Рекомендую к ознакомлению
четыре истории донецких беженцев, осевших в Киеве. Просто для осознания того факта, что средний класс Донбасса выехал в Украину, а в Россию едет только вата.
1. В центре Киева в небольшом подвальном помещении на бульваре Шевченко работает бар "Сплетни".
На первый взгляд - обычное столичное место с бургерами и кальянами. Но кое-что сильно отличает его от остальных: интерьер "Сплетен" точь-в-точь повторяет одноименный бар в Донецке, которого уже нет, а его владелец - вынужденный переселенец, полностью перенесший свой бизнес с оккупированной территории.
Из Донецка в Киев Евгений Васили окончательно перебрался с семьей в конце октября: стало невыносимо находиться в той среде, которая образовалась на территории так называемой "ДНР". "Не такой я себе представлял свою жизнь и будущее, мы больше не могли там жить", - говорит Васили.
В Донецке у владельца бара был свой дом. Но во время военных действий в Донецком аэропорту он оказался полностью уничтожен - как, собственно, и весь Октябрьский поселок.
Возвращаться ему некуда. Да и практически все друзья и знакомые оттуда выехали на безопасные украинские территории. Но многие, признается Васили, даже невзирая на то, что поддерживают Украину и считают себя патриотами, до сих пор остаются в Донецке. Потому что уехать для них - все равно, что сделать шаг в бездну.
"Я постоянно говорю своим знакомым, что ничего страшного в этом нет, но через это просто нужно переступить, и это тяжело", - делится бизнесмен.
Незадолго до того, как в Донецке начали разворачиваться трагические события, Васили собирался расширять свой бар и создавать целую сеть заведений. Не хватило буквально нескольких месяцев, чтобы начать инвестировать в новый проект - на улице появились люди с георгиевскими ленточками и российскими флагами. Вскоре "Сплетни" закрылись...
-----------------------
2. Ранее его фирма "Технология сетей" продавала системы связи - кабели и другое оборудование для интернет-провайдеров и телевидения, - клиентам в Донецкой и Луганской областях и в Крыму. Теперь же фактически все прежние бизнес-наработки оказались разрушены.
Паладов - один из активистов местного Евромайдана, часто бывал на киевском. Когда в столице грянула революция, он как раз начинал учебу в Киево-Могилянской бизнес-школе. Поэтому мог наблюдать за событиями в столице.
"Наша компания работала в Донецке спокойно до конца весны, до тех пор, пока не начали стрелять, - вспоминает Паладов. - Но нам повезло больше, чем многим другим предпринимателям: мы работали без вывесок, и нас не тронули".
Когда в июле в Донецк зашла колонна "армии ДНР" под руководством Игоря Стрелкова, бизнесмен понял, что пора уезжать.
"Я принял решение перевезти все в Мариуполь - в то время казалось, что он хорошо контролируется, - говорит бизнесмен. - Да и надеялся, что через месяц-два украинская армия освободит Донецк, и мы сможем быстро вернуться".
"Выезжали мы как партизаны, - вспоминает Паладов. - Наши ребята запаковали все оборудование так, чтобы на блокпостах ""ДНР"" никто ничего не понял. Сделали фальш-отсеки, задвинули самое дорогое подальше, а вперед, для вида, - дешевые провода".
В Мариуполе оказалось тоже небезопасно: в августе город впервые обстреляли из "Градов", а Новоазовск заняли военные "ДНР". Это стало сигналом к тому, что оттуда тоже пора уезжать. Компания стала перебираться в Киев.
"Нам пришлось полностью изменить рынок сбыта, - рассказывает Паладов. - Из Мариуполя мы смотрели на остальную Украину - туда, где раньше нам было неудобно работать по логистике.
Назад дороги нет: поставлять оборудование на Донбасс и в Крым мы больше не можем. Хотя потребность есть: старые партнеры-провайдеры часто звонят нам из Донецка и сообщают, что у них то разорвало кабель, то сгорел целый узел оборудования… И вот, они уехать оттуда не могут, потому что должны обеспечивать людям доступ к интернету и кабельному телевидению, - заложники ситуации".
Бизнесмен, проживший в Донецке всю жизнь, запомнил его "маленьким провинциальным городком, откуда на выходные можно было поехать на Азовское море или в лес неподалеку". А еще он запомнил, как однажды летом увидел на улице человека, привязанного к столбу за то, что у него нашли украинскую символику.
"Среди моих знакомых практически нет никого, кто поддержал "ДНР", - уверенно говорит он. - Да и из средних предпринимателей оттуда уехали почти все".
Возвращаться в Донецк даже после окончания войны Паладов не собирается.
"Долгое время это будет депрессивный регион, - говорит он. - Люди, которые умеют создавать современный бизнес, не видят там перспектив. Должна будет вырасти новая критическая масса новаторов, чтобы вернуть Донецку прежний вид, а на это нужны десятилетия".
--------------------------------------------
3. За период конфликта с территории боевых действий "вымылся" практически весь средний и мелкий бизнес.
В Донецке исчезли кафе, продуктовые, хозяйственные и книжные магазины, салоны красоты, фармацевтические компании - все, чем раньше так часто пользовались жители города. Выехать пришлось и некоторым медицинским клиникам.
Поздней осенью из Донецка "эвакуировался" старейший в Украине медико-биологический центр "Геном", занимающийся диагностикой врожденных и наследственных заболеваний и специализирующийся на беременных. Этот центр был основан еще в девяностых годах и до сих пор - один из самых известных в Европе и качественных в стране.
"С самого начала Евромайдана сотрудники центра выходили на митинги и не боялись проявлять свою гражданскую позицию, - рассказывает директор "Генома" Александр Краснов. - Мы открыто говорили, что работать с бандитами не будем, и поддерживали проукраинских активистов".
Поначалу, пока представители "ДНР" только занялись "раскулачиванием" местного бизнеса, на клинику внимания не обратили. А летом, когда в Донецке уже активно шли военные действия, и находиться там стало совсем небезопасно, руководство "Генома" начало постепенно вывозить оборудование, а сотрудники - переезжать.
"Тогда еще работали перевозчики, которые могли доставить наше оборудование из Донецка в Киев, - вспоминает Краснов. - Однажды перевозчик подъехал во двор нашего центра, чтобы погрузить два наших дорогих диагностических аппарата, но внезапно там же оказались "ДНРовцы" с автоматами и забрали их, а потом требовали выкуп".
Вскоре "Геном" практически полным составом покинул дома. Специалистов по генетике в Донецке не осталось.
Теперь клиника обосновалась в Киеве, а руководство взяло на себя новую социальную миссию: на работу принимаются в основном переселенцы с Донбасса, а жены военных, участвующих в АТО, обслуживаются в "Геноме" бесплатно.
В Донецке же помещение, где раньше находилась клиника, заняли представители "ДНР". При входе там красуется табличка "Республиканский центр Геном", а сотрудники обманывают пациентов, рассказывая, что это "тот самый центр".
Теперь, говорит Краснов, в настоящий "Геном" нередко обращаются обманутые женщины: в Донецке некоторым беременным поставили нормальный диагноз по сданным анализам - а когда они перепроверились в киевской клинике, оказалось, что у них велика вероятность рождения детей с синдромом Дауна.
"Люди на наших местах в Донецке занимаются профанацией диагностики, у них просто нет нужного оборудования, - говорит директор "Генома". - Уровень морального падения людей, которые оказались там, описать просто невозможно.
И ведь со дна постоянно стучат…"