Самая короткая железная дорога и не только

Jun 05, 2021 11:00

(Версия для канала Яндекс-Дзен - там более подробно)

Краткий экскурс в историю на фоне железнодорожного строительства.

Обычно, если вспоминают о каком-нибудь объекте, то о «самом большом». Самое высокое здание, самая глубокая шахта, самый длинный тоннель…
А я хотел бы вспомнить самую короткую железную дорогу. Которая, понятное дело, расположена в самом маленьком государстве.
Заодно вспомним кое-какие исторические события.



Железнодорожные пути словно в заброшенной промзоне. И никаких следов наката. Фото автора.

Если повернуть голову влево, можно увидеть и неказистый вокзал при этих железнодорожных путях, и «привокзальную площадь», забитую личным автотранспортом местного населения. (Которое, если разобраться, не совсем-то и местное).



Здание вокзала… и пара-тройка товарных вагонов. Фото автора.

Ну а теперь пару слов о самой короткой железной дороге - железной дороге Ватикана.

Начнём издалека.

Началось всё ещё с папы Пия IX, который сам по себе был примечательной персоной. (Одно его полное «мирское» имя чего стоит - Джованни Мария Джамбаттиста Пьетро Пеллегрино Исидоро Мастаи де Ферретти).

Родился он в 1792 году, то есть в сознательном возрасте застал аж господство Наполеона в Италии, Мюрата как короля Неаполя и прочие интересные вещи. Всю жизнь страдал эпилепсией, что не помешало ему достичь карьерных высот в католический церкви. Избран папой римским в неспокойном 1846 году. Там восстания, революции, начало американо-мексиканской войны… А через пару лет и вовсе волна революций в Европе и самой Италии. Весёлое время.
Умер Пий IX в 1878-м, уже в объединённом Королевстве Италия, став последним папой, обладавшим светской властью в ликвидированной итальянцами Папской области. Формально, его нахождение в должности папы римского второе по продолжительности из всех римских пап. Но, в связи с тем, что первым по продолжительности считается понтификат самого апостола Петра…

Буквально пару месяцев спустя после избрания в 1846 году, папа Пий IX затеял строительство железных дорог в Папской области - от Рима в сторону Неаполитанского королевства, в Чепрано, от Рима в прибрежный город Чивиттавеккья (на Тирренском море), от Рима в прибрежную Анкону (на Адриатическом море) и в Болонью. Фактически во все стороны от Рима, на север, юг, запад и восток, в города, входящие в Папскую область.

Однако построить успели далеко не всё. Дорогу в самый близкий пункт, Чивиттавеккью, всего в 73 километра длиной, открыли только в 1859 году. И в силу определённых обстоятельств, покататься на собственном паровозике по собственной железной дороге папе не удалось.



Вид на практически всю протяжённость ватиканской железной дороги с купола Собора Святого Петра. Станция Святого Петра итальянских железных дорог (видна рядом с ярко-синими подъёмными кранами) - её начальный пункт.
Кстати, видите напротив станции явно православную церковь, с маковками-луковками? Это храм святой великомученицы Екатерины, построенный в начале XXI века (хотя планировали строительство ещё при Николае II). Расположен на территории резиденции российского посла. (Само посольство в другом месте). Фото автора.

Небольшое отступление про эти «обстоятельства».

Если вы помните, в Италии всю середину XIX века было неспокойно - революционные бурления, движение за объединение Италии, граф ди Кавур, Джузеппе Гарибальди, всё такое. Войны с Австрией, внутренние военные, политические и социальные конфликты. А ещё внешнеполитическое вмешательство. (Французская империя Наполеона III хотела подкузьмить Австрийской империи и поддерживала Сардинское королевство, но Рим итальянцам отдавать не собиралась, как и вообще допустить итоговое объединение Италии вокруг Сардинского королевства). Словом, шло Рисорджименто.

