Баунти

Aug 28, 2019 10:11

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

Х/ф «Баунти», 1984 г.

Уж не знаю как для вас, но для меня слово «Баунти» в первую очередь вызывает ассоциации с навязчивой рекламой «райского наслаждения с кокосовой стружкой», которая все мозги продолбила в своё время. Во-вторую очередь вспоминается рассказик Марка Твена «Великая революция на Питкерне». И только потом - реальная история мятежа на английском корабле «Баунти», 1789 года.

Хотя для англичан и прочих англоязычных граждан, история, конечно, более знакомая, чем для нас, но и у нас, в принципе, вполне известная. Приплыл себе этот «Баунти» на Таити за саженцами хлебного дерева, команда морально разложилась, и, на обратном пути, подняла бунт, захватила корабль. Капитана с верными матросами за борт в шлюпку, «мы посадим вас в бадью, кинем в море - и адью». А сами мятежники, покуролесив, в итоге оказались на необитаемом острове Питкерн. Где, во взаимных смертоубийственных драках, все и кончились. А их потомки (от прихваченных по дороге таитянок) живут на Питкерне до сих пор. Та часть мятежников, что откололась и осталась на Таити, была оперативно отловлена англичанами. Кого-то (офицериков) отмазали влиятельные родственники и их помиловали, а кого-то осудили и повесили (матросиков). Шлюпка же с капитаном и верной частью команды, путём превозмогания и преодоления, всё же добралась до цивилизованных мест. Такие дела.




Фильмов сняли про эту историю несколько, надысь вспомнил молодость и пересмотрел тот, что 1984 года.
Фильм, хоть и не шедевр, но весьма примечателен. Чем? А сейчас посмотрим.

Начну с того, чем он не примечателен.




Ну, например, музыка. В титрах композитором значится Вангелис. Да, слышно, хоть я и не специалист, и с его творчеством очень мало знаком. Но электронщина и прочий спейс этого грека отлично попал на, скажем, видеоряд киберпанкового неонового «Блейдраннера» Ридли Скотта, с Харрисоном Фордом и, увы, ныне покойным Рутгером Хауером (вышел двумя годами ранее «Баунти», в 1982 году). А вот на картинку с парусниками, тропиками и концом XVIII века - как-то не очень. Когда там, в «Баунти», местный слепой Пью начинает на скрипочке пиликать, нечто плясовое-ли, грустное-ли, то-ли ирландское, то-ли бретонское - гораздо лучше смотрится.




Чем ещё фильм не примечателен? Морским бытом. Вот как-то «Мастер энд коммандер» (у нас переведён как «Хозяин морей») 2003 года, с Расселом Кроу, поинтереснее и позанимательнее будет. Пусть там события происходят лет через пятнадцать после «Баунти», но быт-то парусного флота особо не изменился. Тем более - английского флота. Который, как известно, славен своими традициями. Ром, плеть и содомия. (Приписывают эту хлёсткую фразу, конечно, Черчиллю, но он этого не говорил).
В «Баунти» как-то особых сценок корабельных и нет. Ну, подумаешь, моряки друг другу морды бьют и от офицеров нычкуются. Ну, подумаешь, сюргеон-забулдыга. Ну, подумаешь, плетью кого-то наказали. Или мыс Горн не обошли. Средненько, в общем и целом.




А теперь к тому, чем «Баунти» примечателен.

Во-первых, конечно, таитянками :-)




У нас на дворе 1984 год, никакого ещё воинствующего радфем и войны с «объективацией женщин» с одной стороны, и никакой «нетфликсо-ашбэошной» моды на унылую порнуху в нормальном кино - с другой стороны. Всё вроде и откровенно, но при этом вполне пристойно. Таитянки все, как одна, молодые, красивые, подтянутые, стройные, аппетитные, и ходят, естественно, топлесс. Ну и особо не заморачиваются моралью. Как говорил старшина Васков - есть на что приятно посмотреть :-) Играют их, наверное, и не таитянки вовсе, а гавайки (или как правильно назвать гавайских жителей женского пола?) но это зрителю вовсе не важно.
Глядя на эти зелёные пальмы, белый песочек, голубую водичку и счастливое туземное население, понимаешь, чего команда взбрыкнула.
Ну и Поля Гогена понимаешь. И даже попугая Кешу. На Таити веселее и красочнее, чем в Лондоне, Париже или Москве.




Во-вторых и главных, фильм примечателен актёрским составом. Даже не игрой, хотя с этим всё нормально. Именно составом. И все такие молодые! Сейчас в одном фильме их просто всех не соберёшь. И не потому, что они не согласятся. Потому, что никаких денег не хватит.

Капитан корабля (на самом деле он «лейтенант» по званию, и «коммандер» по должности) - Энтони Хопкинс. Знаете такого дядю, правда? Он, правда, на тот момент был на пятнадцать лет старше своего героя, но, блин - всё равно молоденький же! Кругленький весь такой, не седой, не сморщенный, как печёное яблочко. До Ганнибала Лектора и Ван Хельсинга тут ему ещё почти десять лет осталось.




Третье лицо на корабле и главный мятежник - Мэл Гибсон. Успевший, к тому моменту, сняться в первых двух «Безумных Максах», но ещё не снявшийся ни в одном «Смертельном оружии». Ну, его безумно выпученные глаза и в молодости смотрелись также, как в «Храбром сердце».




Один из матросов - Лиам Нисон. Это для него одна из первых киноролей, тут он ещё подавал надежды, что станет джедаем и Робом Роем, а не скатится и закоснеет в унылом образе «спецназовца на пенсии».

Боцман - Бернард Хилл. Ну, имя мне ничего не говорит, если честно. А если посмотреть... Ба! Да это же сначала спившийся и впавший в маразм, а потом завязавший и воспрянувший король рохирримов Теоден из «Властелина колец». Физиономия примечательная.




Ещё один актёр, играющий матроса, чьё имя мало что скажет - Декстер Флетчер. А если сказать, что это Мыло из фильма «Карты, деньги, два ствола»?

Ну и помощник капитана - Дэниел Дэй-Льюис. Единственный обладатель ажно трёх оскаров за главную мужскую роль. Но любим мы его не за это, конечно, а, скажем, за Мясника Билла из «Банд Нью-Йорка».

Какого-то престарелого хрыча-адмирала играет какой-то престарелый хрыч Лоуренс Оливье, но чем он отличается от какого-нибудь престарелого хрыча Кларка Гейбла - мне не ведомо, так, что ну его в болото.

В общем, занятный фильм. Даже не сюжетом и игрой. Просто актёрами. Просто посмотреть на них молодых и в одной куче.
А что до драмы и столкновений… Да, чёрного и белого там нет. И капитан чем-то плох и чем-то хорош, и мятежный помощник. Долг и верность против любви и свободы. Учитывая, чем всё кончилось - оставшиеся верными долгу моряки смогли вернуться в Англию и были встречены как герои, суд их оправдал и капитан, со второго раза, таки довёз хлебные деревья; мятежники на Питкерне поубивали друг друга, а те, что остались на Таити, были отловлены и частично повешены - выбор очевиден. И, если честно, мои симпатии были на стороне капитана. Он хоть и посамодурствовал немного на корабле, но героически провёл лодочку по океану. А свободолюбивый шкипер… «нас на бабу променял», и ради таитянки не только запорол свою судьбу, но и половину команды подвёл под монастырь.




Эх, Таити, Таити…

Не были мы ни в какой Таити, нас и здесь неплохо кормят!

кино, заметки

Previous post Next post
Up