Почему знание про фараона Сесостриса и хеттов так важно? Потому что в главном зале ООН в Нью-Йорке хранится текст договора хеттов как символ стремления народов к мирному сотрудничеству на договорной основе. Почему не Вавилона, не Ассирии, не Египта, а именно хеттов? Именно законодательство хеттов является фундаментом всей современной цивилизации. И хетты, и Сесострис связаны с Украиной. Вышли хетты с территории Украины (эпоха индоариев) и принесли с собой передовые политические технологии и мировоззрение, опередившее свое время. Об этом позже, а пока - о Киеве.
Откуда название "Киев"?
Есть две теории происхождения имени "Киев". Традиционная утверждает, что легендарный основатель города Кий - это реальный исторический персонаж, который предположительно жил в эпоху византийского императора Юстиниана (527-565) и служил ему, после чего вернулся на родину, где основал Киев. У этой версии есть минус - анналы Юстиниана известны и имени "Кий" там не упоминается. Неясно вообще, чем занимались его братья. Есть и другие внутренние противоречия у этой версии, о чем ниже.
Новая версия склоняется к тому, что не было никакого исторического "Кия", а само имя подобрано народной этимологией уже под мифического основателя города. В реальности же "кий" указывает на переправу через Днепр, которая издревле существовала в этом месте. Кий, Щек, Хорив, Лыбидь - мифические персонажи, придуманные народной фантазией для объяснения топонимических названий (Киев, горы Щековица, Хоривица, река Лыбидь). Эта версия принимает в последнее время наибольшее звучание как правдоподобная. Но... но эта версия была разобрана ещё 900 лет назад и разбита в пух и прах ни кем иным, как самим Нестором-летописцем. Она несостоятельна.
И вот почему.
[Spoiler (click to open)]Действительно, в старые времена был такой термин "киев перевоз". Означал он следующее. Купцы с товарами приезжали на место речной переправы, размещали на плотах товары, и паромщик перевозил плот при помощи "кия" - длинного шеста, которым отталкивался от дна. Отсюда и термин "киев перевоз", то есть на плоту при помощи кия. Это вполне логично, так как названий Киев, Киево, Киевец реально много в восточной Европе и к собственно городу Киев они отношения никак не могут иметь.
Но вот беда. Все эти населенные пункты размещены на мелких водоемах, где действительно осуществлялся "киев перевоз", глубиной не более 3 метров. Но в Киеве "киева перевоза" не могло быть по умолчанию, т. к. глубина Днепра не позволяет использовать "кий". И в Киеве, и в Переяславе, и в Смоленске использовался другой тип перевоза - на ладьях. А это принципиально иная вещь, поэтому в этих местах и нет топонимов с именем "кий". Такие места маркировались иначе, например,
В этих местах никакого "кия" или "киева" нет и в помине, т. к. на Днепре перевоз был в кажом крупном городе, но это точно был не "киев перевоз". Здесь действовал приниципиально другой тип перевоза. Таким образом, "Киев" и "киев перевоз" - это совсем разные не пересекающиеся понятия, только схожие по звучанию, но не более того.
Именно на это и указывает Нестор. В Киеве не было и не могло быть никакого "киева перевоза". В Киеве был просто перевоз, отчего и возникло созвучие "на перевоз, на Киев" = "на киев перевоз". Именно на это ошибочное созвучие и указывает Нестор:
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил.
Фраза "княжил в роде своем" означает, что у Кия были потомки, а у "перевоза" дети родиться никак не могли. На факт наличия у Кия потомков указывает также и польский историк 15 века Ян Длугош, который владел неизвестными Нестору инсайдами.
Итак, два авторитета - Нестор и Длугош указывают, что Кий - это реальный исторический персонаж. Скорее всего, очень древний, раз про него сохранились только отрывочные сообщения.
Здесь стоит сделать маленькую ремарку. Тот текст, который мы знаем как "Повесть временных лет" имеет не одного, а двух авторов. Сам Нестор писал при князе Святополке (1093-1113), а когда того сменил Владимир Мономах (1113-1125), то он передал летопись в Выдубицкий монастырь на редактирование монаху Сильвестру. Сам князь Володя по матери приходился внуком византийскому императору, это был совершенной ничтожный факт с точки зрения феодального права Украинской Руси, но, чтобы сделать приятное боссу, Сильвестр добавил в летопись массу привязок к Византии и её возвеличиванию.
Именно Сильвестр и проводит прозрачную параллель и увязывает Кия с Византией, чтобы подчеркнуть, что основатель Киева "имел честь" от императора, а вот Владимир Мономах вообще внук императора (современникам на это было глубоко плевать, но московиты таки назвали бухарскую шапку, подаренную их князьку "царем" Узбеком, "шапкой Мономаха").
