Оригинал взят у
filin_dimitry в
30 ноября (13 декабря) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас!Сегодня Православная Церковь чтит память:
Апостола Андрея Первозванного (ок. 67).
Свт. Фрументия, архиепископа Индийского (Эфиопского) (ок. 380),
свт. Тудвал, Епископ Уэльский и Британский (564).
Сщмч. Иоанна Честнова, пресвитера (1937).
Святые дня, молите Бога о нас!
Апостол Андрей Первозванный
Память 15 июля в день Крещения Руси, 30 ноября, в Соборах Двенадцати апостолов, а также святых Карельских, Киевских и Крымских.
Происходивший, как и апостол Филипп, из Вифсаиды (Ин. 1, 44), Андрей Первозванный жил в Капернауме (Мк. 1, 29) в одном доме вместе с братом Симоном Петром (Мф. 4, 18; Мк. 1, 16). Отца Петра и Андрея Первозванного звали Иона (Мф. 16, 17; Ин. 1, 42) (некоторые древние рукописи Евангелия от Иоанна предлагают иной вариант его имени - Иоанн). Согласно Евангелию от Иоанна, Андрей Первозванный был одним из тех 2 учеников св. Иоанна Предтечи, которые после свидетельства последнего о Христе в Вифании последовали за Спасителем (Ин. 1, 35-40). Став первым учеником Христа (отсюда его традиционное прозвание - Первозванный) и проведя с Ним день, Андрей Первозванный затем привел к Нему брата (Ин. 1, 41-42). Согласно евангелистам Матфею и Марку, Андрей Первозванный и Петр занимались рыбной ловлей, во время которой они вместе с Иаковом и Иоанном были призваны Спасителем на берегу Геннисаретского озера (Мф. 4, 18; Мк. 1, 16). При согласовании данного сообщения с Евангелием от Иоанна это призвание обычно считается 2-м, происшедшим после возвращения Иисуса из пустыни.
В дальнейшем в Новом Завете об Андрее Первозванном сообщается эпизодически. Он упоминается среди 12 учеников Христа, где занимает 2-е, после апостола Петра (Мф. 10, 2; Лк. 6, 14), или 4-е, после Петра, Иакова и Иоанна (Мк. 3, 18), место. Вместе со своим земляком апостолом Филиппом Андрей Первозванный, возможно, занимал какое-то особое место в общине апостолов: при чудесном насыщении 5 тыс. чел. именно он сообщает Иисусу об имеющихся 5 хлебах и 2 рыбах (Ин. 6, 8-9), а в истории с эллинами, пришедшими в Иерусалим на Пасху, Филипп, к которому они вначале обратились, передал их просьбу Андрею Первозванному, и уже вместе они пошли к Иисусу (Ин. 12, 21-22). Андрей Первозванный вместе с 3 избранными учениками Христа, Петром, Иаковом и Иоанном, был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (Мк. 13, 3). В числе 12 учеников Андрей Первозванный присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа апостолам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (Деян. 1, 13). Последнее, что известно об Андрее Первозванном из Нового Завета,- это его участие вместе со всеми в выборе 12-го апостола вместо Иуды Искариота и присутствие при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (Деян. 2, 1).
Сейчас уже невозможно с совершенной точностью определить все те страны, где проповедовал апостол Андрей, брат апостола Симона-Петра. Все же можно с уверенностью сказать, что он пошёл на проповедь в те области,где были города со значительным греческим населением, жившим там в достатке и процветании. Он проведывал Господа в Никее Вифинской, которая находится недалеко от Асканского озера, затем в Никомидии и Халкидоне и в греческих поселениях южного побережья Черного моря. Позднее апостол Андрей отправился в Скифию, на юг России, в Крым, Тавриду и далее - к Кавказу через Керченский пролив в Азовском море, закончив свой путь в Херсоне, что на Днепре (современная Украина). Согласно преданию, апостол Андрей по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев, благословив это место и предсказав принятие христианской веры будущими обитателями Руси. Именно поэтому святой Андрей так почитается на Руси.
Позднее он повернул обратно на юг, посетил Фракию, Македонию, Эпир, прошел Фессалию, достигнув Ахайи, в столице которой (Патрах) и завершил свою святую миссию.
