Восстановил старую полушуточную заметку, к которой пару лет назад поломались иллюстрации. Захотелось немного развлечься. И потренироваться - как делать немного провокационные материалы. Заодно - обзор саратовского МиГ-31.
Размер значения не имеет
Военно-авиационная зарисовка.
(С натуры зарисовка, конечно же, практически, этюд в небесных тонах).
Общеукоренилось у нас, простых и бесхитростных обывателей, такое мнение о военной авиации: истребители, они маленькие и юркие, а бомбардировщики - большие и неповоротливые.
В общем и целом, мнение верно, хотя американский одноместный одномоторный истребитель P-47 «Тандерболт» в подобную концепцию вписывается не слишком. С ним концепция трещит, будто сова на глобусе. Он габаритами как наш двухмоторный многоместный бомбардировщик Пе-2, а массой, может, и поболе будет.
Ну, это частности. Но вот со сменой эпох и технологий, прежние «гиганты» просто теряются на фоне «обычных» современников.
Не так давно, случайно в интернете наткнулся на презанятную картинку. (Где, по какому поводу - не помню).
Как утверждает автор (авторы), самолёты выполнены в одном масштабе. В этом, как говорится, весь цимес.
Я немного прифигел и полез «искать циферки». Ведь подобные соотношения довольно удивительны, если не видеть их постоянно перед собой или не держать в уме. Врать не буду, сравнивал не по всем самолётам. Но совпало, едреныть! (Глубоко копаться не будем, тут важна не точность до миллиметра, а общие пропорции).
«Невидимый» F-22 и экспериментальный Су-47 с крылом «с обратной стреловидностью» мы трогать не будем, ибо вещи по своему специфические.
Увидеть четырёхмоторный Пе-8 сейчас можно приблизительно никак, ибо из менее сотни выпущенных экземпляров не сохранилось ничего. (У нас из тридцати пяти тысяч штурмовиков Ил-2 не сохранилось почти ничего, жалкие крохи, что уж говорить о «штучном» Пе-8).
Ил-2, что одноместный, что двухместный, был, конечно, «деревянный». Но штука, стоящая в Москве на Поклонной горе вообще «деревянная-деревянная», под слезшей краской прям натуральное полено видно. Над макетом Пе-8 даже так не поиронизируешь - за отсутствием такового.
Британские четырёхмоторные Avro Lancaster (семь с лишним тысяч выпущенных) имеются, не то, что бы в товарных количествах, но и в лётных (!) экземплярах. Как и американские четырёхмоторные Boeing B-17 (двенадцать с лишним тысяч выпущенных). Завидно, прям.
У нас, простых и бесхитростных обывателей, как-то более известна именно американская «Летающая крепость», потому смотреть будем, главным образом на неё, а не на английский летающий сундук.
Итак, сравним-ка, для начала, два.
Первый - «Летающая крепость», американский бомбардировщик Боинг B-17 «Flying Fortress», начало эксплуатации в 1938 году, модификация «G» пошла в серию в середине 1943 года и стала самой многочисленной среди двенадцати с лишним тысяч выпущенных бомбардировщиков. Экипаж - десять человек, из них только двое были «чистыми» пилотами (собственно, только они и были пилотами), остальные совмещали свои должности с должностями стрелков, а трое были чистыми стрелками, операторами бортовых оборонительных установок (12,7-мм пулемёты Браунинга). Потому и летающая крепость, собственно. Впрочем, стойкость «боевых коробок» бомбардировщиков цементировалась эскортом в виде поздних модификаций «Мустангов» и «Тандерболтов».
Второй - наш перехватчик МиГ-31. Он, кстати, действительно производит впечатление «во, бандура какая, здоровенная!». Эксплуатируется с 1981 года. Собственно, разработан на основе МиГ-25 (эксплуатировался с 1970 года), продвинутой глубокой модернизацией которого и является. Двухместный высотный истребитель-перехватчик, предназначенный, в первую очередь, для борьбы с американскими крылатыми ракетами с ядерным боеприпасом, прорывающимися к территории СССР. (Расходовать его возможности на дрейфующие разведывательные стратосферные аэростаты… Ну… Вот теперь ему ракету «воздух-поверхность» всучили, типа, гиперзвуковую).
Итак, что там « в профиль»?
B-17 - длина 23 метра, размах крыла 31 метр (это да, солидно). Взлётный вес где-то 25-30 тонн.
МиГ-31 - длина 23 метра, размах крыла 13,5 метра (ну так он, считай, ракета с крыльями и экипажем). Взлётный вес где-то 40-45 тонн.
Поглядите на первую, интернет-картинку. Видите, как мало там отличаются второй и пятый самолёты? Ну, в длину почти не отличаются. Размах крыльев у прямокрылого поршневого B-17 и у сверхзвукового МиГ-31 естественно разный. Даже по сухой массе истребитель МиГ-31 на пять тонн тяжелее бомбардировщика B-17. Но общий габарит «в профиль» схож. Вот и получается, что американская «летающая крепость» времён войны была не такой уж внушительной, как может показаться. Она была вот такой, как на фотках МиГ-31. Крыло, разве что, больше.
Ну, или, скорее, перехватчик МиГ-31, который пытаются эксплуатировать до сих пор, навесив аэробаллистические ракеты, действительно огромен для истребителя.
Смотрим кино (или «участвуем» в компьютерной игре) про отважный и многочисленный экипаж B-17, что перебегает от стрелковой точки до стрелковой точки, отбиваясь от наседающих немецких «мессеров» и «фокке-фульфов» - и вспоминаем советский МиГ-31 схожих размеров, где помещались всего два человека. (На МиГ-25 - один человек).
Меня всегда удивлял цвет остекления кабин музейных самолётов. Неужто их фонари специально красят жуткой жёлтой краской, прежде чем передать на вечный музейный прикол? (Ну, если только, для «золотого» F-22 сымитировать золотое напыление?).
Нет, конечно. Просто вот так, в непроницаемый оранжевый, выгорает под открытым небом отечественное оргстекло, идущее на остекление пилотских кабин. И проблема с прозрачностью фонарей, производимых отечественной промышленностью, лётчиками поднималась ещё во времена СБ и И-16. Из-за непрозрачности оргстекла наши истребители до самого сорок пятого лётывали, иногда, с открытым фонарём - пусть съедались километрочасы скорости, зато видимость была.
Кстати, силикатный передний фрагмент не выгорел, что характерно. На истребители туда ставили «бронестекло». На МиГ-15 это, конечно, ещё было оправдано, как и на ударных вертолётах, но на сверхзвуковых, с ракетным вооружением…
Самый наглядный снимок - для масштаба в снимке поставлен типовой человек. Истребитель «Холодной войны» - махина, но стоит представить, что таким же был «стратегический бомбардировщик» времён Второй Мировой - и он уже не такой уж и большой.
Махина ровно до того момента, как ты понимаешь, что воспетые Голливудом «летающие крепости» были такие же.
PS
А вот на этой фотке разом видны оба «дилетантских» признака отличия МиГ-31 от МиГ-25 - двойные основные стойки шасси, передняя стойка, убирающаяся по полёту, и двухместная кабина. А теперь представтье вместо этого «рубленного» силуэта округлые формы B-17. Размеры-то плюс-минус те же.