Чувствую, как уподобляюсь голливудским продюсерам, которые раз нащупав интересную идею, тянут её в продолжениях до бесконечности, бессмысленности и абсурдности. Но остановится не могу. Ещё одна «путевая заметка», ещё более безыдейная, чем предыдущая. Хотя, может она и не «путевая заметка», «песнь акына», какой была
первая, а продолжение «восполнения пробелов», исследование милых моему сердцу технопамятников, как
вторая. Экспромтом, без вычитывания и редактирования, ибо мне лень, а байку рассказать хочется поскорее.
Паровоз Л-3733 в саратовском Сквере Железнодорожников.
В чью голову пришла «светлая» идея прилепить на котёл этот совершенно похоронного вида гербарий? Раньше этой фигни небыло!
В общем, как оказалось, в относительной близости от моей работы имеются не только два паровоза-памятника, но и группка объектов на территории СГТУ.
СГТУ - Саратовский государственный технический университет, «Политех», в просторечии.
Внезапный рояль паровоз в кустах. Обычная ситуация для технопамятников Саратова и Энгельса - кусты и деревья вокруг. Толком осмотреть объект просто невозможно. В саратовском Парке Победы растительность уже загородила технику, в энгельсском Парке Патриот пока только пытается, но через десять лет тоже закроет.
Внимательный читатель, конечно, может спросить меня, как же так, почему ты не знал? Ведь ты в Политехе и учился? Что тут сказать. Во-первых, учился я в его энгельсском ответвлении - ЭТИ СГТУ (как сейчас Энгельсский технологический институт зовётся официально я даже и не знаю), и с Саратовом не связывался. А во-вторых, объекты там вынесли на всеобщее обозрение не так давно, лет десять назад.
Год изготовления подтверждается, в источниках тоже указан 1954-й, Ворошиловград, ныне Луганск. Заводской номер (?) не подтверждается, ранее в источниках встречал номер 23-325. Тут «23-446».
К тому же, добираться до саратовского Политеха из Энгельса - та ещё морока, надо покружить по Саратову, на общественном транспорте минимум одна пересадка. А от моей работы, как выяснилось, есть прямолинейный пеший путь, полчаса - и ты там. (Вопрос о том, что до работы предварительно тоже надо как-то добраться оставим в стороне). И этот путь идёт как раз мимо паровозов, чуть-чуть довернуть только.
Сопутствующая «инсталяция» с семафором на месте, разве что некогда приличная клумба окончательно заросла сорняками.
На улице не плюс тридцать восемь, как две предыдущие недели, а всего плюс двадцать восемь. Как тут не сходить, не проверить? Вот я и пошёл. Да ещё и фотоаппаратом вооружился.
Территория депо станции Саратов-2 (товарная). Подход непосредственно к паровозу мягко говоря затруднён, но издалека поснимать можно.
В принципе, про два саратовских паровоза я уже упоминал в филлерах
№1,
№2 и
№3, и
отступлении моего любимого проекта
«Последний бронепоезд».
Паровоз Э-2432, выпуска 1915 года. По сравнению с вышепомянутым послевоенным паровозом серии «Л» выглядит крайне архаично. И прикольно. Что сам локомотив, что тендер. Буковки «РУ» это «Рязанско-Уральская» железная дорога. Приволжскую железную дорогу организационно выделили из неё позже.
Вроде бы, нового уже не добавишь. Разве что теперь фотографии сделаны более кучерявым фотоаппаратом. Пусть и с самым простецким объективом, но разница ощутима, особенно у второго паровоза.
Пресловутый «железнодорожный габарит», можно сравнить современный тепловоз и столетний паровоз. Кстати, крышка котла с аляповатой звездой, похоже, новодельная, макетированная.
Но не паровозы будут героями сегодняшнего дня. Может быть, когда я закончу бесконечный перечень энгельсских технопамятников (спасибо
Парку Патриот, не даёт заскучать, чуть не ежемесячно подкидывая новые экземпляры), и возьмусь за саратовские, дойдёт очередь и до подробного рассмотрения этих паровозов. Пусть сегодняшние полторы сотни их снимков весом в шестьсот мегабайт попролёживают место на харде.
А так сравнение нынешнего и минувшего ещё забавнее.
Сегодняшним героем будет… Нет, не самолёт, установленный в скверике СГТУ. Сегодняшними героями будут отважные чоповцы, вахтёрши, которые меня, как какого-нибудь Чижика-пыжика поймали, арестовали, велели паспорт показать. И я не шучу.
Традиционно погружённый в заросли экспонат. Истребитель МиГ-21Ф-13. Тень от деревьев сделала своё благое дело - оргстекло кабины не пожелтело на солнце до непрозрачности. Вообще-то данная модификация одна из первых, выпускалась в 1960-1965 годах, потому экземпляр, не смотря на свои недостатки сохранности и комплектации, достаточно ценен.
Кстати, проведите взглядом от урны за носовой стойкой шасси влево - среди родных осин и берёзок еле виднеется ракета зенитного комплекса С-75. Она не слишком заметна и не слишком узнаваема из-за отсутствия первой ступени.
Что касается самолёта… Я успел сделать всего два десятка фотографий (из них четверть - на смартфон из-за забора), прежде чем был выявлен, опознан охраной как вражеский элемент и терминирован нахрен. Увы.
А ведь кроме самолёта там же, в том же скверике, имеется ещё и зенитное орудие С-60 (точнее - дистанционно управляемое 57-мм орудие АЗП-57 зенитного комплекса С-60) и ракета от зенитного комплекса С-75 (не только без пусковой установки, но и без первой твердотопливной ступени). Да, не бог весть какие раритеты. Вообще не раритеты, ракета особенно. Но…
Там, кстати, вроде и трактор какой-то с другой стороны корпуса должен был быть, но туда я уже не попал.