(Собор апостола Андрея в Патрах, Греция)
В Патрах апостол совершил множество Чудес и исцелений, благодаря которым многие язычники обратились в христианство. Среди прочих христианство приняла Максимилла-жена тогдашнего римского проконсула г.Патры Эгеата, которую святой апостол Андрей исцелил от неизлечимой болезни. Также он исцелил страдавшего эпилепсией одного из слуг Стратоклия, брата Эгеата, который исполнял обязанности проконсула во время пребывания Эгеата в Риме. После этого Стратоклий обратился в христианство, и апостол, будучи уже в тюрьме, незадолго до своей кончины, нарек его во епископа Патрского.
Всё свершившееся и особенно обращение в христианство Максимиллы привело Эгеата в неистовство. Он повелел схватить Апостола, предать его мучениям и подвергнуть казни через распятие.
Святого Андрея привязали ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Два дня продолжались крестные страдания св. Андрея; во все это время он не переставал поучать толпы народа, окружавшие крест его; под конец второго дня небесный свет озарил лицо его; и страдалец мирно отошел к Господу в 30-й день ноября (ст.ст) , при восхождении солнца. Согласно наиболее распространенной версии, мученичество Святого произошло в 66 г. по Р.Х. во время правления императора Нерона.
Мощи
Мощи Андрея Первозванного находились на месте его мученической кончины - в Патрах (Греция). В 357 г. по поручению императора Констанция II они (кроме честной главы) были перенесены военачальником вмч. Артемием в Константинополь и помещены в основание церковь Святых апостолов. В VI в., при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом; «преложение мощей апостолов» занесено в греч. синаксарь под 20 июня. После взятия Константинополя крестоносцами кард. Петр Капуанский увез мощи Андрея Первозванног в итальянский город Амальфи (1208), где они находятся в настоящее время.
Согласно западному преданию, хранитель мощей апостола в Патрах инок Регул, узнав о намерении императора Констанция забрать мощи Андрея Первозванного в Константинополь, решил увезти их часть. После долгого плавания по морю корабль Регула прибыл в Шотландию, и мощи были помещены в г. Килримонте.
(Глава апостола Андрея в Патрском соборе)
Появление там мощей апостола уже в IV в. не вызывает доверия у современных исследователей; по мнению западных ученых, они могли быть перенесены в Шотландию при епископе Акке (сер. VIII в.), который был преемником св. Вильфрида, известного паломническими хождениями в Иерусалим и Рим. Монастырь во имя Андрея Первозванного в Килримонте известен с 747 г. (под этим годом ирландская летопись сообщает о смерти килримонтского аббата). С XI в. развивалось паломничество к хранившимся здесь мощам апостола, провозглашенного покровителем Шотландии. Король Александр I (1106-1124) добился учреждения епископской кафедры в Килримонте, который с этого времени стал называться Сент-Андрус («город святого Андрея»). Позже Сент-Андрус стал религиозным центром не только Шотландии, но и всей Северной Европы. В 1160 г. здесь началось строительство грандиозного готического собора (освящен в 1318); в 1559 г. собор был разрушен сторонниками Реформации, а мощи Андрея Первозванного уничтожены.
Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. Из Стишного Пролога Феодора Продрома (начала XII в.) следует, что эти святыни пользовались не меньшим почитанием, чем хранившиеся в Константинополе. В 1462 г. морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Римскому папе Пию II, который поместил их в соборе св. Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи. В 1964 г. папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 г. здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного - крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом - большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол. Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить эту святыню, находившуюся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню; один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.
Из средневековых паломничеств в Константинополь известно, что рука Андрея Первозванного в XII в. хранилась в церкви Богородицы (Фаросской?) в Большом дворце. О главе Андрея Первозванного в монастыре св. Георгия в Манганах сообщают многочисленные паломники, в т. ч. и русские, накануне падения Константинополя в 1453 г.
