1.
Хвала прогрессу, как научно-техническому, так и политическому. Многое из того, что раньше было под грифом «СС» или, хотя бы «ДСП», теперь не только доступно в архивах каждому дураку, но и вовсе оцифровано и выложено для всеобщего пользования.
В августе 2015 года попалась мне на глаза вот эта карта:
15 января 1943 г.
Участок обороны 13 гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Родимцева (из 62-й армии Чуйкова) в центральной части города. Мамаев курган - «направо», севернее, речка Царица - «налево», южнее, на карте их нет.
Сталинградская битва практически завершена. Немцы уже давным-давно в котле, 10 января 1943 года началась операция «Кольцо» по «дожиманию» окружённых немецких войск. Истощённые силы 62-й армии, вытянувшие оборону в руинах города, в меру возможностей наступают навстречу удару извне.
26 января на склонах Мамаева кургана встретятся бойцы 21-й и 62-й армий, разрезав позиции немцев надвое. Фридрих Паулюс, повышенный до фельдмаршала 30 января, уже 31-го капитулирует с южной группировкой, а 2 февраля сдастся северная группа, с генералом Карлом Штрекером.
Что тут, на карте, сразу бросается в глаза?
Во-первых, ошибка в дате. Штабисты, видать на автомате, поставили «1942», хотя явно должно быть «1943».
Во-вторых и главных, при минимуме внимательности, здесь можно разглядеть поныне существующие мельницу Гергардта, и «дом Павлова», и то, что сейчас называют «стеной Родимцева». А, кроме того, видны не сохранившиеся «дом Заболотного», «дом железнодорожников», «Г-образный дом» и многое другое. Карта поздняя, позиции держит только один полк из дивизии (остальные уже переброшены севернее), часть немецких опорных пунктов уже отбита и занята нашими.
Читая ту или иную военно-историческую книгу всегда полезно под рукой иметь карту - для наглядности, для понимания. Как правило, читаешь в книге - «Die erste Kolonne marschiert, die zweite Kolonne marschiert», и вообще непонятно - кто там и куда. Карту бы! Фотографии бы, иллюстрирующие события. Увы, далеко не всегда авторы (а точнее - издатели) утруждают себя подобным.
Второй момент - интересно посмотреть самому «как оно там», пройтись, шагами прикинуть - далеко ли, близко, высоко ли, низко. На себя примерить описания.
И, наконец, третий момент - любопытно увидеть, что творится «сейчас» там, где некогда свершались «великие события».
О событиях Сталинградской битвы всем более-менее и так известно, а вот немного иллюстративного материала, в виде карт и фотографий, не повредит.
Я всегда стараюсь использовать только фотографии, сделанные лично. В этом весь смысл, так сказать, ради этого всё и задумывалось. Увы, иногда от этого страдает качество - «дрогнула рука», неподходящее время дня или года, а переделать уже нет возможности, или просто упустил что-то… В таких случаях вынужден буду дополнять материалами «со стороны», из «информационно-телекоммуникационной сети Интернет».
Начнём от здания железнодорожного вокзала. Что в современном Волгограде, что в довоенном Сталинграде, он располагался на том же самом месте.
В 1935 году на площади перед вокзалом, перед Музеем обороны Царицына, был установлен типовой бетонный фонтан, чьи повреждённые фигуры вошли в анналы истории после немецкого авианалёта 23 августа 1942 года, почти стёршего город с лица земли.
Для тех, кто не совсем в курсе напомню, что Царицын/Сталинград/Волгоград имеет давнюю историю «оборон и сражений». До Сталинградской битвы была ещё одна - в 1918-1919 годах войска Красной Армии сражались за него с белогвардейцами. С переменным успехом, но, как говорится, счёт на табло. Да и именно такое новое имя Царицыну было дано в связи с тем, что Иосиф Виссарионович к тем событиям непосредственно был причастен.
Снимок сделан 22 февраля 2019 г.
Условная копия знаменитого фонтана (не точная и не на том месте), поставленная в 2013 году на площади у вокзала.
Ну что, готовы к пешей прогулке по военному Сталинграду? Тогда пойдём!
2.
О фонтане
Помните знаменитую фотографию фонтана «Хоровод» (он же «Танцующие дети», он же «Бармалей», он же «Дети и крокодил»)? Конечно помните.
Типовой бетонный фонтан. На заднем плане горит железнодорожный вокзал.
Фотография известнейшая, символическая, действительно великая. Чего не сказать о самом фонтане.
Типовой фонтан, бетон, покрашенный белой масляной краской, установлен в 1935 году на привокзальной площади, между зданием вокзала и Музеем обороны Царицына. Ничем не примечательный и, по большому счёту, с околонулевой художественной ценностью. Лично мне он напоминает покрашенные в сто слоёв краски типовые бетонные скульптуры белых медведей, что я застал в детских садиках. То ещё художество.
