Советские танки и советский художественный авангард, ч.3

May 01, 2021 09:00

Советские танки 1920-1930 гг. и советский художественный авангард. Художница Е.С. Зернова и её танки.

Часть 1.

Часть 2.

В предыдущих частях мы посмотрели на запечатлённые художницей Е.С.Зерновой многочисленные танки МС-1 и БТ. Пришла очередь её «эпической» картины 1933 года «Наступление танков». На которой присутствует ещё один символ отечественного танкостроения тридцатых годов. Лёгкий танк Т-26.



Е.С. Зернова, «Наступление танков», 1933 г.

Но прежде чем перейти непосредственно к танкам, посмотрим на некоторые другие детали этой картины.
Что тут бросается в глаза прежде всего?

Конечно, внимание сразу привлекает страдальческие выражения лиц пулемётного расчёта, тянущего за собой «максим». Пока коллеги весело и сосредоточено бегут рядом налегке, с «трёхлинейками», пулемётчики тащат по кочкам и корягам свой пулемёт. За тридцать килограммов сам «максим» и ещё столько же - его станок. То ещё удовольствие.



«Максимы» на любой вкус. И даже на тачанках. Музей техники Вадима Задорожного. Фото автора.

На примере этих музейных пулемётов можно быстренько проследить эволюцию (хоть и не с самого начала) знаменитого «максима» в России и СССР.
От пулемёта образца 1910 года, с характерным гладким кожухом. Через образец 1910/30 года, с привычно узнаваемым рифлёным кожухом. К варианту 1940 года - с широкой горловиной для залива воды. Идею подсмотрели у финнов - в такую горловину не только проще было воду заливать, но и можно было заталкивать снег со льдом.

Логично предположить, что на картине Зерновой бойцы волокут пулемёт образца 1910/30 года. Уж таких штуковин художница повидала много, у неё есть множество рисунков и эскизов всяких пулемётов. Не только «максимов», но и такой экзотики, как американский Кольт-Браунинг M1895 или французский Сен-Этьен образца 1907 года.



Е.С. Зернова, «Пулемёт», 1930-е. Тут кожух водяного охлаждения явно изображён гладким.

Но, пожалуй, интереснее тут не пулемёт, а каски красноармейцев.

Мы-то больше привыкли к виду СШ-40, той самой «каске» времён Великой Отечественной. Ну или более ранняя модель, СШ-36, «ушастенькая» «халхинголка», она тоже особого удивления не вызывает. А тут, на картине, французская каска Адриана!

Впрочем, шлем M1915, более известный по имени генерала Адриана, использовали не только французы. И не только во время Первой Мировой войны.



Русский вариант каски Адриана в ЦМВС. Фото автора.

В русскую армию каски Адриана попали в 1916 году. На место французской гренадёрской гранаты приделали имперского орла, на том «переделки» и закончились. Зачем на такую утилитарную вещь понадобилось лепить такую сложную деталь - непонятно.

Ну а от царской армии, эти каски достались в наследство РККА. Орла убрали, а на его место приделали здоровенную красную звезду. Так и получились те каски, что мы видим на картине Зерновой.

Но пехота с её заморочками ладно, посмотрим, наконец, на танки.

На картине хорошо узнаваем один из символов отечественного танкостроения тридцатых годов, лёгкий танк Т-26. Который, среди другого прочего, примечателен тем, что за время производства сменил несколько типов вооружения. И несколько типов башен, в которых это самое вооружение было расположено.

Пусть количество ныне существующих Т-26 заметно больше чем сохранившихся БТ, которые мы рассматривали ранее, изрядная доля из них - макеты. Собранные с использованием лишь отдельных деталей от разных танков. А то и вовсе полностью новодельные. Поэтому в качестве иллюстраций будем использовать те танки, которые не совсем уж современные макеты.

Самый первый вариант танка, унаследованный от английского прародителя, - двухбашенный, с пулемётным вооружением.



Двухбашенный пулемётный Т-26 в московском Парке Победы на Поклонной горе. Фото автора.

Танк был выпущен в 1932-1933 годах. На лобовой лист подбашенной коробки наварена дополнительная броня. Во время войны входил в состав 86 отдельного танкового батальона. Ночью 27 сентября 1942 года, во время переправы через Неву, был обстрелян артиллерией, сполз с парома и затонул. Подняли со дна Невы танк в 1989 году.
Причём, на момент подъёма в башнях имелись свои, натуральные, пулемётные установки с пулемётами ДТ. Но когда танк попал на Поклонную гору, вместо них уже были наварены имитации кожухов пулемёта «максим». Сейчас псевдо-«максимов» уже нет, но и ДТ на место не вернули, поставили какие-то невнятные трубки.

На картине Зерновой танк изображён в профиль, так что количество башен неочевидно. С другой стороны, отчётливо видно два ствола. Одинаковой длины, но заметно разного диаметра. С третьей стороны, форма башни (или башен) больше похожа на таковую у БТ-2. Во всяком случае, характерной для однобашенного Т-26 ниши башни однозначно не наблюдается. Всё-таки предположим, что у Зерновой изображён именно двухбашенный Т-26, но уже со смешанным, пушечно-пулемётным вооружением. На таких Т-26 в правой башне вместо пулемёта стояла 37-мм короткоствольная пушечка.



Двухбашенный пушечно-пулемётный Т-26, стоявший в бронетанковом музее в Кубинке. Фото автора.

Танк имеет серийный номер 97, был выпущен в 1932 году. В конце 1930-х танк прошел модернизацию. После войны танк попал в Кубинку, где и находился до 2016 года, когда был перевезён в Парк Патриот.

В 1933 году, когда Зерновой была создана картина «Наступление танков», в карьере Т-26 случился заметный поворот - он стал однобашенным, с вооружением в виде 45-мм пушки и спаренного с ней пулемёта. Но это уже другая история.

(За уточнённые сведения по сохранившимся танкам спасибо tankist_31)

бронетехника, история, очерки, Т-26, искусство

Previous post Next post
Up