С внешними союзами у итальянцев тогда вообще занятно получалось.
Как тут не вспомнить, что в обмен на будущую политическую поддержку Наполеона III, Сардинское королевство, главный двигатель объединения Италии, вписалось в войну с Россией. Да-да, та самая Крымская война 1853-1856 гг. (когда Россию «кинул» её союзник - Австрия).
В союзе с Францией итальянцы Сардинского королевства затеивают в 1859 году войну с Австрией, по итогам которой получают север Италии. Понятное дело, французам объединённая Италия была ни к чему, им нужна была слабая Австрия. (Центр и юг постепенно втягиваются в единое государство без внешних войн).
Во время австро-прусской войны 1866 года Италия была союзником Пруссии, и, не без политической помощи той же Франции, получила Венецию после поражения Австрии.
Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов, будучи союзниками Пруссии, итальянцы занимают Рим, из которого был выведен французский гарнизон. На этом Рисорджименто завершается, Италия была объединена в единое Королевство.
(Дальнейшие метания Италии между Францией и Германией отдельная история. Для итальянцев это вообще национальная забава - средневековые гвельфы и гибеллины, Итальянские войны XVI века, Тройственный союз и Антанта, Ось и Союзники, и всё такое прочее).



Два виадука, дальний - итальянский, ближний, заворачивающий в правый нижний угол - ватиканский. К сожалению, с такого расстояния не видно, что среди травертиновой отделки кирпичных опор имеются гербы Савойскиой династии, оставшиеся от итальянских королей, и ликторские пучки, оставшиеся от итальянских фашистов. Фото автора.



Перед ватиканской стеной пути раздваиваются, и в ворота входят уже две линии. В небольшом тоннельчике, в Ватиканском холме, ответвляется и два коротеньких тупичка, подходящих к станции. В центре кадра здание вокзала. Фото автора.

Но вернёмся к железным дорогам Папской области.

Территория, подконтрольная римским папам со времён Средних веков, стремительно схлопнулась в течение года-двух после Австро-итало-французской войны 1859 года. По сути, у папы римского, того самого Пия IX, остался только сам Рим. И то, только благодаря французам и их военной силе. Те железные дороги, что успели построить в Папской области, отошли Королевству Италия, официально провозглашённому в 1861 году. Рим, кстати, провозгласили столицей, но занять его, из-за французского гарнизона, стеснялись. Потому король и правительство новой Италии сидели в Турине.

Естественно папа, который перед избранием слыл либералом, и на которого, сразу после избрания, возлагали надежды как на будущего «объединителя Италии», все силы бросил на сохранение своей власти, ему стало не до строительства железных дорог. Да и какой смысл кататься по Риму на паровозике? Не разгонишься, в окошко не посмотришь, чайку из стакана в подстаканнике не попьёшь, варёное яичко с солькой из спичечного коробка не съешь.



Как тут не вспомнить о волшебной силе искусства. Перед нами картина Карла Брюллова, запечатлевшая радость итальянцев от выступления папы римского с балкона Латеранского дворца в 1846 году. Вот только написана эта картина Брюлловым была в 1850-м. Когда итальянские симпатии уже перекочевали от казавшегося «либеральным объединителем» папы к реальному объединителю, сардинскому королю из савойской династии Виктору-Эммануилу II. Место и обелиск на картине и фотографиях однозначно те же самые, расхождения тут на совести художника.

С началом франко-прусской войны 1870-1871 гг. французский гарнизон из Рима отозвали. Не на фронт, а чтобы не бесить итальянцев. Наполеон III забоялся что итальянцы, пропрусски настроенные ещё с австро-прусско-итальянской войны 1866 года, откроют «второй фронт». В войну итальянцы не влезли, но Рим, обороняемый только папскими войсками, тут же заняли. Не без некоторых потерь с обеих сторон. На круг почти семьдесят человек вышло. Не много, но достаточно, чтобы не считать занятие Рима мирным и «символическим». Папа римский выехал из своего Латеранского дворца и заперся в Ватикане, официально обидевшись на весь свет. Точнее - на Королевство Италия.



Латеранский дворец (XVI века постройки) и древнеегипетский обелиск в честь фараона Тутмоса III (XV век до н.э.) перед ним. Обелиск был вывезен из Египта в Рим в 357 году и был установлен в Большом Цирке. На это место упавший обелиск, самый высокий и самый тяжёлый в Риме, перенесли в 1587 году. Фото автора.

Помирились они только в 1929 году, когда в Латеранском апостольском дворце между представителями папы Пия XI и премьер-министром Бенито Муссолини, который представлял интересы короля Виктора-Эммануила III, был заключен договор, определяющий статус Ватикана и папы римского, известный как Латеранские соглашения.