Ещё довоенный снимок. Вокзал за спиной, Музей обороны Царицына - прямо перед нами. (Музей существует и сейчас, само здание восстановили после войны, а организационно он сейчас в одном комплексе с Музеем-панорамой Сталинградской битвы, Мамаевым курганом и гигантским волго-донским ленинским истуканом). Обходим музей справа и идём прямо вперёд, к Волге, к универмагу на площади Павших борцов. 5 минут до площади, ещё 10 минут - и Набережная 62-й армии.
Снимок сделан 22 февраля 2019 г.
Тут хорошо виден не только современный фонтан, но и нынешнее здание Музея. Можно сравнить с довоенным снимком.
Кстати на старых фотографиях, отлично видно, что в фонтане детских фигур шесть, а вот в идиотском фильме «Враг у ворот» фонтан значительно расширили, увеличив количество фигур до десяти-двенадцати, похоже всё ради того, чтобы трупов красноармейцев, наваленных в чаше фонтана, было побольше.
Кадр из фильма «Враг у ворот» (2001 г.). Не смотря на наличие неплохих актёров, фильм на 146% состоит из развесистой клюквы и пропагандистских штампов всех мастей. Но увы, именно по нему средний западный обыватель судит о войне «на Восточном фронте».
Войну фонтан пережил, что бетону с металлической арматурой сделается. Что до отвалившихся и осыпавшихся мелких художественных подробностей, то они и до войны не отличались изысканностью. После войны фонтан подремонтировали, он даже функционировал по прямому назначению (есть фотоподтверждение 1948 года). Но в 1951 году, при восстановлении здания вокзала, фонтан разобрали.
В 2013 году построили, нет, не реплику и не копию фонтана, скорее - произведение «по мотивам», с более пропорциональными фигурами из полимерного материала. Да и расположили «скульптурную группу» не на историческом месте, переместив ближе к зданию вокзала.
Снимок сделан 22 февраля 2019 г.
Белое на белом совершенно теряется, пришлось рисовать стрелочку. По бокам от главного входа в здание вокзала два барельефа, посвещённые обороне города - в Гражданскую войну и в Великую Отечественную.
Ещё одну «полукопию», немного повторяющую повреждения с того самого знаменитого фото, воткнули там, где ничего подобного отродясь не было, рядом с реальным памятником боёв в Сталинграде - мельницей Гергардта.
Снимок сделан 07 мая 2017 года. Плавные светлые очертания Музея-панорамы удачно контрастируют с тёмными угловатыми руинами мельницы. Вот честно, весь этот символизм до меня дошёл только со второго раза, а в 2015 году, когда я здесь побывал впервые, контраст поначалу не понравился. В тридцатые-сороковые перед мельницей были сараи и склады, железнодорожные пути и прочее. И никаких фонтанов.
Зачем вся эта фонтанная катавасия была сделана - бог весть. Лично я уважения к прошлому в этих действиях как-то не чувствую, скорее - неумелое поклонение, оборачивающееся глумлением.
3.
Время идёт
Фотокорреспондента Эммануила Евзерихина, кроме профессионалов, мало кто знает по имени, но подавляющему большинству известна его фотография фонтана «Танцующие дети» сделанная 23 августа 1942 года.
Само фото так и называется «23 августа 1942». В этот день, после немецкой массированной бомбардировки, Сталинград из разряда городов перешёл в разряд развалин городов. Сталинград был разрушен не во время уличных боёв первого штурма, случившегося только через месяц. Город, далеко не кирпичный, и уж тем более не бетонный, город, всё ещё в большинстве деревянный, город, полный гражданских людей, был перемешан с землёй уже тогда, в конце августа.
Послевоенные сталинградские фотографии корреспондента Марка Редькина известны поменьше, но пробирают они ничуть не хуже. Смеющиеся детишки в белых шортиках и рубашечках, в сорок пятом, на физкультурном параде в обгоревших руинах Сталинграда...
Позади - свежеподкрашенный фонтан и выгоревшие здания вокзального комплекса.
Между Евзерихиным и Редькиным прошло только три года. А что там с разницей между Редькиным и вашим покорным слугой?
Тогда, в сорок пятом, на параде физкультурников:
Само здание, на фоне которого идут физкультурники:
Снимок сделан 07 мая 2017 г. Между зданием гостинницы и «Универмагом» (в подвале которого вы сами помните, кто и что) - Площадь Павших Борцов.
Восстановили полуразрушенную, ещё дореволюционную, гостиницу после войны на старом фундаменте, в тех же габаритах, только ещё один этаж добавили.
Улица, по которой на послевоенном фото идут физкультурники (с противоположного угла, как раз из окна четвёртого этажа здания гостиницы), сейчас к ней добавилась новая площадь:
Волга - направо, вокзал - налево, всё - по одной улице.
4.