Вопрос о времени и обстоятельствах появления частиц мощей Андрея Первозванного в афонских монастырях остается открытым. В Великой лавре Афанасия хранится рука апостола, в Андреевском скиту - частицы главы, в Пантелеимоновом монастыре - стопа. В 1644 г. иноки монастыря св. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники преподнесли в дар царю Михаилу Феодоровичу десницу Андрея Первозванного, которая была положена в Успенском соборе Московского Кремля (в наст. время хранится в Богоявленском соборе в Москве). К этому времени в Москве уже были части мощей, для которых в 1603-1604 гг. по указанию Бориса Феодоровича Годунова был изготовлен серебряный ковчег-мощевик, помещенный в Благовещенском соборе Московского Кремля.
(Стопа св. Андрея Первозванного, хранящаяся в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне)
Тропарь апостолу Андрею Первозванному
глас 4
Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак апостолу Андрею Первозванному
глас 2
Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.
Величание святому апостолу Андрею Первозванному
Величаем тя, апостоле Христов Андрее, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.
Молитва святому апостолу Андрею Первозванному
Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее, славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на Небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во Свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают; верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас, грешных; да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
О нашей поездке в Патры к апостолу Андрею можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/284027.html Святитель Фрументий Индийский (Эфиопский), архиепископ
В конце царствования Константина Великого один любознательный Тирский купец - христианин, по имени Меропий, отправился путешествовать в Индию, и другие страны по берегам Чермного моря. У Меропия были два племянника: Фрументий и Едессий, которых он взял с собою, желая познакомить и сих юношей с неизвестными им странами, иной природой, нравами и обычаями других народов.
Когда они плыли по морю, то неблагоприятным ветром и сильным волнением корабль их прибило к Ефиопии, населенной дикими варварами, которые и захватили в плен путешественников. Одних они убили, других потопили в море. Сам Меропий был убит, а его племянники Фрументий и Едессий оставлены были в живых и отправлены в город Авксум, в дар царю Ефиопскому. Царю понравились оба юноши и он пожелал оставить их при дворе своем. По приказанию царскому, для обучения юношей, были приставлены особые надзиратели и учители, с тем, чтобы, после обучения, юношам можно было дать должности при дворе.
Будучи с детских лет просвещены Христовой верой, Фрументий и Едессий быстро возвысились по уму и образованию пред всеми, окружавшими царя и вскоре сделались лицами сильными и влиятельными при дворе его.
Еще большей чести они удостоились, по смерти царя, когда на престол Ефиопии вступил его малолетний сын Айзан. В воспитатели Айзана был избран Фрументий. Тогда Фрументий вместе с братом Едессием, имея большее влияние на всю страну, могли свободно исповедывать свою веру. В то время завязали торговые сношения с Ефиопией некоторые римские и греческие купцы, по большей части - христиане. Едессий и Фрументий знакомились с приезжавшими по торговым делам купцами и устраивали с ними богослужебные собрания, для которых они построили небольшую церковь. Вместе с тем и Ефиопляне, мало-помалу знакомились от Фрументия и Вдессия с христианскою верою и усвояли понемногу истины христианской веры и нравственности.
Между тем Айзан вырос. Тогда Едессий и Фрументий стали просить царя отпустить их на родину. Айзан, после некоторого колебания, позволил им оставить Ефиопию. Получив позволение, Фрументий и Едессий с первым же кораблем отплыли в Грецию. Едессий, прибыв в Грецию, отправился к себе на родину, в Тир, разыскивая своих родителей, чтобы с ними уже более не разлучаться до конца дней. Но не с тем же намерением оставлял Эфиопию Фрументий. Он успел привязаться к этой стране, которая, по устроению Божию, стала его второю родиною. Он желал пламенно, чтобы страна эта сделалась родственною ему и по вере. Поэтому Фрументий предпочел радостям родственного свидания высшую духовную радость, уневестив Христу новую церковь Абиссинскую.
Вдохновляемый такими святыми мыслями, Фрументий направился вместо Тира в Александрию, где тогда был епископом святой Афанасий Великий, ревностный поборник Церкви Христовой. Придя к святому Афанасию, Фрументий подробно рассказал ему всё, что пришлось испытать ему с Едессием в Абиссинской стране, начиная с чудесного промышления о них в плену у варваров, жестоко истребивших Меропия и остальных с ними христиан. Он объяснил великому святителю, что эти варвары после уже не чуждались христиан и даже вникали в их жизнь и учение, и теперь легко могли бы быть просвещены светом Христовой истины. Для сего почва уже подготовлена и страна сия жаждет, чтобы явился сеятель. Поэтому Фрументий горячо просил святителя теперь же послать в Ефиопию епископа и клир.
