Сказки об Италии №30: «Я художник, я так вижу: Замок Святого Ангела, Рим»
(
Версия для канала Яндекс-Дзен)
Триста лет римского Замка Святого Ангела в картинах и фотографиях.
Вы наверное знаете такую околоисторическую забаву, которую можно условно назвать «Было-Стало». Берём две фотографии, снятые плюс-минус с одной точки, на которых изображена одна и та же местность, но одна из фотографий современная, другая - более-менее старая. И сравниваем. Что было, и что стало.
Занятие достаточно увлекательное, но и ограниченное по времени сравнения. Сами понимаете, добыть фотографию хотя бы начала XIX века проблематично - за отсутствием фотографии как таковой.
Река Тибр, Замок Святого Ангела и Мост Святого Ангела. Рим, фото автора.
И тут нам на помощь приходят художники. Которые со времён неолита изрядно наловчились в мастерстве изображения, и аккурат к изобретению легкодоступных методов фотографирования переступили черту фотореалистичности и покатились ещё дальше, в абстракцию.
Река Тибр, Замок Святого Ангела, Мост Святого Ангела и ватиканский Собор Святого Петра на горизонте. Рим, фотография 1868 года.
Для наших целей подойдут те картины, когда «достоверно» рисовать уже научились, а фотографию ещё не изобрели. Реализм, никакого абстракционизма, пейзажи и жанровая живопись. Ну и художники, как правило, подойдут не самые-самые именитые, не на пике славы. Те, как правило, даже в пейзажах любят запечатлеть не то, что видят их глаза, а то, что рисует в голове воображение. Впрочем, фотографиями тоже воспользуемся.
Конечно, сравнить «один в один» картину XVIII века с современными фотографиями не получится. Но посмотреть как выглядел какой-нибудь объект двести или триста лет назад попробовать можно. Пока не изобретут машину времени, другого способа буквально «заглянуть» вглубь веков не наблюдается.
Гаспар ван Виттель, 1690-е годы.
Продолжение по ссылке здесь.