«Аванпост»

Jun 05, 2020 21:08

Х/ф «Аванпост», Россия, 2019 г.




Пластмассовое оружие, пластмассовые шлемы, пластмассовый сценарий с пластмассовой же режиссурой.
Но надо отметить, что актеры все же держат марку - они деревянные.
(Некто zeksss в обсуждении фильма на одном не-будем-называть-вслух-но-вы-поняли интернет-ресурсе. Даже жалко, что эту хлёсткую фразу придумал не я).

Главный плюс фильма - отсутствие Саши Петрова.
Главный минус фильма - отсутствие вменяемого сценария.

Некоторые хвалят. Сам читал после просмотра. Мол, отличное кино. Отличная кинофантастика. Лучше Голливуда. Ребята, может вам таблеточки попить? К врачу сходить? Или вы школьники, и нормального фантастического кино не видели?

Да. Это случилось снова. Я опять посмотрел отечественную кинофантастику.
[Spoiler (click to open)]


Заранее чувствовал, что будет ерунда. И отечественный кинопром не подвёл. Предчувствия оправдались!

Заранее предупрежу - вы вряд ли будете этот фильм смотреть, посему я спойлеров чересчур сильно избегать не буду. Где-то промолчу, где-то проболтаюсь.

В общем, вот вам Москва ближайшего, можно сказать, недалёкого, будущего. Ну, когда киберпанковый неонуар ещё только начинается - голограммы, гаджеты и беспилотники уже есть, а летающих такси ещё нет. Живут, значит, люди, в ус не дуют. А тут - БАЦ! И что-то случается. Неожиданно, да?
Связь с большей частью страны и остальным миром потеряна, что там творится непонятно, электричество не светит, и людей нет. Не затронуло этим «бац» кусок северо-восточной Европы - европейскую часть России кусок Прибалтики, Финляндии да Белоруссии с Украиной. В общем, эдакий круг в несколько сотен километров диаметром, с центром плюс-минус в Москве. Ну, вы поняли, за МКАДом жизни нет. (Помнится, из обстёбывания этой фразочки у Сергея Лукьяненко целая книжная дилогия вышла, про зомби-апокалипсис). Естественно, назвали этот круг как-то пафосно. Круг Жизни, что ли. Сунулись, значит, военные за пределы Круга, на посмотреть, что вокруг делается? А там тишина, безмолвие, и мёртвые с косами вдоль дорог стоят, все люди, все миллионы и миллиарды взяли, и померли на месте. А некоторые - не померли. Буквально считанные единицы. Но исчезли в неизвестном направлении. Ну и стОит отойти разведчикам подальше - пропадают к чертям собачьим. Таким макаром цельную танковую бригаду в полном составе и при семидесяти двух танках про… это самое, потеряли армейским способом. Дело ясное, что дело тёмное.
И, значит, проходит месяц. Поставили по периметру пафосного Круга Жизни аванпосты, на максимально возможном удалении от безопасных мест. Ну, я надеюсь, что именно поставили, во множественном числе, ведь показывают-то нам один-единственный. И, как ни в чём ни бывало, словно ничему не научило, по прежнему шлют с аванпоста разведывательные группы. (Пусть спутниковая группировка накрылась, но авиация-то кое-какая осталась, почему нельзя было задействовать её? Почему не беспилотники, их же нам показывают, это же, мать его, будущее? Слишком уж недалёкое?).




Н-да.
Казалось бы, из такого вполне можно вытянуть крепкий фантастический боевичёк-середнячёк.

И «будущность» тут скорее была бы помехой, лишним допущением. Ещё Стругацкие говорили - чем меньше фантастических допущений, тем лучше фантастика. Вообще, то, что это не «наши дни» а лет через десять-двадцать нужно в фильме только ради отдельных спецэффектов, не все из которых жизненно необходимы, и, главное, ради затыкания некоторых сюжетно-сценарных дыр «техническим» моментом. Почему так? А это ж будущее, у них есть такая техника! А почему не эдак? А это близкое будущее, такой техники ещё нет. В общем, если лень пошевелить мозгами - изобрети для разруливания ситуации техническую штучку и оправдай её «джеймсбондовскостью» своего фильма, «будущим», да чем хочешь. Некоторые так вообще ничем не оправдывают. Ладно.

Да, среднестатистическую конфетку слепить можно было бы. И предпосылки имеются. Снимать наши научились. Картинка тут ничего, «стрельба и драки» ничего (постельная сцена, правда, корявая). А остальное - ничего хорошего. Не научились сценарии писать. Не научились актёров играть заставлять. Это да.