Выслушав это повествование Фрументия, святой Афанасий уразумел в судьбе сих братьев дивное промышление Божие, ради обращения ко Христу Ефиоплян. При этом его озарила мысль, что лучше всего поставить епископом в Ефиопию самого Фрументия, успевшего близко изучить нравы, обычаи и язык жителей той страны и заслужившего там почтение и любовь.
Тогда блаженный Афанасий сказал Фрументию:
- Кто же среди нас лучше тебя может разогнать мглу язычества и принести туда зарю божественного благовестия.
После этого, Фрументий был рукоположен святым Афанасием во епископа и с Апостольскою ревностью отправился вновь в Ефиопию просвещать язычников. Прежде всего он стал убеждать самого царя Айзана принять святое крещение. Молодой царь, привыкший пользоваться советами Фрументия и в глубине души склонный принять веру своего учителя, с сердечной верой внимал проповеди его о Воскресшем и крестился во Имя Христово. За ним крестились и многие из приближенных царя. Господь удостоил сего равноапостольного угодника Своего дара чудотворений; святой Фрументий силою Имени Христова исцелял бесноватых и одержимых различными недугами. А тех, которые своими мудрованиями отрицали Христово учение и не хотели верить благовестию святого Фрументия, он предавал власти сатаны, "чтобы дух был спасен" по Апостолу; иных же из упорствующих поражал сухотою всего тела, а на других наводил ослепление очей. При таких внезапных грозных знамениях, происходивших по слову угодника Божия, даже упорные из язычников, преклонялись пред ним и, исповедуя Христа Сына Божия, получали от Фрументия исцеление и были крещены.
Народ удивлялся силе благовестия проповедника, и сам царь невольно воскликнул:
- Столько лет ты с нами жил и мы не видали от тебя никакого чуда! Откуда же теперь дана такая благодать и притом в короткое время!?
Блаженный же Фрументий отвечал на это царю и всем окружавшим и близко знавшим его:
- Не мой это дар, честные други Христовы, но дар священства от Самого Господа Христа. Уже давно я видел ваше доброе намерение и расположение к принятию Христа. Поэтому, оставив свое отечество и пренебрегая родством, я, повинуясь гласу Господню, отправился в Александрию и поведал о вашей жажде духовной самому Великому Афанасию, священноначальнику церкви Александрийской. Он удостоил меня святого рукоположения и, просветив Апостольскою благодатью, с молитвою и благословением послал к вам. Сей-то священный дар Божий, чрез меня, совершает среди вас, принявших с верою слово благовестия, те знамения, кои вы видите.
Положив, таким образом, начало Церкви Христовой в Ефиопии, святой Фрументий стал ревностно заботиться о внешнем и внутреннем ее благоустройстве. Он созидал по всей стране храмы для новообращенных и повсюду устроял богослужение.
Вместе с тем он озаботился переводом Священного Писания на язык ефиопский. После этого проповедь Евангелия распространялась в Ефиопии еще успешнее.
И так немалые годы пожил богоугодно святой Фрументий, утверждая верующих своим примером и словом в соблюдении заповедей Божиих, после чего мирно отошел ко Господу, около 360 года, оставив церковь Ефиопскую прочно устроенною. От честных мощей святителя неоскудеваемо подавались различные исцеления всем с верою и мольбою прибегавшим к нему, во славу истинного Христа Бога нашего. Аминь.
Святитель Тудвал, Епископ Уэльский и Британский
Тудвал Уэльсский (Tudwal) (+564), епископ Трегье, святитель, один из семи святых покровителей Бретани.
