Магическое мышление господствовало подтвержденные тысячи и предполагаемые десятки тысяч лет. И только недавно оно.. в общем-то никуда не делось. Как так получилось, чем же оно так хорошо и полезно и как оно работает?
Отступление-раз для суровых технарей: А вот улыбочки ехидные совсем не понадобятся. Лучше сразу приготовить охреневшее выражение лица.
Во-первых, магическое мышление - это НЕ эзотерика (хотя в заметной части случаев и связано с ней). И это НЕ нарушение причинно-следственных связей (хотя ММ и допускает весьма широкое их толкование). В конце концов, это НЕ нарушение мышления и НЕ нечто, свойственное детям, дуракам и дикарям (в смысле, как там сейчас принято толерантно: возрастно, интеллектуально и этнически ограниченным?)
Во-вторых, я допустил пару вольностей, предположив, что даже за самыми странными особенностями общемагического мышления есть вполне рабочая и рациональная основа. Для этого пришлось отвинтить эзотерические наслоения и явные последствия "испорченного телефона".
В-третьих, я взял наиболее общие "магические законы/принципы", которые в той или иной форме встречаются повсеместно - и исключил морально-этические и церемониальные нахлобучки, как культурно-обусловленные. В общем, добро пожаловать в до-религиозный мир раннего каменного века!
Да, некоторые из трактовок могут показаться простыми и даже примитивными, но это ранний каменный век и каждое такое умозаключение - это лютейшая магия.
Обычно вывод ставится в конце рассуждений, но, поскольку я тут не рассуждать собрался, а записывать результаты:), то с вывода и начнем.
Магическое Мышление - это способ эффективного взаимодействия с Непознанным и на оперативном этапе Непознаваемым. Собственно говоря, этим объясняется и особенности и реализация, и отличие от научного мышления. И главное отличие - это как раз сама возможность взаимодействия с этим самым Непознанным ДО/ВО ВРЕМЯ/ВМЕСТО изучения и выдвижения гипотез. Отсюда и появляется неупоминаемый явно, но постоянно всплывающий в сложных пояснениях и исключениях "нулевой закон магии"
0. Закон недостаточности знания. Знаний и информации ВСЕГДА недостаточно. ВСЕГДА могут появиться неучтенные магом обстоятельства и факторы.
То, что в науке вытеснено в философию, в ММ играет важнейшую роль, так что "ноль" я буду упоминать постоянно.
0-а. Закон извращения, закон всемирного свинства, закон Мэрфи и т.п. Он тоже впрямую не упоминается, но при этом подтвержденно известен задолго до Мэрфи. Ну да, если неприятность МОЖЕТ случиться, она НЕИЗБЕЖНА. И да, связь с недостаточностью информации тут самая прямая.
А теперь поехали по классике:
1. Закон Знания. Чем лучше известен объект или явление, тем большей властью над ним обладает маг. В общем-то тривиально и никакой эзотерики. ММ впрямую рекомедует изучать окружающий мир:)
2. Закон Истинного Имени. Регулярно недооцениваемый и еще регулярнее перевираемый; тесно взаимосвязанный с мифом о наречении Имен. Важность этого самого наречения сравнима разве что с заваливанием Тиамат:)
Знание Истинного Имени объекта или процесса дает контроль над ним.
И вот здесь получается "испорченный телефон". В смысле, оно-то работает, но НЕ ТАК. В смысле, само по себе подслушанное Имя, независимо от его истинности, большой власти не даст. Ну вот толку Чапаеву с "квадратного трехчлена"? Имя-то он услышал, но ни выделить, ни представить себе такое он все равно не в силах. Не помогает Имя:)
Так что для понимания придется обратиться к мифу о наречении Имен.
Человек СНАЧАЛА дает Имена и ПОТОМ это дает (подтверждает) ему власть над всем. Почему так? Не дав Имени, невозможно выделить объект из множества других, а значит невозможно и хоть что-то с ним делать или даже осознать, что это. Примерно, как опять у Чапаева в Париже: "налево гляну - еб твою мать! направо посмотрю - мать твою!" Но, выделив объект, определив его свойства, можно дать ему Имя, отличающее его от всего остального - и получить власть.
Ноль на массу. Вы не знаете, что вы видите и у вас нет даже слов, чтобы это описать.
2. Вы видите какой-то Аппарат.
Ваших знаний хватает, чтобы понять, что объект искусственный, что это сложная машина, возможно, вы догадываетесь, о предназначении экрана и клавиатуры, но что это и для чего - остается загадкой.
3. Вы видите Банкомат.
О! Вот уже проясняется. Выделив Банкомат из группы Аппаратов, вы уже можете совершить с ним действия сложнее пинка ногой. Вы понимаете, хоть и на уровне "черного ящика" алгоритм его работы.