На самом деле Кий не имел никакого отношения к Византии, иначе о нем сохранилось бы намного больше сведений, чем просто имя. Кий - более древний персонаж, чем вся Византия, на что указывает вся топонимика Киева: из трех братьев ни один не имеет славянского имени!
Имена славянских князей и наёмников при императоре Юстиниане вполне понятные славянские, а Кий-Щек-Хорив - здесь нет ничего славянского. Из чего следует признать, что три брата либо вообще были иностранцами, либо их имена (имена местности) из эпохи задолго до понятных славянских имен. Оба ответа правильны.
Откуда же подобная инфа у Нестора, раз ни в византийских хрониках, ни в истории сообщений о Кие не сохранилось? Ответ на этот вопрос известен.
Инсайдеры Нестора
Сам Нестор в своей летописи под 1106 годом сообщает имена своих инсайдеров - это киевский боярин Вышата и его сын Ян. Именно они сообщали Нестору старые и новые тайны политической жизни Руси, спрятанные от посторонних глаз. Кто такие эти бояре? О, это очень славный род!
Все князья Рюриковичи лишь формально восходят к Рюрику. На самом деле все так называемые "Рюриковичи" - потомки Малуши, наложницы князя Святослава, родившей ему бастарда Владимира. Сам князь Святослав погиб при загадочных обстоятельствах, так же и как два его законных наследника. Престол захватил сын рабыни, убив законного князя. Именно от этого незаконного бастарда и размножился род Рюриковичей. Все они - потомки Малуши.
Так вот род Вышаты происходит от старшего брата Малуши Добрыни. Именно Добрыня привел к власти Владимира. Именно Добрыня "огнем и мечом" крестил Новгород, который сопротивлялся христианизации. Именно этот исторический персонаж стал прототипом богатыря Добрыни Никитича (его родовое имение - Низкинич на Волыни, т.е. правильное имя - Добрыня Низкинич).
Сын Добрыни стал посадником в Новгороде, а внук (тоже посадник) Остромир - образованнейший человек своего времени. "Остромирово евангелие" - древнейший письменный фолиант Киевской Руси. Но, пожалуй, самая интресная личность в данном разрезе - сын Остромира Вышата, правнук Добрыни.
Вышата в 1043 году во главе войска сына Ярослава Мудрого Владимира вышел из Новгорода на Византию. Во время морского похода руський флот попал в бурю на Чёрном море, часть кораблей утонула. На берег с них спаслись 3 тысячи воинов. Флот продолжил дальше поход на Царьград, но с сухопутным отрядом нужно было что-то решать. Его судьба была очевидной - все были обречены. Из командиров никто не захотел возглавить отряд обреченных. Согласился только Вышата. Этот отряд попал в плен и все были ослеплены византийцами, включая командира.
Так Вышата стал слепцом, а его уделом - гусли и народные былины. Вышата стал собирать народные сказания, став предшественником Андерсона и Афансьева. Вот именно Вышата сам и через своего сына Яна и передал часть народных былин в текст "Повести временных лет". Именно отсюда и легенда о Киеве.
Но это далеко не все. Добрыня и Малуша - дети древлянского князя Мала. Того самого, которого Ольга якобы убила в месть за мужа. Вся история мести Ольги древлянам - выдумка. Её сюжеты взяты из скандинавского фольклора, чтобы утаить факт соучастия Ольги в убийстве своего мужа. Ведь не зря же Мал после убийства Игоря предложил Ольге пожениться. Древляне восстали против Игоря, были наказаны, но Малу сохранена жизнь, сам он был переселен в Любеч, а его дочь Малуша стала ключницей Ольги и любовницей сына убитого Игоря Святослава. Ольга до конца своих дней хорошо относилась к Малуше, хотя та и считалась рабыней. Как видим, предложение Мала Ольге руки и сердца частично исполнилось - их дети родили великое потомство!
Столица древлян - Искоростень, согласно летописи, был разрушен мифическим образом, что является неправдой (сейчас это город Коростень). Зато под Новгородом Ольга и Добрыня строят город Торжок, который изначально назывался... Новый Искоростень.
Таким образом, Владимир, с одной стороны, бастард и сын рабыни, в чем не преминули упрекать его враги, с другой, - потомок знатного древлянского рода. Но... не просто древлянского. Род древлянских князей Малов является ветвью известного готского королевского рода Амалов. Можно посмотреть на биографии двух великих представителей этого рода - Германариха (Украина) и Теодориха (Италия), чтобы оценить масштаб. Именно поэтому Владимир свирепеет, когда Рогнеда обзывает его "сыном рабыни". А Добрыня рекомендует племяннику изнасиловать её на глазах её родителей. Это древний готский обычай. Так готские вожди демонстрировали своё превосходство над покоренными народами.
