Военно-исторический парк вооружения и военной техники «Патриот», г.Энгельс. Гаубица М-30
Когда
энгельсский Парк Патриот, в 2018 открылся, вся артиллерия в нём была представлена исключительно курьёзами -
самодельной пушечкой и самодельной «Катюшей».
В конце лета 2020 года наконец появились «нормальные» артиллерийские системы: и
РСЗО, и гаубицы времён войны. Об одной из гаубиц и пойдёт сегодня речь.
![](https://i.postimg.cc/LsqgQ0gx/256.jpg)
122-мм гаубица М-30.
Одно из самых узнаваемых орудий времён Великой Отечественной (даже если вы не знаете, что это за орудие и как называется). И одно из самых распространённых по количеству установленных памятниками экземпляров. (По первому и по второму пункту ЗиС-3, конечно, «круче», но её, как ни странно, в этом парке как раз и нет).
![](https://i.postimg.cc/Yqb4rw1X/257.jpg)
Поставили гаубицу, конечно, занятно. Сошники на станинах зачем-то откинули, но полностью в грунт не воткнули. И получилось, что орудие «стоит на цыпочках».
Эпопеи о том, как у нас после Гражданской «изобретали» новую 122-мм гаубицу вместо двух ещё дореволюционных 122-мм гаубиц касаться не буду. Как и каких-то технических подробностей, кому они интересны. А если в общих чертах - официальное название «122-мм гаубица образца 1938 года». «М-30» - это заводской индекс, Мотовилихинский завод. Тамошние конструкторы во главе с Ф.Ф.Петровым (приложившем руку к разработке массы разных систем) эту гаубицу и сконструировали.
![](https://i.postimg.cc/mDfkXZsr/258.jpg)
Сконструировали не совсем с нуля, конечно, на основе имеющегося. Хотели, скажем, военные, клиновой затвор в новой гаубице, а им - бац! - поршневой, взятый ещё с дореволюционной
шнейдеровской 122-мм гаубицы. А колёса, с губчатой резиной, похоже, «сняли» с пушки Ф-22 (недоглядел В.Г.Грабин, конкурент Петрова, как его пушку разули, не доглядел).
![](https://i.postimg.cc/J0Rn8TtV/259.jpg)
В серийное производство гаубицу запустили в 1939 году, но шнейдеровскую гаубицу она оттеснила на вторые роли далеко не сразу, уже во время войны. Зато выпускали М-30 ещё десять лет после войны, до 1955 года. Всего сделали около двадцати тысяч штук, так, что хватило и себе, и на памятники, и на продажу во всякие папуасии.
![](https://i.postimg.cc/HkrLT8Wx/260.jpg)
Пока не залили краской, можно прочитать то, что выбито на казённике. Заводской номер 18965, год выпуска 1945. Сорок пятый - последний год массового производства, потом «тысячами в год» эти гаубицы выпускать перестали, сотня-другая в год - и ладно.
![](https://i.postimg.cc/85mpZh4y/261.jpg)
Тут можно обратить внимание на рукоятку ручного привода колодочного тормоза колёс, на габаритные огни (козырёк есть, проводок к нему идёт, стёклышки и лампочки - тю-тю), и на повреждение щита. Чем-то долбанули и надорвали, три с половиной миллиметра толщины щитового прикрытия - не так уж и много. Или, скорее, уронили набок - правая сторона щита заметно помятая и выправленная.
![](https://i.postimg.cc/d3WqYwzr/262.jpg)
С этой стороны тоже есть на что посмотреть. На станине (поначалу они были клёпаные, потом, как здесь - сварные) имеется ремонтная табличка, а слева на щите - ещё одно повреждение.
![](https://i.postimg.cc/J4nrQHkq/263.jpg)
Табличка на левой станине. Номер тот же, что и на казённике. А вот «закорючка»-клеймо другое, больше похожее на завод №92, который «Новое Сормово» . (На казённике «закорючка» вполне похожа на завод №9, который УЗТМ, где эти гаубицы выпускали).
![](https://i.postimg.cc/MGyqGyCW/264.jpg)
Так выглядит заплатка на щитовом прикрытии спереди. Заодно можно разглядеть массу выбитых циферок (кверху ногами, правда), на окошке, закрывающем прицел. Для номера детальки их тут как-то совсем уж много. Отверстия внизу - от крепления утерянного короба.
![](https://i.postimg.cc/5ykMrpCm/265.jpg)
Можно было, конечно, польстить гаубице и заявить, что это боевое, осколочное повреждение. Но как-то не очень похоже, да и время время выпуска, скорее всего, уже послевоенное. К тому же, на заплатке видно отчётливо выбитое «2017», и если это год ремонта... Но непонятно, кому и зачем понадобилось этот кусок щита вырезать.
UPD
По итогам
консилиума знатоков, вынесено мнение, что это, всё-таки, скорее осколочное повреждение.
![](https://i.postimg.cc/K8Ty9Pvn/266.jpg)
Вроде бы ничего особенного, но приятный экспонат.
СОДЕРЖАНИЕ:
Общие сведения [обновлено] Т-64Б [обновлено] Т-72 (первый) Т-72 (второй) Т-80БВ [обновлено] БМП-1 БМП-1КШ БРДМ-2 БТР-70 МТ-ЛБ АТС-59Г МиГ-17 МиГ-23УБ Ми-8 Ми-24В ЗРК С-300 ЗРК 9К33 «Оса» РСЗО 9К55 «Град-1» Гаубица М-30
Гаубица Д-1 Пушка М-46 Пушка-гаубица Д-20 АРС-12У на базе ЗиЛ-157 8Т311М на базе ЗиЛ-131 ТЗ-200 на базе МАЗ-200 [обновлено] КрАЗ-255Б ГАЗ-66 АС-66 на базе ГАЗ-66 АЦ-40(131)-137 на базе ЗиЛ-131 АЦ-40(43202) на базе Урал-43202 Курьёзы Перемещения. МиГ-15УТИ Утраты. МТ-ЛБВ Итоги