях. У мотоброневагона оригинальная маскировка - поверх белого «зимнего» фона накрашены две чёрные параллельные полосы, имитирующие рельсы, что должно было затруднить опознание с вражеских авиаразведчиков.

После войны особых перспектив у существовавших железнодорожных бронеединиц не имелось. Да и во время Великой Отечественной они уже были чрезвычайно уязвимы, особенно для авиации. Потому послевоенная судьба мотоброневагонов не удивительна.

Бронепоезда расформировывали, с их бронепаровозов снимали броню и возвращали в народное хозяйство в качестве обычных локомотивов. С мотоброневагонами специальной постройки так поступить было невозможно, военную ценность они утратили, в гражданском хозяйстве были не нужны. То, что в бронетанковом музее в Кубинке сохранился хотя бы один подлинный мотоброневагон уже счастье.

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

кубинка, история, военное, железнодорожное, музеи, видел сам, заметки

Previous post Next post
Up