География
Понятное дело, что современный Волгоград это отнюдь не памятник Сталинграду семидесятилетней давности. Город - это живой организм, который растёт и видоизменяется. Настоящий город не может застыть, окостенеть в виде памятника самому себе. Город - он ведь для людей, а в музее жить не очень-то удобно. Но общая география никуда не делась - Волгоград всё так же вытянут вдоль правого берега Волги и тонко по нему «размазан», пропорции и расстояния («от вокзала до берега») не изменились, и даже общее расположение улиц, площадей и кварталов застройки осталось приблизительно тем же, разве что названия сменились. Поэтому, погуляв по улицам Волгограда, вполне можно себе представить пропорции, расстояния и взаимное расположение объектов, известных по обороне Сталинграда.
Немецкая аэрофотография 1942 года, центр города. Точную дату найти не смог (если можете - подскажите), но город ещё цел, дома не разрушены, вероятно - август. Север справа, Волга течёт справа налево.
По снимку отлично видно, что центральная часть Сталинграда - в основном маленькие деревянные домишки, что называется «частный сектор». Борьба в городских кварталах велась не за них, а за крепкие подвалы немногочисленных каменных строений.
На снимке я отметил:
1 - железнодорожный вокзал (современное здание находится там же);
2 - фонтан «Танцующие дети» (современная полукопия - ближе к вокзалу);
3 - площадь Павших борцов (и тогда, и сейчас на ней установлен обелиск защитникам Царицына);
4 - построенная ещё до революции гостиница, после войны на старом фундаменте построена новая (сейчас называется «Волгоград»);
5 - угловатое здание - Центральный универмаг. Сейчас здание не такое остроугольное, улица сдвинута. Сейчас там гостиница «Интурист», а современный ЦУМ в той части, что идёт вдоль площади, где раньше был «Интурист». Вот так, поменялись. Причём, памятная доска висит на современном универмаге. С его обратной стороны - Музей «Память» с «моделью» «подвала Паулюса», вход прямо под циферкой;
6 - сейчас здесь нет сплошной застройки, а от площади Павших Борцов к Волге идёт широкая Аллея Героев;
7 - приблизительно здесь современная Аллея пересекает улицу маршала Чуйкова и упирается в набережную 62-й Армии. Названия говорящие, не так ли? Южнее по набережной парк Победы и памятник лётчику Хользунову, установленный в 1940 году и перенёсший городские бои, ещё дальше вниз по течению, в пойме Царицы, рядом с ЖК «Волжские паруса» - установлен пожарный катер «Гаситель», затонувший осенью 1942 года. Эта «семёрка» - одна из точек в черте города, где немцы вышли на сам берег Волги, разорвав нашу оборону;
8 - «стена Родимцева», часть старой сталинградской набережной, специально не восстановленной после войны;
9 - прямо под номерком сейчас Музей-панорама Сталинградской битвы, рядом с которым находится пережившая войну гос.мельница№4, она же мельница Гергардта;
10 - площадь 9-го января, ныне площадь Ленина. Сейчас её тоже пересекают трамвайные пути, но проходят не так наискосок, а прямее, на одну улицу «выше». Прямо под циферкой - «дом Павлова» (северный) и «дом Заболотного» (южный);
11 - ныне не существующие «дом железнодорожников» (под левой единичкой) и «Г-образный дом» (под правой), и справа от циферки - школа №38. Всё это были немецкие опорные пункты, за которые шла упорная и безрезультатная борьба всю осень, и которые гвардейцам Родимцева удалось взять только в начале декабря 1942 года (школу взяли в конце декабря). Правее этого немецкого узла обороны, в Волгу упирается овраг (отчётливая темная теневая полоса на снимке), практически отрезающий советские части, что были южнее оврага, от остальных.
12, 13 - ещё один немецкий узел обороны - «молочный дом» (с западной стороны площади 9-го января, напротив и чуть наискосок от «дома Павлова») и с юго-восточного края площади - школа №6 и, чуть ближе, Военторг. В конце ноября несколько дней за них длилось сражение, немцев, было, выбили, но закрепится не смогли, удержать удалось только Военторг. Именно в бою за «молочный дом» были ранены известные по «легенде о доме Павлова» лейтенант Афанасьев и сержант Павлов, были ранены или убиты почти все бойцы штурмовой группы, сформированной из бывшего гарнизона «дома Павлова».
Между циферками «7» и «9» находилось несколько групп капитальных зданий (хорошо различимы по теням), превращённых в опорные пункты, за которые велась борьба всю осень сорок второго. С юга на север - здание Госбанка (несколько раз переходившее из рук в руки, и всё-таки оставшееся за немцами), пивзавод и комплекс зданий НКВД (чьи подвалы были нашими опорными пунктами). А сам «дом Павлова» был местом относительно тихим, благо перед ним была огромная и хорошо простреливаемая «ничейная» площадь.
Спокойно пройтись пешочком по улицам от «1» до «7» займёт менее получаса, от «7» до «9» немногим более. Всё рядом.
Продолжение.