Кто у нас тут режиссёр? Некто Егор Баранов. Не знаю такого, пишут, что всяких там Гоголей-ужастиков снимал, не смотрел и не собираюсь. Кто у нас тут сценарист? Некто Илья Куликов, «Полицейский с Рублёвки», впрочем, тоже не смотрел и не собираюсь. Но тут вопрос - Петрова-то куда дели? Почему его нет? :-)
Среди актёров, из тех, кого знаю в лицо и по фамилии, имеются Пётр Фёдоров, Алексей Чадов да Константин Лавроненко. (Порядок перечисления - в плане старания играть. Фёдоров хоть пытается, а Лавроненко вообще бревно бревном). Это я не считаю Елену Кореневу. Во-первых, потому, что тут у неё крошечный эпизодик, а во-вторых… эх время, никого не щадит, сколько ж воды утекло с «Покровских ворот» и «Мюнхгаузена»?




Чтоб мужикам на войне не скучно было, им выдали женщин. Майора Лавроненко уравновесили боевой подполковничихой (тут, правда, никакой лямур не пробегал). Чадову досталась врачиха (больше похожая, уж извините, на работницу эскорта), а Фёдоров… Ему пришлось подбивать клинья к журналистке. Гуру пикапа, блин. Бывший таксист, нашедший свой смысл жизни в армии, после большого П.
Что до журналистки в отряде спецназа... Ну а что? Две женщины-врача - это уже перебор, сделаем журналистку! И будем таскать её с боевым отрядом на всех операциях, от самой первой вылазки за периметр, до похода «в пекло». Другого оправдания «женщины на корабле» придумать не смогли.

Зачем нам в отряде лишний снайпер, пулемётчик, гранатомётчик, полевой медик, да простой могутный мужик-профессионал с автоматом? Возьмём лучше прекрасную представительницу свободной прессы. Но тут надо отдать должное, пресса вела себя образцово, молодец, не то, что иные прочие. И вообще парочка Фёдоров-Иванова играла лучше всех. И разобрались между собой, в итоге, нипадеццки. А вот всё остальное…

Треш, угар и содомия.




Внутренняя логика повествования и вообще логика общечеловеческая? Да ну, нафиг. Лучше навертим фантастических допущений столько, что башка лопнет. Вот вам сенсы-телепаты, вот вам что-то вроде рабов-зомби из остатков человечества, вот вам инопланетянин (лично!), вот вам их вторжение. Мало? Вот вам колонизация, вот вам ответ на вопрос «в чём смысл жизни» и что такое человечество на самом деле. (И ответ отнюдь не «сорок два»). Мало? Вот вам борьба между инопланетянами, вот вам... Астанавитесь!!!111Одинодинодин…

Я бы понял и простил, если бы фильм был детским. Ну, подростково-юношеским. Но он нифига таким не позиционируется! И дело не в том, что буквально на первых минутах герои сексом трахаются (ради этого, поди, Лукерью Ильяшенко и брали, а потом оставшиеся два с лишним часа не знали, куда деть. Тема сисек, кстати, не раскрыта, низачёт). Дело не в том, что потом без конца стреляют-убивают. Не этим определяется детскость-недетскость. (Хотя прорыв на полном ходу танка и двух БТРов через городскую улицу, забитую толпой, показали скромненько так, без лишнего натурализма, под «детский» рейтинг). Какая-нибудь там «Зойка-пересменщица» кино детское, а «Интерстеллар», не смотря на то, что фильм плохой, - не детский.

Нам тут не чёрно-белые приключения показывают. Сумничать пытаются. Но боже мой, как глупо. И неумело.




И, как будто этого мало, ещё и технические недочёты. Которые просто не позволяют воспринимать происходящее серьёзно. Вот, казалось бы, занятная в задумке, сцена, атака лёгкой «медвежьей кавалерии». Но ёпрст! Даже я, человек сугубо мирный, понимаю, что разбивать лагерь в тридцати метрах от кромки леса чревато. Римские легионеры это понимали ещё две тысячи лет назад, а у современных военных мозги где? Там же, где и дозоры, патрули, боевое охранение, колючка, минно-взрывные заграждения и много ещё что? Пожинайте плоды.
Разведгруппа обнаруживает, что утром двери магазина открыты, хотя вечером были закрыты. Эта кто-та тута лазил, ага! А вы что, все поголовно спали, что ли? И ни одного чувачка с тепловизором приглядывать не поставили? И робота своего четвероногого тоже? Ну, лауреаты премии имени Сергея Лаврова, что тут скажешь. Результат немного предсказуем.

