Некоторые размышления по поводу различных книжек журналов и восприятии.

Jan 22, 2011 01:19

Вопрос первый.Что такое научно-популярная литература?
Можно сказать, что научно-популярное произведение это есть продукт перевода сложных научных произведений (монографий и статей) со своим специфическим научным языком, в более простое произведение, в котором присутствует лишь небольшая доля научных терминов, а также уделено огромное внимание на идею возникновения того или иного факта. Также можно выделить группу научно-популярных журналов, как "Вокруг света", National geografic. Данная группа журналов, имеет цель указать на интересные факты, которые можно углубленно изучить в более серьезных местах.
Вопрос второй. Кто читает (и покупает) научно-популярная литературу?
Большая часть потребителей научно-популярной литературы в данной стране являются те, кто делает (или будет) делать науку, то есть ученые, некоторая часть студентов, а также школьники физико-математических школ. Я например, единственный раз видел за два года, чтобы в метро читали журнал "Наука и жизнь", и то это был человек, похожий на преподавателя.
Из оставшихся мы можем выделить три группы.
Первая группа. Это читатели журналов "Популярная механика" (в русской версии), "Иллюстрированная наука" и различных познавательных журналов. Данная группа разнообразно по своему составу и целям чтения данных журналов.
Вторая группа, это те кто покупают своему родственнику или другу научно-популярную книгу. Странная категория.
И третья категория, это собиратели. В настоящее время появилось множество журналов, которые нужно собрать, чтобы получилась коллекция. Читатели данных произведений являются школьники (до 9 класса где-то). Про третью категорию хотел бы поговорить поподробнее, так как эта изучение данной категории интересна по той причине, что она дает нам представление о их популярности, и упадке классических научно-популярных книг.
Вот например, был такой журнал "тело человека". Там в каждом номере был журнальчик и описание той или иной кости или органа человека (научно-популярная книга по анатомии). Стоил каждый журнал 250 рублей. Их вышло штук тридцать. Итого получается 7500 рублей за все вместе. За такую цену можно было купить хороший и большой трехтомный атлас по анатомии человека, либо же рублей за 600 красочный детский атлас по анатомии, и ходить в музеи анатомии за 20 рублей, при этом изучая анатомию на натуральных препаратах.
Я не слишком понимаю логику родителей с точки зрения практичности, но я понимаю это с немного другой точки зрения. А именно, понимания родителями научной и научно-популярной литературы (я тут их объединяю).
Вот допустим, заходишь ты в книжный магазин, и хочешь почитать книгу по той науке, в которой ты полный профан, но тебе интересна эта наука. Я столкнулся с этим, когда решил почитать книги по анатомии человека (воздействие Хауса и выставки в питере). Захожу я в магазин, и там лежит уйма литературы. Зная формальные критерии качества литературы(применяемые в других науках) я смог выбрать наиболее подходящий вариант. Но достаточно много людей не понимают этого. Они этого не умеют. хотя учились в университетах. И покупают странные и дорогие журналы. Они не хотят выбирать, им нужны готовые решения. Вот такие вот пироги.
Вопрос третий. Почему у России произошло падение популярности научно-популярной литературы.
Первая причина. Это ее относительная недоступность. В редких киосках можно купить научно-популярные журналы. А те которые попадаются, те откровенно дороги (В мире науки стоит 200 с чем-то рублей, наука и жизнь 180 рублей).
Вторая причина, немодность чтения научно-популярных журналов. Когда тебе кричат, что ты "фииии батан" у многих отпадают причины чтения данных журналов.
В данном посте я смешивал понятия литература, произведение и журналы. Прощу прощение за эту путаницу.
Previous post Next post
Up