Когда вагон - сам себе локомотив

Sep 28, 2021 09:00

Моторвагонный подвижный состав железных дорог.

Во времена паровозов основным видом железнодорожных составов были составы с локомотивной тягой. То есть, вот локомотив - паровоз, что тянет вагоны. А вот к нему вагоны, что сами по себе ехать не могут, поскольку никакими двигателями не оборудованы. Обычное дело. Да даже если и хотели впихнуть нормальный паровой котёл с паровой машиной и нормальный пассажирский салон (или грузовое помещение) на одну платформу, ограниченную в габаритах, это было довольно проблематично. Да, такое было, и паровозо-вагоны строили, для специальных целей. Но, всё же, гораздо чаще на железных дорогах имелось чёткое «разделение труда» - вагоны отдельно, локомотивы отдельно.



Пассажирский паровоз Су253-15 выпуска 1950 года. Фото автора.

Когда к паровозам присоединились тепловозы и электровозы, ситуация заметно изменилась. Научно-технический прогресс не стоит на месте! Моторных вагонов стало гораздо больше. И их разнообразие пошло вглубь и вширь. В нашей стране, с её любовью к аббревиатурам, даже возникло такое понятие, как «МВПС» - моторвагонный подвижной состав.


Принципиальное отличие такого состава от состава с локомотивной тягой - наличие вагонов, приспособленных для перевозки пассажиров или груза и одновременно оборудованных двигателями для тяги. Такими «моторвагонами» могут быть как отдельные вагоны состава, так и все его вагоны.

Подавляющее большинство моторвагонов (как прежних, так и ныне действующих) - пассажирские и специальные (служебные, ремонтные). Коммерческие грузовые среди них большая редкость.

Вы считаете, что термин «моторвагон» что-то редкое и специфическое? Вы такого никогда не слышали?

Но, скажем, такое, если не всем, то большинству известное явление, как «электричка» - электропоезд - тоже моторвагонная структура. У электропоезда имеются головные вагоны (для управления, не обязательно с мотором), моторвагоны, движущиеся на электрической тяге (не обязательно головные), и сколько-то, не слишком много, вагонов прицепных. Если электропоезд совсем уж маленький, прицепных вагонов может вовсе не быть, одни моторвагоны.



Головной моторный вагон электропоезда ЭР2-963-09. Построен на Рижском вагоностроительном заводе в 1972 году. Фото автора.

Другая разновидность - дизель-поезд. Как в составах с локомотивной тягой применяются электровозы и тепловозы, так и в моторвагонных составах наряду с электропоездами есть дизель-поезда. («Тепло-поезд» как-то не звучит, согласитесь). Дизель-поезда, по большому счёту, служат подпоркой электропоездам - их используют на неэлектрифицированных и частично электрифицированных линиях, на которых они выполняют функции свойственные электропоездам.



Головной моторный вагон дизель-поезда Д1-719-3. Изготовлен для Советского Союза на венгерском на заводе «Ganz-MAVAG» в 1984 году. Фото автора.

Случай из жизни.
Пример частично электрифицированной линии, на которой, тем не менее, пустили электропоезд, а не дизель-поезд. Выехав из Санкт-Петербурга на электропоезде, я прибыл в Псков на том же электропоезде, но не на электрической тяге - там, где электрификация кончилась, состав подхватил обычный линейный тепловоз, и доставил до станции назначения. В обратную сторону было наоборот - тепловоз вывел из Пскова электропоезд, довёл его до электрифицированного участка, отстыковался, и дальше электропоезд шёл сам.



Головной моторный вагон дизель-поезда ДР1-032-3 построенный на Рижском вагоностроительном заводе в 1969 году. Фото автора.

Ещё один частный случай моторвагонного подвижного состава - автомоториса. Это уже не целый состав, а одиночный моторный вагон. Специально оборудованный, как самостоятельная единица.



Представитель «пассажирских автомоторис». Как раз того времени, когда «личные вертолёты и бизнес-джеты» были ещё не актуальны, но люди, которые могли бы себе это позволить, уже были. Трофейная румынская автомоториса ABam/мот-758. Изготовлена в 1939 году компанией Николае Малакса. Фото автора.

Автомоториса может быть и пассажирский, но в наши времена это гораздо чаще железнодорожная служебная единица. Под «автомоторисой» понимают именно «тепловозную» - дизельную - разновидность. Одиночный самоходный вагон с электротягой (а такая экзотика наверняка будет служебно-железнодорожной) называют электромоторисой.



Типичная служебная автомоториса. Автомоториса дизельная монтажная АДМ 751 изготовления Тихорецкого завода, 1988 года. Фото автора

В разновидности мелкого моторвагонного подвижного состава, вроде рельсового автобуса или вагонов метрополитена, мы вдаваться не будем. Ведь там и до трамваев недалеко.



Рельсовый автобус РА1. Конкретно этот образец, пока хранящийся в отстойнике музея - самый первый экземпляр, РА1-0001. Фото автора.

Всё это мы обсудили в общих чертах. О некоторых конкретных представителях МВПС поговорим подробнее отдельно, но уже в другой раз.

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

железнодорожное, музеи, видел сам, петербург, заметки

Previous post Next post
Up