Предыдущая часть. 17. Памятники и лестницы - 2
Правый, западный, берег Волги высокий, левый низкий. (Как и все западные берега рек Северного полушария, кориолисова сила, будь она неладна. Очень неудобно обороняться на востоке, когда прут с запада, и очень неудобно наступать с востока, когда окопались на западном берегу). В Нижнем правый берег - ну гора горой, Казань не считаем, она на левом берегу. В Ульяновске попроще, не гора, а горка, к Саратову это уже скорее холм, а в Волгограде так, холмик. Астрахань снова не считаем, она опять на левом берегу. Впрочем, там уже всё плоское, как стол.
Особенности географии диктуют особенности архитектуры. В Волгограде (тогда ещё Сталинграде) устроить столь же помпезную лестницу, как в Нижнем Новгороде (тогда ещё Горьком) было проблематично. Правый берег хоть и высокий, обрывистый, но не до такой степени. Поэтому сама набережная и виды с неё не менее симпатичны, но лестница не столь грандиозна. Просто лесенка.
Она даже не воспринимается как некое отдельное сооружение, просто продолжение улицы, выход на набережную.
Сама лестница какого-то отдельного названия не несёт, идёт как часть набережной. А набережная называется знаково, символически - Набережная 62-й армии.
Хоть построена эта лестница позже Чкаловской (впрочем, ненамного позже), общий стиль вполне чувствуется.
А теперь пару слов о различиях у наших параллелей.
В Горьком довоенный памятник Чкалову поставлен в самом удачном месте. После войны место осталось удачным, и лестницу к набережной там и построили. А значительно позже примостили внизу и памятный кораблик.
В Сталинграде довоенный памятник Хользунову тоже поставили в удачном месте. Вот только после войны место стало не самым удачным. Зато образовалось новое удачное место (там где до того была застройка). Вот там, в новом удачном месте, на прямой линии, соединяющей Площадь павших борцов с берегом, и организован красивый выход на набережную, с лестницей. Памятник остался на прежнем месте, а памятный кораблик, который примостили значительно позже, стоит в туже сторону, что и памятник, но ещё дальше.
Потому, по нижегородскому маршруту мы, пройдя мимо «семейства Мининых», мимо Чкалова, спускаемся по лестнице вниз, к буксиру, и всё. А в волгоградской параллели, спустившись к Волге, мы идём вниз по течению, мимо Хользунова, к тамошнему буксиру.
Про памятники уже было, про буксиры ещё будет, значит, пока ещё немного поглядим на лестницы.
Лестница начинается отсюда. А её малая высота и протяжённость компенсируются украшениями. Вот эти белые штуки, колоннады по бокам, называются умным античным словом пропилеи.
А более-менее там, где в Нижнем стоит памятник Чкалову, в Волгограде тоже кое-что установлено. Только не памятник, а фонтан, с аллегорической скульптурой.
Фонтан, установленный перед спуском к набережной в 1958 году.
С его названием связана занятная история. Первоначально его вроде как звали «Дружба». (Не путать с «Дружбой народов», то в Москве, на ВДНХ, и многофигурный). Потом, в перестроечных восьмидесятых, как-то сам собой фонтан переименовался в «Искусство», и таким значится поныне.
В виде «искусства» даже интереснее - эдакие три советские музы. Так-то муз у эллинов было девять, но две из них отвечали за науку, одна за танцы, одна за музыку, и целых пять - за разную поэзию. Убрав «научных» и совместив «поэтичных», как раз получим трёх. Прекрасно.
Что ж, вот наконец мы спустились от памятника Чкалову вниз, к Волге. Или прошли мимо памятника Хользунову вдоль Волги. И достигли конечной точки прогулки.
Продолжение следует…
18. Памятники и буксиры - 1