О "магическом мышлении". Без эзотерики.

Sep 14, 2021 11:08

Любая технология, неважно, сколь примитивная - сущая магия в глазах дилетанта(с)

Магическое мышление господствовало подтвержденные тысячи и предполагаемые десятки тысяч лет. И только недавно оно.. в общем-то никуда не делось. Как так получилось, чем же оно так хорошо и полезно и как оно работает?

Отступление-раз для суровых технарей: А вот улыбочки ехидные совсем не понадобятся. Лучше сразу приготовить охреневшее выражение лица.

Во-первых, магическое мышление - это НЕ эзотерика (хотя в заметной части случаев и связано с ней). И это НЕ нарушение причинно-следственных связей (хотя ММ и допускает весьма широкое их толкование). В конце концов, это НЕ нарушение мышления и НЕ нечто, свойственное детям, дуракам и дикарям (в смысле, как там сейчас принято толерантно: возрастно, интеллектуально и этнически ограниченным?)

Во-вторых, я допустил пару вольностей, предположив, что даже за самыми странными особенностями общемагического мышления есть вполне рабочая и рациональная основа. Для этого пришлось отвинтить эзотерические наслоения и явные последствия "испорченного телефона".

В-третьих, я взял наиболее общие "магические законы/принципы", которые в той или иной форме встречаются повсеместно - и исключил морально-этические и церемониальные нахлобучки, как культурно-обусловленные. В общем, добро пожаловать в до-религиозный мир раннего каменного века!

Да, некоторые из трактовок могут показаться простыми и даже примитивными, но это ранний каменный век и каждое такое умозаключение - это лютейшая магия.

Обычно вывод ставится в конце рассуждений, но, поскольку я тут не рассуждать собрался, а записывать результаты:), то с вывода и начнем.

Магическое Мышление - это способ эффективного взаимодействия с Непознанным и на оперативном этапе Непознаваемым. Собственно говоря, этим объясняется и особенности и реализация, и отличие от научного мышления.

И главное отличие - это как раз сама возможность взаимодействия с этим самым Непознанным ДО/ВО ВРЕМЯ/ВМЕСТО изучения и выдвижения гипотез. Отсюда и появляется неупоминаемый явно, но постоянно всплывающий в сложных пояснениях и исключениях "нулевой закон магии"

0. Закон недостаточности знания.
Знаний и информации ВСЕГДА недостаточно. ВСЕГДА могут появиться неучтенные магом обстоятельства и факторы.

То, что в науке вытеснено в философию, в ММ играет важнейшую роль, так что "ноль" я буду упоминать постоянно.

0-а. Закон извращения, закон всемирного свинства, закон Мэрфи и т.п. Он тоже впрямую не упоминается, но при этом подтвержденно известен задолго до Мэрфи.
Ну да, если неприятность МОЖЕТ случиться, она НЕИЗБЕЖНА. И да, связь с недостаточностью информации тут самая прямая.

А теперь поехали по классике:

1. Закон Знания.
Чем лучше известен объект или явление, тем большей властью над ним обладает маг.
В общем-то тривиально и никакой эзотерики. ММ впрямую рекомедует изучать окружающий мир:)

2. Закон Истинного Имени.
Регулярно недооцениваемый и еще регулярнее перевираемый; тесно взаимосвязанный с мифом о наречении Имен. Важность этого самого наречения сравнима разве что с заваливанием Тиамат:)

Знание Истинного Имени объекта или процесса дает контроль над ним.

И вот здесь получается "испорченный телефон". В смысле, оно-то работает, но НЕ ТАК. В смысле, само по себе подслушанное Имя, независимо от его истинности, большой власти не даст. Ну вот толку Чапаеву с "квадратного трехчлена"? Имя-то он услышал, но ни выделить, ни представить себе такое он все равно не в силах. Не помогает Имя:)

Так что для понимания придется обратиться к мифу о наречении Имен.

Человек СНАЧАЛА дает Имена и ПОТОМ это дает (подтверждает) ему власть над всем. Почему так? Не дав Имени, невозможно выделить объект из множества других, а значит невозможно и хоть что-то с ним делать или даже осознать, что это. Примерно, как опять у Чапаева в Париже: "налево гляну - еб твою мать! направо посмотрю - мать твою!" Но, выделив объект, определив его свойства, можно дать ему Имя, отличающее его от всего остального - и получить власть.

Если совсем развернуто:

[Долгий поиск истинного Имени]Долгий поиск истинного Имени

1. В незнакомом городе вы видите Нечто.

Ноль на массу. Вы не знаете, что вы видите и у вас нет даже слов, чтобы это описать.

2. Вы видите какой-то Аппарат.

Ваших знаний хватает, чтобы понять, что объект искусственный, что это сложная машина, возможно, вы догадываетесь, о предназначении экрана и клавиатуры, но что это и для чего - остается загадкой.

3. Вы видите Банкомат.

