Оригинал взят у
ytverdokhlebova в
Круговое движение фрустрации. Крючки.Ситуация. Ваши дети бросают куртки на пол. Вы пытаетесь изменить это, покупаете дополнительное количество крючков, вешаете над ними красивые наклейки с именами детей, объясняете детям, что вы хотите, чтобы они вешали свои куртки на эти крючки. Но они этого все равно не делают. Тогда вы снова расстраиваетесь и идете на новый виток.
Вы снова пытаетесь изменить ситуацию. Не выходит (переходите ко второму выходу). Вы не плачете, не теряете веру, потому что убеждены, что должно быть какое-то решение (проходите мимо второго выхода). Тогда приходит очень сильное желание накричать на детей (вы переходите к атаке).
Накричать очень хочется, потому что они снова просто побросали все на пол. Но вы помните, что это не поможет. Наоборот, только усугубит ситуацию. Вы напоминаете себе, что отношения важнее и эта ситуация по сравнению с ними ничтожна. Поэтому вы решаете не кричать (вы не позволили фрустрации перейти в атаку и так выйти из вашей системы). Становится ли вам легче от этого? Вы сдержались, не накричали, но вам не легче. Что это вам дало? Отсрочку во времени.
Для вас это шанс вновь прийти в начало круга и попытаться что-то изменить. «Может, надо было купить более привлекательные наклейки?» - думаете вы. Вы также можете пойти в свою комнату и хорошенько поплакать по поводу того, что ничего не получается. Но если вы не придумали ничего нового, как изменить эту ситуацию, и не смогли выплакать тщетность, то вы вновь оказываетесь у выхода «атаковать».
И вот вы идете на кухню и тут натыкаетесь на грязные тарелки. Вы держите себя в руках… Держите себя в руках... Чувствуете ли вы себя лучше? Нет. Но для вас это снова шанс либо что-то изменить, либо поплакать оттого, что изменить ничего не удается. Теперь вы идете наверх и видите, что вещи, которые вы просили детей отнести наверх еще утром, так и лежат стопочками на ступеньках…
И вот наступает момент, когда фрустрации внутри вас накапливается столько, что ваша способность смешивать чувства доходит до предела, и скорее всего вы сейчас взорветесь. В таких случаях мы говорим, что последняя капля переполнила чашу. Но у вас есть действующий префронтальный кортекс, который в принципе очень неплохо работает! И, тем не менее, сейчас он вам уже не помогает...
Поэтому в отношении своих детей помните, что у многих из них префронтальный кортекс еще вообще не действует. Это означает, что когда что-то расстраивает их, если они не могут изменить это и не могут поплакать об этом, они должны атаковать. У них просто нет другого выбора! Потому что здесь (в лобной части головного мозга) пока еще ничего не работает, совсем не работает. А у тех, у кого работает, работает только чуточку. Они способны справиться лишь с очень небольшим количеством фрустрации. Только совсем небольшое ее количество они в состоянии смешать.
Это должно помочь вам понять, почему вы видите так много атакующей энергии в своих детях.
И если вы начинаете кричать на детей: «Я же говорила вам! Почему вы этого не делаете?!» и т.д., буквально через мгновение после того, как вы начали кричать, приходит невероятное облегчение… вы начинаете так хорошо себя чувствовать… вы чувствуете себя таким правым! Да, сейчас все происходит очень правильно…
И вся фрустрация вытекает из системы. Система осушается. Эмоции стихают. Напряжение и интенсивность, эмоциональный накал спадает. Теперь в вашем префронтальном кортексе снова высвобождается немного места, и вдруг на вас накатывает чувство вины. Способность к смешиванию чувств вернулась к вам вновь - и вы в ужасе думаете: «Что же я наделала?!»
Так вот то же самое мы постоянно наблюдаем у своих детей. Ребенок ударил своего брата, и вдруг вы видите, как он резко пугается - это приходит тревога - «Ой, что я наделал?! Я ударил его! Прости! Я не хотел!» А мы ему говорим: «Ну конечно - не хотел… Я же видела, как ты замахнулся и специально ударил его!» Но в тот момент у него действительно ничего не смешивалось…
Здесь важно не обвинять детей за то, что они пока не смешивают чувства. Не обвинять за то, что они еще незрелы и очень импульсивны. Принять как данность их незрелость и импульсивность. Нельзя делать детей ответственными за это, наказывать, лишать того, что они любят, сталкивать с последствиями, отсылать и т.д. Это равносильно тому, что наказывать десятимесячного малыша за то, что он еще не может ходить: «А ну-ка вставай, сколько можно ползать?!»
Родитель в ответе за то, чтобы все были в безопасности до той степени, до которой дети сами могут себя контролировать. Родители ответственны за то, чтобы вовремя вмешаться, помогать проходить детям по кругу движения эмоций. Но нельзя обвинять детей за их незрелость.
Памела Уайт и Тамар Страйджек, тема «Интеграция» 2013-14г.г.
http://neufeldinstitute.com/