Советские танки и советский художественный авангард, ч.2

Apr 29, 2021 06:45

Советские танки 1920-1930 гг. и советский художественный авангард. Е.С. Зернова и её танки.

Часть 1.

Разглядыванию многочисленных танков МС-1 художницы Екатерины Зерновой (крохотных в реальности и гигантских в её художественном воплощении) мы посвятили предыдущие две части. Отдельно про самую известную картину с танком, созданную женщиной, и отдельно про её другие картины с МС-1.

А теперь можно переходить и к другим танкам Е.С. Зерновой. Которых в творчестве этой художницы-станковистки хватает.

На дворе у нас начало тридцатых годов. Не удовольствовавшись наблюдением танков на парадах и торжествах, Зернова выезжает в расквартированные под Москвой танковые части - за натурой и фактурой. И в итоге получается целая серия картин.



Е.С. Зернова, «Танковый парк», 1931 г.

Неплохой набор. Что по количеству, что по качеству. И, при всей авангардности рисунка, даже такая тонкость, как огнетушители на столбах, отражена. (Правда, сами столбы расположены весьма прихотливо, обратите внимание).

Что до танков, то тут вполне узнаваемые лёгкие колёсно-гусеничные БТ-2. В левом заднем углу картины силуэты какие-то другие, возможно там приткнулись столь любимые художницей МС-1. И даже какой-то трактор, возмножно «Коммунар».

С танками БТ у нас сейчас дела не очень радужные. Сохранилось их считанные единицы. Да и из тех, что сохранились, изрядная часть - полумакеты, собранные из кусков и среплённые новоделом. Или вовсе чистые новодельные макеты. Даже ровесников БТ - лёгких танков Т-26 - и то сохранилось больше. Впрочем, и среди них макетов и «кусочников» хватает.

С БТ-2, первым танком этой эволюционной линии, отдельная печаль. Таких танков не сохранилось вовсе. Поэтому, получать представление о них придётся из того, что есть.



Якобы БТ-2, стоявший в бронетанковом музее в Кубинке. (Корпус БТ-5 с башней БТ-2). Фото автора.

На самом деле это БТ-5, выпущенный где-то в 1933-1934 гг., с серийным номером 209-70. Участвовал как минимум в Советско-Финской войне (участие в Великой Отечественной под вопросом). После войны попал в музей в Кубинку, где из него «сделали» БТ-2, заменив подбашенный лист и башню. В 1972 году получившийся гибрид выставили на постамент. Где он и стоял до того, как в 2016-м, после реставрации, танк перенесли в Парк Патриот, под крышу.

Можно обратить внимание на характерные опорные катки танка, изображённые Зерновой на своей картине. БТ с такими катками тоже имеется. И это вполне себе натуральный БТ-5.



БТ-5, стоявший в Кубинке. Для наглядности и демонстрации возможности движения танка на колёсах, гусеничную цепь с него сняли. Фото автора.

При движении на колёсах задняя пара катков становилась ведущей, средние пары оставались опорными, передняя пара была управляемой, танк двигался вполне по-автомобильному. (При этом «танковая» направляющая и ведущая пара колёс просто висела в воздухе без дела).

Данный танк выпущен в 1933-1934 гг., серийный номер 209-68. Об участии в боевых действиях достоверных сведений нет. После войны находился в Кубинке. После реставрации, в 2018 году его перенесли в Парк Патриот.

Зернова не зря выезжала «на натуру». И.Э. Грабарь, чтобы достоверно запечатлеть свою «Февральскую лазурь», сидел на морозе в сугробе. Е.С. Зернова, чтобы достоверно запечатлеть свои танки, сидела в бензине и машинном масле, дышала выхлопами и слушала лингвистические особенности армейско-технического общения. Но результат того стоил.

Кое-какие особенности конструкции БТ-2 можно рассмотреть из другого рисунка Зерновой, всё из той же её «танковой серии». Тут уж «художественного авангарда» совсем немного, всё выполнено достаточно реалистично. Даже тактические маркировки на башне присутствуют. Правда, незавершённые. Жёлтая сплошная полоса - обозначение пятого батальона подразделения. Под ним должна была бы быть ещё одна цветная полоса, пунктирная, обозначающая роту. Не особо удобная система. И это не считая номера взвода и самого танка нарисованных отдельно.



Е.С.Зернова, «Танк», 1931 г.

Сама башня не кривобокая, в угоду «экспрессионизму». Она действительно была со скосом к передней части. И пулемёт действительно был установлен не в общей с 37-мм пушкой бронемаске, а отдельно. Сбоку, в самостоятельной установке.



Гибрид из башни БТ-2 и корпуса БТ-5, стоявший в бронетанковом музее в Кубинке. Фото автора.

Специфическая форма башни вполне узнаваема. Заодно можно обратить внимание на крылья. Кривые и помятые на музейном «гибриде». И полностью отсутствующие на реальном танке, который Зернова рисовала с натуры, побывав в танковой части.

