(
Версия для канала Яндекс-Дзен)
Русский мужик, как известно, может избу построить без единого гвоздя. И не то, что избу - хоромы княжеские. Из обычных и неинтересных брёвен, с помощью простого топора и такой-то матери.
А вот если русскому мужику дать гвозди, он не только избу, он вам что угодно соберёт. Хотите цитату?
Рисунок Валерия Петелина.
«Фюзеляж веретенообразной формы получался путём «надевания» выклеенной скорлупы на ажурный каркас. Материал каркаса - сосна, ясень, берёзовая фанера «Прима» и стальные усиливающие подкосы.
Скорлупа выклеивалась из берёзового шпона при помощи казеинового клея на специальном формообразующем болване. Обшивка устанавливалась на каркас на казеиновом клее и оцинкованных гвоздях, все места соединений, окантовок и вырезов усиливались фанерными накладками. После сборки обшивка снаружи покрывалась нитроклеем, затем шпаклевалась, далее обклеивалась миткалевым полотном, ещё раз шпаклевалась и красилась».
Нет, речь идёт не о «русс фанер»/»швейной машинке» - многоцелевом и учебном самолёте У-2, переименованном в 1944 году, после смерти конструктора, Н.Н.Поликарпова, в По-2. Нет.
Это про истребитель И-16 конструкции того же великолепного Поликарпова.
«Ишачёк» советских пилотов, «moska-мушка» испанцев-республиканцев и «rata-крыса» испанцев-франкистов и им сочувствующих.
К деревянному корпусу самолёта, собранному на клее и гвоздях, можно ещё добавить, что обшивка отъёмных плоскостей крыла была даже не фанерной, а тканевой. (Слово «даже» - это для современного читателя, избалованного алюминиевыми сплавами. Тогда это была норма),
30 декабря 1933 года лётчик-испытатель авиазавода №39 Валерий Чкалов впервые поднял в воздух, как это теперь модно называть, «прототип» - самолёт ЦКБ-12, с двигателем М-22 (лицензионный британский двигатель «Бристоль Юпитер») и цилиндрическим капотом типа NACA.
(NACA - аббревиатура американского «Национального консультативного комитета по воздухоплаванию». Сейчас его больше знают под другой аббревиатурой, образованной от правопреемника, «Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства» - NASA).
По первым проектам, кроме капота типа NACA, в качестве обтекателя двигателя рассматривалось и кольцо Тауненда Не зря потом в Испании И-16 принимали, по началу, за американский истребитель «Боинг» P-26. Тот как раз был оборудован подобным обтекателем и по форме фюзеляжа напоминал модный тогда бочонок с пропеллером. Впрочем, как и И-16. (На серийных самолётах Поликарпова это самое «кольцо Тауненда» можно наблюдать на биплане И-15).
В первых числах января 1934 Чкалов вылетал на втором опытном экземпляре, ЦКБ-12бис, с американским двигателем «Райт Циклон» F-2.
Опытный самолёт ЦКБ-12 с двигателем М-22, 1934 год.
Специфическая капотировка двигателя налицо. Двигатель М-22 ставился на первые серийные И-16 тип 4. «Тип» - это не тип самого И-16, это вообще тип самолёта, выпускавшийся Горьковским заводом №21, например, «тип 1» - самолёт И-5, «тип 2» - самолёт ХАИ-1, «тип 3» - самолёт И-14. А вообще, типов именно И-16 было много, почти полтора десятка, и нумерация шла не подряд. Если брать по основным отличиям, то на И-16 тип 5 поставили новый, вдвое более мощный двигатель М-25 (который был первоначально двигателем «Райт Циклон» F-3) и новую, «привычную» нам капотировку.
На И-16 тип 10 к имевшимся двум крыльевым, добавили два синхронных пулемёта, все - 7,62-мм ШКАСы. На И-16 тип 18 и И-16 тип 24 ставили более мощные двигатели М-62 и М-63 (являющиеся дальнейшим развитием М-25, и, соответственно, «Райт Циклон»).
Когда в девяностых, в Новосибирске, на деньги новозеландского авиаколлекционера Тима Уоллиса, восстанавливали/строили заново шесть И-16, на них поставили двигатели от «кукурузника» Ан-2 - АШ-62ИР. Которые до 1944, когда их переименовали в честь конструктора Аркадия Швецова, назывались... двигателями М-62ИР. Так, что до сих пор эксплуатирующиеся Ан-2 летают на почти тех же, пусть и модифицированных, моторах, что и И-16.