Среди прочего, в своей статье 6, «Договор между Святым Престолом и Италией» гласил:

«…Кроме этого, предусматривается железнодорожное сообщение Государства путем строительства железнодорожной станции в Граде Ватикан в месте, указанном на Плане (Приложение I), и посредством движения собственных транспортных средств Ватикана по итальянским железным дорогам.
<…>
Всё вышеуказанное будет осуществлено за счет Итальянского государства и в течение года с момента вступления в силу настоящего Договора».



План, прилагавшийся к Латеранским соглашениям. «Staz.ferrov» - Stazione ferroviaria - та самая железнодорожная станция,которую предполагалось построить на территории Ватикана.
Кстати, обратите внимание на штрихпунктирный периметр на плане - это остатки древней Леонинской стены, построенной вокруг тогдашнего Ватикана аж в IX веке, при папе Льве IV. Обозначенный жирным пунктиром периметр, являющийся современной границей Ватикана, идёт по укреплениям XVI-XVII века.

Работы по строительству железной дороги начались буквально через пару месяцев по заключении Латеранских соглашений. От римской станции Святого Петра (Stazione di Roma San Pietro) к Ватикану были проложены пути, а на его территории построена станция. Безымянная, что для ватиканской территории не характерно. Там чуть не каждый чих либо посвящён кому-нибудь, либо именован в честь чего-нибудь. Ладно, не совсем безымянная, «Читта дель Ватикано». Но что это за название такое «Град Ватикан»? Ничего интересного.



Станция Читта дель Ватикано и ворота, перекрывающие железнодорожные пути. За воротами уже Италия, здесь, внутри, Ватикан. Фото автора.

Причём, соединить итальянские железные дороги со вновь построенными ватиканскими оказалось не так уж и просто. Не зря Ватикан - античный холм, хоть и не входящий в число классических античных римских «семи холмов». Пришлось изгаляться и строить виадук. Который, кстати, построили абсолютно в римских традициях, кирпичным, но с травертиновой отделкой.

Первый пробный паровоз доехал из Италии до Ватикана в 1932 году, но соглашение, урегулировавшее эксплуатацию и обслуживание линии, было заключено только в 1934 году.

Персонал и подвижный состав ватиканской железной дороги принадлежит Италии, правила железнодорожных перевозок тоже итальянские. Ватиканского там, пожалуй, только название. Но в таких делах внешний формализм значит многое.



Ватиканские железные дороги на территории самого Ватикана. Кстати, видите справа две радиомачты рядом с небольшим домишкой? Там, после Латеранских соглашений, Гульельмо Маркони организовал ватиканскую радиостанцию. Функционирует и сейчас. Фото автора.

Первым папой римским, который, наконец, проехался по ватиканской железной дороге, был Иоанн с номером аж 23. Он вообще был неординарным папой. Даже по имени неординарным - после средневекового антипапы Иоанна №23 начала XV века, папы римские тщательно избегали имени «Иоанн». (Да и потом, после, появились всего лишь «двойные» два «Иоанна-Павла»). В должности этот необычный папа был с 1958-го по 1963-й. Вы чувствуете времена, да? Заняв должность после Пия XII (который был папой аккурат с 1939 по 1958, дружил с фашистами и слал проклятия в сторону коммунистов), новый папа пошёл по пути модернизации церкви, отказа от узколобого консерватизма и встал на рельсы пацифизма. Вы только подумайте, в дни Карибского кризиса Иоанн XXIII призывал всех мирно договариваться, а не жахнуть по «еретикам-коммунистам» «святой ядерной бомбой», вот до чего дошёл. Не удивительно, что именно такой пожилой и бесстрашный папа впервые рискнул лично прокатиться по ватиканской железной дороге.



Сейчас в Ватикане имеется и гораздо более «модерновый» вид транспорта. Перед нами вертолётная площадка. Фото автора.

С тех пор много воды утекло, но железная дорога Ватикана продолжает функционировать в том же режиме. То есть худо-бедно. В основном редкими товарными перевозками. Основной товаропоток в Ватикан и из него идёт автотранспортом. Для особых экстренных случаев есть вертолётная площадка (которой чаще пользуются в пассажирских целях). Железнодорожный транспорт тут скорее экзотика. Именно в качестве экзотики для туристов изредка пускают пассажирский рейс. Но всё остальное время пути ржавеют и зарастают травой без присмотра.

италия, история, железнодорожное, очерки, сказки об италии, рим, ватикан, видел сам, поездки

Previous post Next post
Up