После замены стоявшей у БТ-2 37-мм пушки на 45-мм, и перемещения пулемёта из самостоятельной в спаренную с пушкой установку, башня у БТ-5 приняла более привычный нам «танковый» вид.



БТ-5 из экспозиции музея «Прорыв блокады Ленинграда» (Кировский район Ленинградской области). Фото автора.

Выпущен этот танк был в 1933-1934 гг. Судьба его оказалась весьма трагичной. 13 января 1943 года во время переправы на левый берег Невы, этот БТ-5, входивший в состав 118 отдельного танкового батальона, утонул. Вместе с двумя членами экипажа. В 2007 году танк подняли, отреставрировали и установили на музейную площадку.

Разглядывая рисунок Зерновой можно извлечь информации не меньше, чем из фотографий тех времён. Заклёпки, петли, скобы, фары, цепи, гусеничные траки…

Но это сейчас у нас ещё есть те самые фотографии. И пока есть чуть-чуть тех танков. А что будет через сто лет? А через тысячу?
Как тут не вспомнить, что об устройстве доспеха римского легионера мы сейчас судим не столько по сохранившимся экземплярам (считанные единицы спёкшихся комков ржавчины). И не столько по техническим описаниям/зарисовкам современников (которых, считай, вовсе нет). Сколько по художественным изображениям на различных памятниках.
Так, что танки, нарисованные Зерновой, лишними не будут, не смотря на весь свой «экспрессионизм».

В художественном наследии Зерновой имеется ещё один БТ. Хоть и на втором плане в «жанровой сценке». «Колхозники приветствуют танкистов на маневрах».
Не смотря на то, что картина 1937 года, на ней присутствует не актуальный БТ-7, а всё тот же старый добрый БТ-2. В крайнем случае БТ-5. Танк подан достаточно условно, точно не понять.



Е.С.Зернова, «Колхозники приветствуют танкистов на маневрах», 1937 г. (Откуда вообще у колхозников такие замечательные букеты цветов, даже у древнего дедка, почему мужик утеплился телогрейкой, а девочка одета по летнему, платьице, белые носочки? Не будем задавать художнику неудобные вопросы).

Глядя на колхозников с картины, радующихся танкистам с их лязгающими и чадящими железяками, как не вспомнить других колхозников, из фильма «Утомлённые солнцем». Время действия приблизительно одно и то же. Танки, в меру способностей и возможностей, изображены одни и те же. А вот реакция изображённых колхозников - разная. Можно сказать, диаметрально противоположная.



Колхозники «приветствуют» танкистов на маневрах вилами и руганью, «Утомлённые солнцем», 1994 г. Киношные «БТ» грубо (очень грубо) сделаны из «тридцатьчетвёрок» и БМД. Потому как нормальных, тем более, ходовых, БТ взять было неоткуда.

Вообще, к тому времени танки БТ доэволюционировали до БТ-7. И именно их надо было бы изображать, что на картине, что в фильме. Но получилось то, что получилось.

А что касается настоящих БТ-7, то до нынешних времён их сохранилось не больше, чем иных, более ранних, БТ.



Танк БТ-7 с цилиндрической башней, на открытой площадке Центрального музея Вооружённых Сил. Фото автора.

БТ-7, что стоит на открытой площадке ЦМВС, был выпущен в период 1935-1937 гг., серийный номер 213-48. Участвовал в Советско-Финляндской войне в составе 13 лёгкой танковой бригады, после попал на ремонт на Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава. Прежде чем окончательно осесть в музее, успел побывать киноактёром и эпизодически мелькнуть в фильме «Живые и мёртвые». (Его там настолько мало, что вообще непонятно, почему не использовали Т-34-85, которые вовсю гоняют по экрану и не маскируются). В музее в этот танк забабахали послевоенный танковый дизель В-54, выкинув всё родное, но до ходового состояния так и не довели.

Но этот БТ-7 сохраняет благопристойный вид хотя бы снаружи. Есть ещё один БТ-7, к которому судьба оказалась менее благосклонной.



Танк БТ-7 с конической башней, в московском Парке Победы на Поклонной горе. Фото автора.

Этот БТ-7 выпущен в 1937-1939 гг. Участвовал в боях у реки Халхин-Гол и был там подбит. Потом, худо-бедно восстановленный, стоял памятником в монгольском городе Чойр (там до 1992 года были расквартированы советские войска). А после был вывезен в Кубинку, где валялся в запаснике в довольно непотребном и раздолбанном виде. После этот танк ещё раз подлатали (и тоже «худо-бедно»), и передали в экспозицию на Поклонную гору. Хорошо видно, что катки и гусеницы у него от Т-34-85.

С танками БТ художницы Екатерины Зерновой мы заканчиваем, но не заканчиваем с её танками вообще. Осталось ещё кое-что, не менее любопытное, на что мы поглядим в следующий раз.

Продолжение: Часть 3.

(За уточнённые сведения по сохранившимся танкам спасибо tankist_31)

бронетехника, военное, БТ, очерки, искусство

Previous post Next post
Up