4. Вы видите ATM Huisung 3650W.
Вы уже знаете марку и модель банкомата и представляете его внутреннее устройство и алгоритм. Ну или по крайней мере знаете, что сместо карточки вы можете использовать телефон или собственную чип-метку.
5. Вы видите банкомат системы Huisung 3650W с адресом АТМ_dzettabank_mo_123.
Вы знаете, что этот банкомат стоит на входе в магазин "хлеб-обои" по улице Пушкина, что у него стерт зуборемень второй кассеты, так что выбор купюр в нем искусственно ограничен и что пришло обновление ОС компьютера, так что вы собираетесь перезапустить его.
Или как вариант:
Ночь первая. На стадо обезьянолюдей ночью нападает что-то и утаскивает одну особь. Встреча с НЕХ. Что это - непонятно; что с ним делать - непонятно.
Ночь вторая. Ночной дух утащил Гру, который отошел от стада. Уже известно, что Ночной Дух атакует ночью, но избегает плотных групп, предпочитая забирать одиночных особей.
Ночь третья. Дух-охотник Мрау подобрался к племени, но Урук и Грам отогнали его Красными Цветками.
День четвертый. Пул и Нирри, крайне раздраженные постоянными нападениями Пундара, находят его логово и забивают копьями.
Уже известны повадки и образ жизни атакующего и это уже дает достаточно власти, чтобы выследить и убить Пундара.
День пятый. Маркус поднимает решетки, выпуская Пантеру на христиан на сцене Колизея.
Знаний и власти уже достаточно, чтобы ловить Пантеру, содержать ее в неволе и использовать для своего удовольствия.
День шестой. Карл Линней дает имя Felis Pardus, обозначая найденные сходства с другими Felis.
День седьмой. По уточненным данным имя было сменено на Panthera Pardus.
День восьмой. Ян, работник заказника смотрит на фотографию с автоматической камеры. "Это Мари, ей три года, она гуляет одновременно с двумя самцами, чтобы защитить от них же своих котят. Утром ей удалось убить импалу, так что сейчас она сыта и пережидает зной в тени в логове у трех деревьев".
В смысле, не Имя дает власть, а Знание(=власть) позволяет дать персональное Имя.
3. Закон причин и следствий. У любого явления или действия есть множество причин и любое явление или действие порождают множество последствий.
Нулевая поправка: не все причины будут известны и не все последствия могут быть предсказаны.
Нарушение причинно-следственных связей - одна из наиболее частых претензий к ММ. Вполне оправданная претензия, хочу заметить - действительно, даже в самом приличном варианте этих самых нарушений найдется немало. Но вот о причинах:) придется писать в другом пункте.
3-а. Ритуал. Одни и те же действия в одних и тех же условиях приводят к одним и тем же результатам.
Никакой эзотерики; речь идет о скрупулезном выполнении ИНСТРУКЦИИ. Да, на время каменного века изобретение инструкции, то есть списка действий, выполнив которые можно получить результат - это умопомрачительная магия. Еще раз: список действий, выполнив которые, даже минимально обученная обезьяна может получить нужный результат.
Главная прелесть инструкции/ритуала в том, что понимание в нем не нужно; достаточно точного выполнения инструкций, какими странными они бы ни казались.
И нет, современные инструкции ничем не лучше действующих древних ритуалов.
Стукнуть молотком - 1 доллар. Знать куда, с какой силой и зачем стукнуть - 999 долларов. Но вот обучить слесаря когда, куда и с какой силой стукнуть можно уже за 10 долларов. Он не будет знать, что и почему, но будет ритуально стукать, когда начинает мигать лампочка:)
...
Бригада электриков "собирает схему" (то есть производит переключения для запуска системы). Они подключают кабели и включают автоматы в определенной последовательности и при этом говорят странными голосами и произносят цифры по одной. Что же здесь не так?
Примерно половина последовательности обусловлена конструкцией установки; несколько пунктов - требованиями безопасности, в том числе для исключения маловероятных проблем. А остальные сохранились с прошлой ревизии, когда использовались компоненты, чувствительные к последовательности включения; их давно нет, но следы остались.
А что же голоса и произношение? Бригадир дает команду включить автомат Эс-один-три. Электрик подтверждает, что собирается включить автомат Эс-один-три. Бригадир еще раз подтверждает, что именно так. Почему?
Так гарантируется точность передачи указания по зашумленной линии связи. В те времена, когда инструкцию писали, радиосвязь состояла в основном из шумов и только четкое и членораздельное произношение и многократные повторы могли пробиться сквозь шум. Кроме того, ошибка включения могла привести к катастрофическому повреждению установки. Сейчас бригадир говорит в телефон, в схему введены многократные блокировки, но ... ритуал должен быть исполнен. И ОН ПРИВЕДЕТ К ПОВТОРЯЕМОМУ РЕЗУЛЬТАТУ!