Валлийский монах, Тудваль был одним из сыновей короля Хоэля I Мора (Hoel I Mawr, т.е. Великого). Прежде чем стать монахом в Йиныс Тудуал (Восточный остров Святого Тудуаля), что у полуострова Ллейн (Lleyn) на севере Уэльса, он отправился в Ирландию из отчего дома в Британии. Позже он эмигрировал в Леон, что в Бретани, поселился в Лан Пабу (Lan Pabu) вместе приблизительно с семьюдесятью двумя последователями. Там он основал большой монастырь под покровительством короля Дероха (Deroch of Domnonee). Оттуда Тудуал путешествовал по Бретани и проповедовал Евангельское слово местному населению. Он основал монастырь Валь Трехор в Трегье (Val Trechor at Treguier) и получил предвидение, чтобы идти в Париж и получить земельные владения, подаренные Королем франков Хильдебертом. Монарх настоял, чтобы Тудуал стал епископом Трегье, где его почитают по сей день, особенно в окрестностях Леона. Именно в Трегье он отшёл ко Господу в 564 году. Его раку по сей день можно видеть в городском Соборе.
Три места на полуострове Ллейн (залив Кардиган) в Карнарворншире (Carnarvonshire) увековечивают его память. Святой Леван (Levan), основатель Киллевена (Killeven), что в Ирландии, написал житие святого Тудваля после его путешествий по Бретани.
В Йиныс Тудуал имеется разрушенная часовня, которая упоминается в налоговых рескриптах 1291 года. Его мощи почивают в Трегье, Лавале (Laval) и Шартре. Некоторые календари ставят его праздник на 2 декабря.
Святого Тудуала изображают как епископа, держащего дракона на своём ораре.
Почитается также в Римо- Католической церкви (1 декабря).
О святителе Тудвале и о других православных святых Бретани можно почитать тут:
http://www.pravoslavie.ru/put/50484.htm Тропарь Cвятому Тудуалю
глас 1
Оставив твоих соотечественников из Уэльса / Ты, о Отче Тудуаль, служил Богу в Бретани / И своими неистовой проповедью и благочестием Ты завовевали души для Спасителя/ Вот почему мы поспешаем к тебе, о сияющий Владыка/ Чтобы ты умолил Господа спасти души наши.
Священномученик Иоанн Честнов, пресвитер
Память 30 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Родился 30 января 1874 года в деревне Запонорье Богородского уезда Московской губернии в семье священника.
В 1904 году по окончании четвертого курса Московской духовной семинарии Иван Честнов подал прошение об увольнении. В мае того же года он сдал экзамен на звание учителя церковноприходской школы.
29 июня 1904 года определен на должность псаломщика Знаменской церкви в селе Амерево Богородского уезда. В 1905 году он был посвящен в стихарь.
В июле 1907 года был переведен на место псаломщика в Крестовоздвиженский храм в селе Новое при реке Волге Клинского уезда.
В 1908 году был рукоположен во диакона митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) и определен на служение к Воскресенской кладбищенской церкви в городе Подольске. С 1910 года он был также законоучителем в мужском и женском училищах города.
С 20 марта 1917 года состоял членом исполнительного уездного комитета духовенства и мирян, а в июле того же года был избран членом благочиннического совета Первого Подольского округа.
В 1920 году рукоположен во священника и 1 сентября был определен в Знаменский храм в селе Захарьино Подольского уезда.
3 января 1921 года его перевели в Воскресенскую кладбищенскую церковь в городе Подольске.
В конце декабря 1928 года был направлен в Михаило-Архангельскую церковь в селе Вертлинское Солнечногорского района Московской области.
В 1929 году был в первый раз арестован. Освобожден после пяти с половиной недель заключения.
24 января 1930 года был переведен в Успенский храм села Гжель Раменского района Московской области.
В начале 1930 года власти решили снять колокола с Успенского храма. Настоятель храма протоиерей Александр Виноградов пытался предотвратить это намерение. Женщины, прихожанки церкви, пришли на собрание граждан села Гжель и выступили против снятия колоколов. Из за поднятого шума собрание чуть было не сорвалось.
(Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Гжель - Раменский район - Московская область)
31 октября 1930 года отец Иоанн был арестован и 1 ноября допрошен.
22 ноября 1930 года тройка ОГПУ приговорила священника Иоанна Честнова к трем годам ссылки в Казахстан.