О! Вот уже проясняется. Выделив Банкомат из группы Аппаратов, вы уже можете совершить с ним действия сложнее пинка ногой. Вы понимаете, хоть и на уровне "черного ящика" алгоритм его работы.

4. Вы видите ATM Huisung 3650W.

Вы уже знаете марку и модель банкомата и представляете его внутреннее устройство и алгоритм. Ну или по крайней мере знаете, что сместо карточки вы можете использовать телефон или собственную чип-метку.

5. Вы видите банкомат системы Huisung 3650W с адресом АТМ_dzettabank_mo_123.

Вы знаете, что этот банкомат стоит на входе в магазин "хлеб-обои" по улице Пушкина, что у него стерт зуборемень второй кассеты, так что выбор купюр в нем искусственно ограничен и что пришло обновление ОС компьютера, так что вы собираетесь перезапустить его.

Или как вариант:

Ночь первая. На стадо обезьянолюдей ночью нападает что-то и утаскивает одну особь.
Встреча с НЕХ. Что это - непонятно; что с ним делать - непонятно.

Ночь вторая. Ночной дух утащил Гру, который отошел от стада.
Уже известно, что Ночной Дух атакует ночью, но избегает плотных групп, предпочитая забирать одиночных особей.

Ночь третья. Дух-охотник Мрау подобрался к племени, но Урук и Грам отогнали его Красными Цветками.

День четвертый. Пул и Нирри, крайне раздраженные постоянными нападениями Пундара, находят его логово и забивают копьями.

Уже известны повадки и образ жизни атакующего и это уже дает достаточно власти, чтобы выследить и убить Пундара.

День пятый.
Маркус поднимает решетки, выпуская Пантеру на христиан на сцене Колизея.

Знаний и власти уже достаточно, чтобы ловить Пантеру, содержать ее в неволе и использовать для своего удовольствия.

День шестой.
Карл Линней дает имя Felis Pardus, обозначая найденные сходства с другими Felis.

День седьмой.
По уточненным данным имя было сменено на Panthera Pardus.

День восьмой.
Ян, работник заказника смотрит на фотографию с автоматической камеры. "Это Мари, ей три года, она гуляет одновременно с двумя самцами, чтобы защитить от них же своих котят. Утром ей удалось убить импалу, так что сейчас она сыта и пережидает зной в тени в логове у трех деревьев".


В смысле, не Имя дает власть, а Знание(=власть) позволяет дать персональное Имя.

3. Закон причин и следствий.
У любого явления или действия есть множество причин и любое явление или действие порождают множество последствий.

Нулевая поправка: не все причины будут известны и не все последствия могут быть предсказаны.

Нарушение причинно-следственных связей - одна из наиболее частых претензий к ММ. Вполне оправданная претензия, хочу заметить - действительно, даже в самом приличном варианте этих самых нарушений найдется немало. Но вот о причинах:) придется писать в другом пункте.

3-а. Ритуал.
Одни и те же действия в одних и тех же условиях приводят к одним и тем же результатам.

Никакой эзотерики; речь идет о скрупулезном выполнении ИНСТРУКЦИИ. Да, на время каменного века изобретение инструкции, то есть списка действий, выполнив которые можно получить результат - это умопомрачительная магия. Еще раз: список действий, выполнив которые, даже минимально обученная обезьяна может получить нужный результат.

Главная прелесть инструкции/ритуала в том, что понимание в нем не нужно; достаточно точного выполнения инструкций, какими странными они бы ни казались.

И нет, современные инструкции ничем не лучше действующих древних ритуалов.

Стукнуть молотком - 1 доллар. Знать куда, с какой силой и зачем стукнуть - 999 долларов. Но вот обучить слесаря когда, куда и с какой силой стукнуть можно уже за 10 долларов. Он не будет знать, что и почему, но будет ритуально стукать, когда начинает мигать лампочка:)

...

Бригада электриков "собирает схему" (то есть производит переключения для запуска системы). Они подключают кабели и включают автоматы в определенной последовательности и при этом говорят странными голосами и произносят цифры по одной. Что же здесь не так?

Примерно половина последовательности обусловлена конструкцией установки; несколько пунктов - требованиями безопасности, в том числе для исключения маловероятных проблем. А остальные сохранились с прошлой ревизии, когда использовались компоненты, чувствительные к последовательности включения; их давно нет, но следы остались.

А что же голоса и произношение? Бригадир дает команду включить автомат Эс-один-три. Электрик подтверждает, что собирается включить автомат Эс-один-три. Бригадир еще раз подтверждает, что именно так. Почему?

Так гарантируется точность передачи указания по зашумленной линии связи. В те времена, когда инструкцию писали, радиосвязь состояла в основном из шумов и только четкое и членораздельное произношение и многократные повторы могли пробиться сквозь шум. Кроме того, ошибка включения могла привести к катастрофическому повреждению установки. Сейчас бригадир говорит в телефон, в схему введены многократные блокировки, но ... ритуал должен быть исполнен. И ОН ПРИВЕДЕТ К ПОВТОРЯЕМОМУ РЕЗУЛЬТАТУ!

