Небольшая импровизация, экспромтик, о макетах самолётов.
Спасибо камраду nikarios, своей сегодняшней заметкой о «поле победы» у главного храма всея российской армии, навёл он меня на определённые размышления.
Это, конечно, не робкая попытка изобразить МиГ-3, как осторожно предположил автор. Это не менее робкая попытка изобразить Ла-5. И конкретнее - Ла-5ФН. Вообще, в той же Москве есть более аккуратно выполненный Ла-5, на Поклонной горе стоит.
Этот макет изображает Ла-5, который экспонировался на выставке «Героическая оборона Ленинграда», открывшейся 30 апреля 1944 года. Который, в свою очередь, изображал Ла-5 Героя Советского Союза Г.Д.Костылёва, служившего в ВВС Балтийского флота.
(За Костылёвым (1913-1960) числится 418 боевых вылетов, 7 личных воздушных побед и 29 - в группе. Дослужился до звания майора, с 1944 года был главным инспектором ВВС Балтийского флота).
Кстати, глянем на капот двигателя со снимка nikarios. Если честно, выглядит чудовищно. Как и весь остальной самолёт. Переднюю часть словно из кожуха электродивигателя сделали.
Такую же страшненькую капотировку можно наблюдать, например, в той же Москве, на той же Поклонной горе, у макета ближнего бомбардировщика Су-2.
Су-2 и в натуральном-то виде красотой не блистал, а тут вообще атас.
Кстати, имеется и более аккуратный макет Су-2, причём той же модификации (об этом ниже). Установлен в Волгограде, у музея-диорамы «Сталинградская битва». (Который, в свою очередь, построен в маленьком треугольнике «достопримечательностей» - «Дом Павлова-Стена Родимцева-Мельница Гергардта).
Макет Су-2 символизирующий машину командира 52-го бомбардировочного авиационного полка майора А.И.Пушкина (1915-2002), на которой он летал в августе 1942 года под Сталинградом.
Только у меня, почему-то, нет его нормальной фотографии спереди. На всякий случай - московский Су-2 сбоку, и волгоградский Су-2 спереди, но издалека: [Spoiler (click to open)]
Что до Ла-5, он и сам по себе был самолётом довольно уродливым (ну а что вы хотите, если воткнуть с минимумом изменений на планер ЛаГГ-3 вместо рядного двигателя звездообразный, красоты это не добавит). Ко времени появления модификации Ла-5ФН красоты не прибавилось. Первый более-менее «нормальный» (в плане эстетики) самолёт семейства Ла - это уже Ла-7.
Даже макет Ла-7, установленный в Нижнем Новгороде, выглядит симпатично. Хотя степень детализации, точнее её отсутствие, зашкаливает. (Может поэтому макет и выглядит красивым? :-) ).
Этот Ла-7 уже не изображает чей-то конкретный самолёт, а напоминает о нижегородском, пардон, горьковском авиазаводе №21 и о нижегородцах, пардон, горьковчанах, трудившихся на благо родины.
Так, теперь о модификациях и об особенностях капотировки. На макетах, конечно, эта штука довольно утрированно выглядит, но что есть, то есть.
На Ла-5ФН стоял двигатель АШ-82ФН. (Честно говоря, не помню, когда там переименовали М-82 в АШ-82. У нас вообще авиадвигатели звались «М», а потом их попереименовали в честь конструкторов - в «АШ», «ВК» и тому подобное). И визуально его капот вполне отличается от капота Ла-5.
Так, Су-2. Первоначально там стоял М-88Б (так сказать, Су-2 образца 1941 года). А потом поставили М-82А. Вот модификацию с М-82 и изображают и московский, и волгоградский макеты.
На Ла-7 стоял всё тот же АШ-82ФН, но при этом, как ни странно, самолёт выглядел гораздо аккуратнее.
На той же Поклонной горе есть и вот такая штука.
Правда, стоит этот двигатель на фоне макета И-16, на который М-82, естественно, не ставили. Хотя, тут можно приплести такую эволюцию: на вторую модификацию И-16 ставили двигатель М-25 [Spoiler (click to open)](в девичестве «Райт-Циклон»; на первой модификации, кстати, был М-22, в девичестве «Бристоль-Юпитер»), который потом дошёл до М-62, который ставили на последние модификации И-16. А из М-62 вырос М-82.
Кстати, тут можно глянуть и на нормальную, настоящую капотировку М-62. Правда, его поздней модификации. На Ан-2.
Про этот Ан-2 существует легенда, что именно на нём в мае 1960 года космонавты «первого созыва» проходили парашютную подготовку. Учитывая, что этот самолёт выпущен в 1959-м, и стоит как раз там, где космонавты и тренировались в прыжках - почему бы и нет?