Но главное, конечно, фантастические допущения. Несть числа им.
Инопланетное вторжение. К нему столько претензий, что перечисляя их, я просто перескажу весь фильм. Ну, хотя бы, почему пришелец с носом вместо рта стал бороться против своих? Ему что, заняться больше нечем? И ведь он предал не своё государство, не свой народ, а свой биологический вид, стоящий на грани вымирания. Зачем? Или их корабль с колонистами. Автоматический. Все дрыхнут. Корабль садится на планету, пробыв двести тысяч лет в пути. Открывает двери. Все дрыхнут. Туда спокойно входят злые земляне с топором. Все дрыхнут. И дрыхнут в капсулах, к которым ведёт трубопровод с надписью «не разбивать!». А у обиженных землян не только топор, но и руки чешутся. Все дрыхнут. И тут земляне ка-а-к... Нутыпонел.




В общем, картинка ничеготаксебе, всё остальное - тихий ужас.
Вот вам типичный пример реализации неплохой, но короткой идейки. Идёт по опустевшему посёлку боец. В эдаком экзоскелете, и что-то вроде «Печенега» несёт одной левой правой. Открывает подозрительную дверь - а оттуда арматура металлическая валится, и ему в ногу. Остальные бойцы собираются в кучу, чешут репу - чё делать? Вызовем с аванпоста врача. Вызвали. Врач едет. На джипе. Раненый с арматурой в ноге ждёт. Бойцы продолжают чесать репу. Врач приезжает (та самая). Говорит - в госпитлю надыть. Раненый говорит - не, ты мне дай обезболивающую таблеточку, мне с рябятами тут надо быть. Врачиха - нет, а вдруг чё. Все при этом стоят вокруг, раненый с арматурой лежит, сколько часов это всё заняло - бог весть. Наконец Чадов говорит - всё фигня - фигакс, и вытаскивает арматурину из ноги. И все счастливы. И раненый. И бойцы. И врачиха. И арматурина. Фейспалм.

Понятно, что снималось ради бойца, который в оснастке может нести пулемёт в одной руке. И ради совмещения линий врачиха-Чадов. Но боже-ж мой... Чем-то это напоминает Блокампа - у того тоже короткие идейки ничего, но как снимет какой-нибудь «Элизиум» или «Робот по имени Чаппи»... Испанский стыд. Но наши, конечно, круче.

К концу фильма фейспалмометр зашкалил и стремительным домкратом метался, словно стрелка осцилографа.

Кстати. Собираются толи фильм развернуть в телесериал, толи снять сериал-продолжение. Надо смотреть. В жизни так мало смешного…

PS
Главный спойлер. Если не страшно. Расскажу, почему ответ не «42».
Короче говоря, человечество это [Spoiler (click to open)]«вирус». Мы продукт генной инженерии пришельцев с носом вместо рта. (Кстати, ладно, говорить им не надо, телепатам чёртовым, но едят они как? Или они как уэллсовские марсиане, пускают по вене кровь христианских младенцев?). Двести тысяч лет назад они забросили людей на Землю, чтоб те истребили местную разумную форму жизни («Вы правда думаете, что это вы построили пирамиды и подводные города?!» Пирамиды ладно, но что ещё за подводные города? Р'льех что-ли?). И подготовили Землю к прибытию инопланетных переселенцев. И самоубились аккурат перед этим.

А почему именно такие примеры обозначены, почему именно столько лет, а? Не бьётся ведь! Пирамидам всего пять тысяч лет, кроманьонцы вышли из Африки где-то сорок тысяч лет назад. А когда они там, в Африке, возникли, когда дорожки наших предков разошлись с гейдельбергензисными предками неандертальцев. Кто его знает. И какие уж в те времена на Земле были «великие цивилизации»... Учёныескрывают?!!
Уж лучше бы в кино чётко сказали - кроманьонцев завезли, что забить неандертальцев и денисовцев. И не приплетали многострадальные пирамиды.

Кстати, занятная ситуация с идеей «предколонистов» уже была у фантаста Александра Громова в небольшой повести «Такой же, как вы» начала девяностых годов. Правда, там ситуация развёрнута на 180 и написано мастерски, в отличие от «аванпостного» кино. Почитайте, рекомендую.

кино

Previous post Next post
Up