Если сильно напрячься, за левой плоскостью Мига можно разглядеть стоящую в углу скверика зенитку (в кустах, в кустах, как всегда).
Не успев обойти все триста шестьдесят градусов вокруг самолёта, был остановлен окликом «Стой, стрелять буду!» «Молодой человек!». В моём возрасте это, конечно, уже комплимент, но пришлось остановится и выслушать.
А вы чего тут снимаете? А нельзя. Написано. Где надо.
В общем, «гражданин пройдёмте». Буквально. В караулку, КПП или как оно у них там называется. Проходной-то нет, вход на территорию свободный, меня никто не останавливал и пропуска не спрашивал. Да что там пропуск, в скверике бабули внучат выгуливали, юные девы по лавочкам в тени в смартфоны пырились, какие-то крендели мимо сновали… Ну ладно. Я был в благодушном настроении. Я заранее настраивался на провал своей вылазки, думал вход будет через проходную и придётся ограничится парой снимков из-за забора. Потому не стал спорить и «прошёл».
К климактеричной вахтёрше, что меня отловила, добавилась предмаразматичная старшая вахтёрша, что её послала ловить. И началось… Нет, не кино и немцы, скорее цирк с конями.
Вообще, вариант «Ф-13», кроме отсутствия второй пушки (с левого борта, на снимке видно, что обтекатель под плоскостью закрыт наглухо, в отличие от правого борта), наличия подвесного бака и подвесных блоков для НАР, отличался присутствием ракет «воздух-воздух» Р-3. Но на этом экземпляре пилонов под крылом всего два, а не четыре. Как у модификации «Ф».
А вы кто? А вы что? А вы зачем? А почему снимаете? А зачем снимаете? А для чего? А нельзя. А предъявите документ…
Тут я сломался. До того я битых пять минут пытался превратить всё это в шутку и беседовал крайне вежливо, с улыбкой и даже пытался донести искру мысли в их закосневший чоповский мозг. Но предъявить паспорт…
Нет, я не стал спрашивать у этих дур «с х*я ли»? Я был очень благодушен. Вежливо спросил «А на каком, простите, основании? И зачем? И что вы там, в моём паспорте, надеетесь увидеть касаемо нашего вопроса о нарушении мной ваших правил фотосъёмки?». Увёл разговор в сторону, не попустил греха. А ведь такие горькие слова готовы были сорваться.
Выслушав (неоднократно) «вы рассуждаете как младенец» был отпущен с миром. Увы, без возможности продолжить фотосессию. (Я уж не стал говорить, что «как младенец» повёл себя кто угодно, но не я. Выдержка. Выдержка! Прям, горжусь собой. Зря мне близкие говорят ты, мол, злой и несдержанный).
Цельноповоротный стабилизатор - признак сверхзвуковых самолётов. Правда, тут правую часть отломили относительно левой. Наросты на корпусе - воздухозаборнички для охлаждение агрегатов двигателя.
Короче говоря, умом Россию не понять.
Я не буду рассуждать, почему на территории СГТУ, где шароёбится масса посторонних, нельзя фотографировать. Я не буду рассуждать на тему, зачем выставлять на всеобщее обозрение памятниками интересные штуки, запрещая при этом их фотографировать (а с десяти метров через забор можно, кстати, что характерно). Я не буду рассуждать о том, что в подобной ситуации запрет на фотографирование означает, по сути, только запрет на демонстративное фотографирование объёмистой зеркалкой. Не то, что смартфоном, я своей верной электронно-лучевой мыльницей сфоткал бы так, что никто не догадался. Я даже не буду рассуждать, что запрет съёмки в современном мире, с современной техникой, интернетом, спутниками и прочей гугломапсовой лабудой - это как запрет ветру дуть, а воде плескаться.
Я буду рассуждать о компетентности этих милых вахтёрш.
Когда-то это экземпляр служил «разрезной моделью», поэтому обшивка на многих участках, особенно на киле, приклёпана кое-как, волнами, с редкими заклёпками.
Вот они мне сказали, что «фоткать нельзя». ОК, я поверил на слово, не стал качать права и требовать предъявить, где это написано (был в благодушном настроении, говорю же). В конце концов, территория за забором, ваш монастырь - ваш устав.
Как бы поступил нормальный вахтёр?
«-Фоткать нельзя!» «-Почему?» «-У нас такие правила, смотреть но не трогать!» ОК, убираю фотик, ухожу. Все довольны.
Как поступили эти, мнэ-э, бойчихи невидимого фронта?
Затащили в свою сторожку, начали выспрашивать какую-то муру, приговаривая «ну вы же нарушили», «у нас все ходы записаны видеонаблюдение» и прочее. И?
Нет, я не говорю, что все вахтёры должны быть такими, как вахтёры одного оборонного предприятия (не буду называть), которые меня, постороннего человека с улицы, сами позвали и впустили на территорию, чтобы удобнее фотку их памятника сделать было.
Но эти тётки тупо не знали, что им делать. Поймали «нарушителя» на свою голову. Смех и грех.
Сбоку не очень хорошо видно, но крыло у самолёта треугольное. Отсюда и прозвище - «балалайка». Конус в воздухозаборнике подвижный (чем выше скорость - тем дальше выдвинут) но никакого радиолокатора в него не вмонтировано.
Короче говоря, к ним я ещё наведаюсь. И либо отсниму всё втихаря, либо настроюсь на борьбу за здравый смысл и справедливость. А может включу административный ресурс :-)
«Вы ещё не знаете Паниковского»!