Музейный экспонат. Необычный «Сокол»

May 20, 2021 13:30

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

Один музейный экспонат и немного истории военной авиации.

Однажды, в нашем местном маленьком и скромненьком краеведческом музее, в отделе, посвящённом ЭВЗРКУ ПВО ( Энгельсское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО), увидел я под стеклом витрины вот такой занятный экспонат:



Экспонат в энгельсском краеведческом музее. Фото автора.

В принципе, всё видно на подписях. Памятка-определитель для артиллеристов-зенитчиков с силуэтами немецких самолётов. Подобных изданий, как больших и более-менее подробных альбомов, так и кратеньких простеньких памяток, была масса. Тут интереснее не столько подлинность брошюрки, сколько самолёты, изображённые на открытом развороте. Точнее, один самолёт, потому как со вторым всё ясно и понятно.

Сначала пару слов о том самолёте, с которым всё понятно.

Слева изображён обычный Bf 110, у нас чаще именуемый Me-110. Фирма звалась «Байрише Флюгцойгверке», отсюда и индекс. Фамилию Вилли Мессершмитта увековечили в индексах самолётов позже. Знаменитый «худой»-«мессер»-«сто девятый», он ведь тоже «Bf» - Bf 109. А, скажем, «реактивная ласточка», «Швальбе», уже Me 262.

Чтобы закруглить вопрос с Bf 110.
Создавался он как тяжёлый истребитель, и прозвище получил специфическое - «Zerstörer», «Разрушитель» сиречь. Он должен был «разрушать» вражескую ПВО, расчищая небо для своих бомбардировщиков. «Церштёрерами» немцы зовут, кстати, эсминцы. В английском эсминцы, что характерно, тоже «Destroyer». (В «Звёздных войнах», если вы помните, были имперские «стар дестроеры», которых, с какого-то перепугу, перевели как «звёздные разрушители», а не «косм.эсминцы»).
Но карьера истребителя у «сто десятого» как-то не очень задалась. Уже во время Французской кампании стало ясно, что противостоять одномоторным истребителям на равных он не может, Битва за Англию показала это во всей красе. Постепенно Bf 110 отэволюционировал в сторону многоцелевого самолёта - не только тяжёлый истребитель, но и разведчик, и ударный самолёт. Реабилитировался в качестве ночного истребителя - на него ставили радары, благо размеры и экипаж из двух человек позволяли это сделать. На ночные истребители ставили и такое творение сумрачного тевтонского гения, как «Schräge Musik» - пушки, установленные сверху в фюзеляже под углом к оси самолёта. Назначение такой «косой/неправильной музыки» - стрельба вверх-вперёд. Подкрался, значит, оборудованный «шрёге музик» истребитель под брюхо к бомбардировщику, в мёртвую зону, не простреливаемую оборонительными турелями, и засандалил пару очередей.
«Сто десятого» регулярно пытались снять с производства и заменить на другие двухмоторники (Me 210, Me 410), но так и не смогли, производство его длилось с 1938 года и почти до конца войны. Изготовили в общей сложности более шести тысяч самолётов разных модификаций.



Самолёт-разведчик Bf 110C-5.

Кстати, обозначенная в брошюрке модификация, «Bf 110С-5», это разведчик, с фотоаппаратом в фюзеляже и без носовых пушек, изготовленный в количестве 100 экземпляров. (Серию «С» закончили выпускать летом 1940 года).

Ну а теперь к тому самолёту, что изображён на развороте брошюрки справа. Фокке-Вульф Fw 187.

Из всех «фокке-вульфов» у нас наиболее известны два. Истребитель Fw 190 (который, всё-таки, среди нас, простых обывателей, уступает «по славе и узнаваемости» первенство «мессеру»). И, конечно, разведчик Fw 189, который «рама». (Правда, есть ещё и третий известный «фокке-вульф» - четырёхмоторный гигант Fw 200, ну да бог с ним).
Ну а этот, из брошюрки, откуда такой?

Надо сказать, что самолёт такой у немцев действительно был, но его наличие в брошюрке-памятке весьма неожиданно. Ведь чтобы его увидеть, советским зенитчикам пришлось бы приложить неимоверные усилия.

Да, кстати, забыл сказать о названиях. У «мессера»-«сто девятого» с немецкими названиям как-то не сложилось, самолёты звали по буквам модификаций: Bf 109E - Эмиль, «F» - Фридрих, «G» - Густав, никакой фантазии. А вот Фокке-Вульфы имели официальные названия. Правда, насколько они были распространены - другой вопрос.