3-б. Закон прагматизма.
Если это глупо, но работает, значит оно не глупо.

Коварный "закон", который, с одной стороны позволяет отбросить необходимость рационализации действий, показавших эффективность - и с другой не дающий отбросить наслоения некритических ошибок и легаси.

4. Закон подобия.
Обладая моделью цели можно получить власть над целью. И чем точнее модель, тем больше власти.

Нет, это не о куклах вуду и не о соломенных самолетах. В смысле, о них тоже, но не только. Речь даже не о силуэте тигра, в который тыкает копьем дикарь и не о силуэте "Тигера" с подкрашенными баками и боеукладкой, в который тыкает указкой артиллерист. В смысле, о них тоже, но не только:):):)
Модель - это упрощенное представление реального объекта или явления. Модель дает понимание и предсказание поведения объекта. и чем точнее модель, тем более точным будет предсказание (а в случае x-by-wire - и управление).

И вот здесь кроется первая кардинальная и системная проблема ММ. Поскольку, я напомню, взаимодействие идет с Непознанным и это взаимодействие должно быть эффективным - то модели (выбросив эзотерику) ПРИХОДИТСЯ использовать "поведенческие".
То есть, объект или явление описывается как "черный ящик", а взаимодействия с ним - в виде списка "стимул-реакция" Или, как вариант "причина-следствие". "Щелкни кобылу в нос и она махнет хвостом". Да, ВОТ ЭТО и есть ММ. НЕТ, вот те заморочные схемы из гримуаров - это поздние рационализации. Поскольку к "черному ящику" они отношения не имеют, то и не работают:)

Собственно говоря, не имеет значения, почему тигру или тигера нужно бить именно в это место. Не имеет значения даже почему это место жизненно важно - но если туда ткнуть, тигр умрет, а тигер загорится.

Кроме того, поведенческая модель может быть намного проще и компактнее полноценной научной.

"ток в розетке бьется и иногда убивает" (ограничения уровня 1 для техноадептов) - намного проще вычисления эффекта прикосновения в конкретных условиях. Ограничения уровня 2 и выше будут пообъемнее, но все равно будут сводиться к списку достаточно простых правил. И да, объяснения "а почему так" на нижних уровнях просто отсутствуют и даже на высшем - предельно упрощены.

Собственно главная проблема в том, что связь стимула и реакции только заявляется - но толком не прописывается. Поэтому и в стимулы (причины), и в реакции (последствия) могут быть записаны ну вот совершенно произвольные эффекты. Да, именно так и происходит нарушение причино-следственных связей. Но при этом черный ящик позволяет достаточно надежно предсказывать уже записанные последствия, что уже сильно превосходит результаты гаданий по кишкам, кофе и испарениям нафты.

Нулевая поправка. Неадекватность модели приводит - совершенно очевидно, к ошибкам разной степени катастрофичности.

5. Закон контакта. Контагиозная магия.
То, что было в контакте, сохраняет связь навсегда.

Ожидаемо, к эзотерике это имеет еще меньше отношения, чем предыдущее. Нет, это не о могильной земле под порог и даже не о сувенирах и магнитиках на холодильник. Все намного проще. Это древнейшая магия, вся суть которой сводится к такому:

Любой объект, явление или действие оставляет свой след.
По следу можно выследить этот самый объект сотоварищи. И на начало каменного века это было совершенно охренительное открытие.

Именно так. Наследил тигр вокруг логова, его выследили и сделали из него шапку.

Оставило племя кострища - другое племя определило маршрут и устроило засаду.

Это потом уже из вбитой в бубен шаманом истины "Убирай за собой" породились все остальные идеи с ногтями и прочей землей.

Возвращаясь к "черному ящику" - механизм "выслеживания" не прописан - просто по оставленным следам КАК-ТО могут найти.

Зарегистрировался на сомнительной страничке в интернете - оказался в базе данных екстремистов. Или попал под интерес мошенников. Как? Да какая разница?! Не оставляй следов, которые могут привести к тебе.

6. Закон равноценой оплаты.

Естественно, закон сохранения массы-энергии, расширенный до философского начала. Опять же, на время появления открытие гениальное. и даже в такой форме вполне применимое.

Нулевая поправка. Очевидно, формы "полученного" и "оплаты" могут сильно отличаться от расчетных.

Итого, что же мы имеем? Поведенческая модель (с кучей некритичных искажений) и инструкций (с тем же самым). И, поискав эти признаки в способах взаимодействия с реальностью у себя или окружающих, можно легко понять, что ММ не только не изжило себя, но и отступило перед научным мышлением совсем не далеко. А потом дополнительно заняло позиции в среде уверенных в своей рациональности технарей.

В дебрях АЛОС

Previous post Next post
Up