Новосибирский «уоллесовский» И-16 в окраске испанских республиканцев.
Буквы «CM» - «Casa Moska». Такие опознавательные знаки (личная эмблема - домино «6:6» и строевой номер CM-249) были изображены на самолёте Франсиско Таразоны Торана, мексиканца испанского происхождения, дослужившегося в республиканских ВВС до «аса» - 5 подтверждённых сбитых. Неофициально ещё больше, 8 сбитых лично и 7 в группе, ну да, испанцы-мексиканцы они такие, горячая кровь. Впрочем, все лётчики такие. Завышение личных счетов пилотов-истребителей в 2-4 раза - стандарт абсолютно для всех воюющих ВВС.
С этих первых полётов в конце тридцать третьего года началась история машины, успевшей повоевать в огромном количестве войн и конфликтов. В Испанской гражданской войне (пилотами были и «добровольцы», не только советские, даже парочка американцев затесалась, и испанцы-республиканцы, а трофейные И-16 до пятидесятых использовали франкисты). В Японо-Китайской войне (опять таки, пилотами «ишачков» были и наши «добровольцы» при Чан Кайши, и «местные» китайские лётчики). Пришлось и самим воевать с японцами, силами строевых полков на И-16 в «дружественной Монголии» на Халхин-Голе. (Почему потом Туву включили в состав СССР, а Монголию нет - загадка). Потом у «ишачков» была первая «настоящая» война - Советско-Финская (трофейные «ишачки» сами финны тоже использовали). И наконец, уже устаревший истребитель, конструкции начала тридцатых годов, воевал в Великую Отечественную.
Центральный Музей Вооружённых Сил, Москва. Снимок 2016 года, в 2019 году зенитку куда-то убрали.
По официальному преданию, это хвостовая часть бомбардировщика «Хейнкель» He.111 (а также приборы и пулемёт в витрине и колесо от одной из стоек шасси), который, в ночь на 7 августа 1941 года, при немецком налёте на Москву, таранным ударом своего И-16, сбил Виктор Талалихин. (Кстати, практически земляк, родом из Вольского района Саратовской области). На таран он пошёл то ли по израсходовании боеприпасов, то ли из-за отказа пулемётов. Его «ишачёк» упал в районе Домодедово, сам Талалихин спустился на парашюте.
Понятно, наиболее интенсивно И-16 применялся в начале войны и быстро сходил со сцены. Хотя, например, майор Д.А.Кудымов, впервые увидевший опытный И-16 курсантом Качинского училища в 1934 году, 23 февраля 1944 года сбил на И-16 немецкий истребитель «Фокке-Вульф» Fw.190, «на бумаге» абсолютно превосходящий «ишачёк» абсолютно по всем статьям. Впрочем, надо признать, что дело происходило на малых высотах и немец дал втянуть себя в маневренный бой, а «фокке-вульф» к таким условиям не был приспособлен. Немецкий самолёт упал на нашей территории, победа подтверждена наземными войсками. На киле у поверженного немца было 29 «абшуссбалкенов», отметок о сбитых. Так, что, в умелых руках даже устаревший истребитель показывал, на что способен.
Официально на западном направлении И-16 использовали вплоть до 1944 года, когда списали «по износу» 549 И-16 разных типов, а 538 более-менее годных изъяли из эксплуатации. На Дальнем Востоке, где войны не было, И-16 продержались аж до сорок пятого. Причём, иногда сталкиваясь в настоящем бою с «нейтральными» японцами и «сажая» на свои аэродромы залётных союзников-американцев. На 9 августа 1945 года, начало Советско-Японской войны, в составе ВВС Тихоокеанского флота всё ещё числилось 14 И-16. Вот только снова воевать с японцами им уже не пришлось, современной техники, переброшенной с западных фронтов, было в достатке.
В меру условная модель И-16 тип 10 в московском Парке Победы.
Куда-то потеряли щитки на шасси и верхний фрагмент козырька кабины. Да и окраска интересная - чёрно-зелёный камуфляж начала войны, но с опознавательными знаками конца войны, плюс у нас на И-16 чаще звезду рисовали на фюзеляже, а номер - на киле.