3-б. Закон прагматизма. Если это глупо, но работает, значит оно не глупо.
Коварный "закон", который, с одной стороны позволяет отбросить необходимость рационализации действий, показавших эффективность - и с другой не дающий отбросить наслоения некритических ошибок и легаси.
4. Закон подобия. Обладая моделью цели можно получить власть над целью. И чем точнее модель, тем больше власти.
Нет, это не о куклах вуду и не о соломенных самолетах. В смысле, о них тоже, но не только. Речь даже не о силуэте тигра, в который тыкает копьем дикарь и не о силуэте "Тигера" с подкрашенными баками и боеукладкой, в который тыкает указкой артиллерист. В смысле, о них тоже, но не только:):):) Модель - это упрощенное представление реального объекта или явления. Модель дает понимание и предсказание поведения объекта. и чем точнее модель, тем более точным будет предсказание (а в случае x-by-wire - и управление).
И вот здесь кроется первая кардинальная и системная проблема ММ. Поскольку, я напомню, взаимодействие идет с Непознанным и это взаимодействие должно быть эффективным - то модели (выбросив эзотерику) ПРИХОДИТСЯ использовать "поведенческие". То есть, объект или явление описывается как "черный ящик", а взаимодействия с ним - в виде списка "стимул-реакция" Или, как вариант "причина-следствие". "Щелкни кобылу в нос и она махнет хвостом". Да, ВОТ ЭТО и есть ММ. НЕТ, вот те заморочные схемы из гримуаров - это поздние рационализации. Поскольку к "черному ящику" они отношения не имеют, то и не работают:)
Собственно говоря, не имеет значения, почему тигру или тигера нужно бить именно в это место. Не имеет значения даже почему это место жизненно важно - но если туда ткнуть, тигр умрет, а тигер загорится.
Кроме того, поведенческая модель может быть намного проще и компактнее полноценной научной.
"ток в розетке бьется и иногда убивает" (ограничения уровня 1 для техноадептов) - намного проще вычисления эффекта прикосновения в конкретных условиях. Ограничения уровня 2 и выше будут пообъемнее, но все равно будут сводиться к списку достаточно простых правил. И да, объяснения "а почему так" на нижних уровнях просто отсутствуют и даже на высшем - предельно упрощены.
Собственно главная проблема в том, что связь стимула и реакции только заявляется - но толком не прописывается. Поэтому и в стимулы (причины), и в реакции (последствия) могут быть записаны ну вот совершенно произвольные эффекты. Да, именно так и происходит нарушение причино-следственных связей. Но при этом черный ящик позволяет достаточно надежно предсказывать уже записанные последствия, что уже сильно превосходит результаты гаданий по кишкам, кофе и испарениям нафты.
Нулевая поправка. Неадекватность модели приводит - совершенно очевидно, к ошибкам разной степени катастрофичности.
5. Закон контакта. Контагиозная магия. То, что было в контакте, сохраняет связь навсегда.
Ожидаемо, к эзотерике это имеет еще меньше отношения, чем предыдущее. Нет, это не о могильной земле под порог и даже не о сувенирах и магнитиках на холодильник. Все намного проще. Это древнейшая магия, вся суть которой сводится к такому:
Любой объект, явление или действие оставляет свой след. По следу можно выследить этот самый объект сотоварищи. И на начало каменного века это было совершенно охренительное открытие.
Именно так. Наследил тигр вокруг логова, его выследили и сделали из него шапку.
Оставило племя кострища - другое племя определило маршрут и устроило засаду.
Это потом уже из вбитой в бубен шаманом истины "Убирай за собой" породились все остальные идеи с ногтями и прочей землей.
Возвращаясь к "черному ящику" - механизм "выслеживания" не прописан - просто по оставленным следам КАК-ТО могут найти.
Зарегистрировался на сомнительной страничке в интернете - оказался в базе данных екстремистов. Или попал под интерес мошенников. Как? Да какая разница?! Не оставляй следов, которые могут привести к тебе.
6. Закон равноценой оплаты.
Естественно, закон сохранения массы-энергии, расширенный до философского начала. Опять же, на время появления открытие гениальное. и даже в такой форме вполне применимое.
Нулевая поправка. Очевидно, формы "полученного" и "оплаты" могут сильно отличаться от расчетных.
Итого, что же мы имеем? Поведенческая модель (с кучей некритичных искажений) и инструкций (с тем же самым). И, поискав эти признаки в способах взаимодействия с реальностью у себя или окружающих, можно легко понять, что ММ не только не изжило себя, но и отступило перед научным мышлением совсем не далеко. А потом дополнительно заняло позиции в среде уверенных в своей рациональности технарей.