Fw 190 именовался «Würger». Приходилось видеть тексты, в которых название давалось просто в буквальном переводе - «Душитель». Из чего, порой, делались весьма неожиданные и нелестные выводы. Хотя всё гораздо проще: без буквального перевода, по смыслу, получается «Сорокопут». Птичка такая, мелкая, но хищная. (Тут надо отметить, что родовое название этих птичек на латыни lanius, «мясник», что, таки, символизирует).
«Рама» Fw 189 у немцев звалась, конечно, не рамой, а «Филином» - «Uhu». И, вполне ожидаемо, здоровенный Fw 200 именовался «Condor».

Для нашего Fw 187 тоже припасли красивое «птичье» наименование - «Falke» - «Сокол». Вот только не смотря на красивое название, «Сокол» этот остался широкой публике практически неизвестен.



Опытный самолёт Fw 187V1. Силуэт самолёта чем-то неуловимо напоминает немецкий одноместный двухмоторный штурмовик Хеншель Hs 129.

Казалось бы, как в известном интернет-мемасике - «там самолёт - и тут самолёт, там два двигателя - и тут два двигателя». Не зря же Fw 187 и Bf 110 поместили в брошюре рядом. Но «Фальке» от «Церштёрера» заметно отличался. Никакой «многофункциональности» в него поначалу не закладывалось, чистый двухдвигательный истребитель, одноместный, без оборонительного вооружения и бомб, с большой дальностью полёта.

В 1937-1938 годах облётывали первые прототипы. И всё бы ничего, но тут ведь и Bf 110 нарисовался! Который хоть и был медленнее, но гораздо универсальнее. В рейхсминистерстве авиации считали, что одноместный двухмоторный тяжёлый истребитель - это разбазаривание средств (знали бы они про американский P-38 «Lightning»), а двухместный - самое оно. Потому на очередной, четвёртый, прототип «Фальке» засунули второго члена экипажа. Из этих четырёх прототипов два разбили (в одной из аварий и пилот погиб), но, всё же, решили запускать предсерийную партию аж в пять машин двухместной модификации Fw 187A-0. Которые и были готовы к середине 1939 года.



Предсерийный самолёт Fw 187A-0 в полёте. В носу торчит, конечно, не «пушка», а приёмник воздушного давления.

Немцы, как известно, любят орднунг, а значит и точные и хитрые системы обозначений. Прототипы в авиации обозначались буковкой «фау» от слова «Versuchs». Например, Fw 187V4 - четвёртый опытный образец модели Fw 187. Серии обозначались буквами по порядку. Иногда, конечно, с пропусками и не по порядку. Модификации внутри серий - цифрами по порядку. Иногда конечно… Ну, вы поняли. Орднунг же! (Это мы ещё не берём в рассмотрение дополнительные буковки в индексах, типа «R» («Rüstsatz» - «полевой модификационный комплект») и «U» («Umrüst-Bausatz» - «комплект для переоборудования») к которым тоже довешивались циферки. (Ну, например Fw 190A-3/U4 или Fw 190A-6/R7). Предсерийные машины шли с «ноликом» в индексе, как наш Fw 187A-0.

Из пяти построенных предсерийных образцов первый не летал, отправившись на статические испытания, а последний быстро разбили. Третью машину разбили в апреле 1941 года.
Fw 187 ещё несколько раз попытались «протолкнуть в серию»: с другими двигателями (один прототип построили), в виде скоростного пикировщика (остался на бумаге), потом ещё раз, с очередными двигателями (прототип не достроили). В итоге, дело так и заглохло.



Предсерийный самолёт Fw 187A-0. Тут возникают поверхностные аналогии силуэта не только с Hs 129, но и с Me 262. (Треугольный в сечении фюзеляж, основное вооружение по бортам, выступающая кабина. Понятное дело, что эти ассоциации уровня «один самолёт просто похож на другой самолёт потому, что оба они самолёты :-) ).

Вот, собственно, и всё. Два уцелевших предсерийных Fw 187 на Восточный фронт никогда не отправлялись (какое-то время они болтались в Дании). Да даже если бы они и были на Востоке, смысла их появления в нашей памятке-определителе не имелось никакого. Ведь таких самолётов было всего два жалких экземпляра!
Тем не менее, Fw 187 присутствует не только в этой брошюре, но и во многих других советских памятках и альбомах для определения немецких самолётов.



Предсерийный самолёт Fw 187A-0 на земле. Такому здоровенному окну в полу кабины позавидовали бы иные штурмовики и пикирующие бомбардировщики.

Тут можно только поаплодировать немецкой контрразведке. Навели, заразы, тень на плетень. Ведь после Французской кампании, в целях дезинформации, всем «заинтересованным сторонам» усиленно вешалась лапша на уши о том, что в роли «церштёрера» Bf 110 будет скоро заменён на Fw 187. Вот наши и подстелили соломку.

Как выяснилось - излишне.

саратов/энгельс, авиация, история, военное, музеи, видел сам, заметки

Previous post Next post
Up