Вышата знал родовые сказания Амалов, которые сами жили ещё даже до образования Византии, а значит его легенда о Кие - очень древняя. И самое главное, ни о какой связи с Византией не может идти и речи, т. к. уже во время Амалов знания о князе Кие имели крайне смутный характер. То есть речь может идти об очень глубокой древности Кия, Щека и Хорива. Речь идёт о каком-то царе, которого монах Сильвестр приписал к Византии, чтобы прославить Мономаха, но который по факту жил задолго до самой Византии.
О каком "царе" и вообще о какой эпохе идёт речь?
Легенда о князе Кие - путь к Сесострису
Читаем внимательно легенду о Кие. В ней Нестор однозначно использует родовое сказание Амалов в том месте, где речь идёт о биографии героя. Вот что сообщает Нестор.
1. Кий "был в чести" у некоего царя за Чёрным морем. 2. Кий прибыл на Дунай, где воевал и основал город. 3. Кий прибыл на Днепр, где основал город Киев.
О чем здесь сообщается? Речь идёт о военном походе иностранной армии, где Кий - один из её военачальников!
Кий однозначно не может быть славянином-военачальником Юстиниана ещё и потому, что все его предполагаемые прототипы приезжали в Рим или Константинополь для карьеры, где и умирали, а вот Кий движется строго наоборот - именно из "Царьграда" на Днепр.
Ни римляне, ни византийцы, которые владели Дунаем, никогда не доходили до Киева. Только два случая в истории было, когда армии двигались по такому маршруту.
1. Поход персидского царя Дария (Малая Азия-Дунай-Днепр), 6 век до н.э. 2. Поход Сесостриса (Малая Азия-Дунай-Днепр), 13 век до н.э.
Итак, поход "князя Кия" мог состояться или при Дарии, или при Сесострисе. Дарий войну проиграл, его войска отступили. Вряд ли кто-то из его военачальников остался так далеко на севере. А легендарный Сесострис победил, то есть его армия могла "зафиксироваться" в Киеве. Но всё это предположительно, и Дарий не совсем проиграл. Всё-таки при ком состоял воевода Кий - при Дарии или при Сесострисе?
Имени Кий в истории нигде не обнаружено. Так считается.
Но это неверно... Просто никто не копал так глубоко в древность. Имя Кия хорошо известно. Правильнее, даже его имя не Кий, а... Киев... Ряд древних народов именовали его сходным образом:
Все эти имена имеют отношение к эпохе "фараона Сесостриса". Так называли в древности один и тот же народ. Ближайшее к имени "Киев" именно хеттское произношение. И действительно племя "киява" было вассалом Хеттского царства, а его правителя хетты так и называли "князь Киява" как имя собственное.
А это значит, что Кий - один из военачальников хеттской армии, которая вторглась в Украину при фараоне Сесострисе.
Таким образом, сообщение Вышаты и Нестора совершенно правильно. Имя "Киев" не имеет никакого отношения к "киеву перевозу", которого в этом месте Днепра не могло быть по определению. Было имя "Киява", которое народная этимология переименовала в понятный "Киев" и "князя Кия". И, например, арабские географы 8 века Киев так и называли - "Куява".
И Кий, и Щек, и Хорив, и Лыбидь - все они являются названиями вассальных княжеств и армейских соединений Хеттского царства и все они действительно находились на территории Малой Азии - там, где через 2 тысячи лет родилась Византия. Эти неславянские имена и принесли в Украину солдаты армии Сесостриса.
И на это тоже есть указание Нестора. Вот что он сообщает о происхождении предков полян.
И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его... и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.
То есть, по мнению Нестора, предки полян в древние времена прибыли с Ближнего Востока из района. Нестор везде подчеркивает отличия обычаев полян от соседних даже восточнославянских народов. Библия приписывает постройку Вавилонской башни "царю Нину". Такой царь действительно жил в Ассирии и как раз в 13 веке до н.э. во времена "Сесостриса".
А теперь посмотрим на эту карту. Самая длинная красная стрелка указывает на поход хеттов, которые из Малой Азии, прошагав маршем свыше тысячи километров, взяли штурмом и разграбили Вавилон в 1595 году до н.э. Оттуда были выведены пленники и даже вывезена статуя главного вавилонского бога Мардука. Только через 1000 лет, когда даже память о хеттах стерлась, ассирийская армия вернула статую в Вавилон.
Но это не все. Предки хеттов делились на две группы - лувийцев и палийцев (по району Пал). Палийцы - поляне?