После отбытия срока наказания отец Иоанн вернулся в Московскую область. Поскольку проживать в стокилометровой зоне от Москвы ему было запрещено, он поселился в городе Можайске, где был назначен служить в Вознесенский храм. В 1934 году с помощью обновленцев власти решили закрыли храм.
Поскольку отец Иоанн имел запрет на проживание в стокилометровой зоне вокруг Москвы и милиция отказывалась его регистрировать в Московской области, священноначалие посоветовало ему обратиться с прошением к архиереям соседних епархий о принятии в клир и назначении на приход.
В конце февраля 1935 года отец Иоанн обратился с прошением к архиепископу Тверскому Фаддею (Успенскому).
(Фаддей (Успенский) (1872 - 1937), архиепископ Тверской, священномученик)
1 марта владыка прислал ответ: «В настоящее время нет свободных мест вообще, за сокращением приходов».
10 марта 1935 года отец Иоанн был назначен на служение в Михаило-Архангельский храм города Талдома Московской области. На праздник Пасхи власти запретили ему совершать обход домов верующих с молебнами. В первый день Пасхи отец Иоанн пришел по приглашению церковного старосты Волкова к нему в дом на чаепитие. Кроме отца Иоанна присутствовали и прихожане храма. Был там и некто Агентов, который занимался изготовлением свеч для прихода. За чаем зашел разговор о современных событиях в мире, об антирелигиозной агитации и воспитании детей.
(Михаило-Архангельская церковь в Талдоме Московской области)
19 мая 1935 года следователь НКВД допросил Агентова в качестве свидетеля, который так рассказал об этой беседе:
«За чаем возник разговор на политическую тему, в процессе которого Честнов произнес антисоветскую по содержанию речь: если бы русский народ твердо держался своей православной веры и был бы вооружен духом русского патриотизма, тогда бы не посмела советская власть арестовать ни одного нашего священника, потому что народ единодушно, все как один вышли бы на защиту духовенства. Русский народ попал под пагубную агитацию большевиков, забыл свою православную веру и потерял дух патриотизма. Германия так сильна потому, что в ней силен дух патриотизма, сильна любовь к своему отечеству. Во всех странах Европы каждая нация, каждая религиозная группа дорожит и поддерживает свою самостоятельность… Честнов делал вывод о неизбежности войны, заявляя, что вся международная политика сейчас сводится к тому, чтобы заставить Германию уничтожить большевизм, ибо она является виновницей этого, потому что она в Россию привезла в запломбированном вагоне товарища Ленина. Продолжая говорить, Честнов заявил: сейчас Германия под давлением всех держав должна начать войну против СССР, а за ней пойдут все остальные державы, имея одну цель - уничтожить большевизм, который угрожает всему миру».
В тот же день, 19 мая, отец Иоанн был арестован. На обороте ордера на арест он написал: «Прочитанное мне настоящее постановление подписывать отказываюсь, так как в предъявленном мне обвинении, изложенном в настоящем постановлении, виновным себя не признаю».
После окончания следствия отца Иоанна перевели в Бутырский изолятор в городе Москве. 8 июня 1935 года тройка НКВД приговорила священника Иоанна Честнова к трем годам ссылки в Казахстан.
Наказание отец Иоанн отбывал на станции Чу Чуйского района Казахской ССР.
23 ноября 1937 года он был арестован Чуйским районным отделением НКВД. После ареста состоялся допрос:
- Следствие располагает достаточными материалами, что вы вели, будучи в ссылке, антисоветскую работу. Дайте следствию правдивые показания.
- Повторяю, что, будучи в ссылке, я не вел никакой антисоветской работы, а поэтому и дать каких-либо показаний не могу.
На этом допрос и следствие были закончены. 4 декабря было составлено обвинительное заключение, где сказано, что
«Честнов, отбывая ссылку в Чуйском районе, занимался нелегально исполнением религиозных обрядов, среди населения вел антисоветскую агитацию».
10 декабря 1937 года тройка УНКВД Алма-Атинской области приговорила отца Иоанна к расстрелу.
Священник Иоанн Честнов был расстрелян 13 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 17 июля 2002 года.