Почему история хеттов, завуалированная жрецами в историю "фараона Сесостриса" имеет такую важность не только для Украины, но и Европы и всего современного мира? Почему Сесострис, в отличие от Дария, смог завоевать Украину?
Хетты - первые, кто построил Соединённые Штаты Америки, а точнее Соединенные Штаты Азии. Задолго до масонов. Им было чем воевать, а главное - чем привлекать объекты завоевания.
Древнее НАТО. Соединённые Штаты Азии
1. Дипломатия. Хетты умели сражаться, но, по меркам того времени, были людьми мягкими и избегали жестокости. «У хеттов, - подчеркивал Оливер Герни, - полностью отсутствовала страсть к пыткам и жестокости, которая так явно проглядывает в победных анналах ассирийских царей». Побеждая врага, они не попирали его; покоряя, не истребляли; подчиняя, не уничтожали. Да, они правили твердой рукой, но действовали очень дипломатично. Они делали все для того, чтобы жители завоеванных земель уважали своих новых правителей, повиновались им из любви, а не из страха, как то было в Ассирийской державе.
2. Гуманизм. Судя по всему, хетты очень остро чувствовали справедливость. Их законы довольно гуманны. Почти за любое преступление виновные караются натуральным или денежным штрафом. Так, убийца мог отделаться тем, что хоронил убитого за свой счет и отдавал его родным четырех людей- своих рабов или домочадцев. Смертная казнь фактически находилась в Хеттской державе под запретом. Лишь царь вправе был приговорить кого-либо к смерти.
3. Справедливый суд. Судебные разбирательства ведутся тщательно. Мы располагаем протоколами судебных разбирательств, проводившихся при дворе хеттского царя. В эти протоколы вносились признания свидетелей; на их основе и принимались решения. Свидетелей опрашивали с необычайной педантичностью, расследуя случившееся пункт за пунктом. Для нас в подобных методах допроса нет ничего удивительного, однако на древнем Востоке такой способ вынесения приговора был в диковинку. Библейская история царя Соломона дает хорошее представление о методах восточного судопроизводства. Подобно Соломону, судьи полагались на мудрость Божию. Хетты же предпочитали наитию долгий, утомительный расспрос.
4. Права рабов в хеттском обществе определенным образом уважались. Так, рабы могли жениться на свободных женщинах, и это не понижало социальный статус последних.
5. Договора и альянсы. Завоевательная политика хеттов также решительно отличалась от традиционной для того времени практики. Чаще всего хетты стремились присоединить соседние страны не военным путем, а дипломатическим. Они аннексировали их, заключая договоры с их элитой. Ева Канцик-Киршбаум называет политику царей Новохеттского царства, начиная с Суппилулиумы I, «просто гениальной». Подобная аннексия «требовала минимальных затрат, а значит, была экономически очень выгодным делом».
6. Миролюбие. Миролюбием проникнуты хеттские хроники. Если ассирийский царь Саргон II посвящает целую стелу (430 клинописных строк) резне, учиненной им во время похода в Урарту, то хеттские авторы почти не интересуются подобными «подвигами». Хеттский царь посылал противнику письмо с требованием выдать перебежчиков. Если тот отказывался от полюбовного решения спора, то его извещали, что разрешить дело может лишь война, а значит, в дело вмешиваются боги, хранящие их державы. Хеттский царь предупреждал своего противника: «Боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу». Подобным образом цари хеттов вели себя даже в конфликтах с мелкими племенными вождями.
А итогом разразившейся войны не могла быть резня. Хеттские правители- в отличие от пришедших им на смену ассирийцев- не требовали с покоренных земель непомерной дани. Чаще всего они не покушались даже на суверенитет захваченных ими стран. Договор предусматривал, что заключивший его царек по-прежнему оставался у власти. Передача власти законным наследникам гарантировалась. Если вассал был предан Хеттской державе, ему дозволялось участвовать в управлении ею. Он был допущен хеттским царем к принятию важнейших решений, получая «совещательный голос». Разумеется, он отправлял хеттскому царю дань - рабов, золото, различные продукты, ведь тогда это было естественным правом победителя, но в остальном с ним обходились как с «братом», делали все, чтобы его страна не восстала. Аннексированная территория теряла право лишь на проведение независимой внешней политики, да и то не всегда.
7. Децентрализация. Хеттское царство было устроено по… федеративному принципу, столь популярному в наше время. Подобная «воля к децентрализации», как выразился Франк Штарке, была абсолютно внове для древнего Востока. Хеттская держава в некотором смысле была не царством, не империей, а «Соединенными Штатами Азии».
Сложная система договорных отношений со своими соседями позволила хеттам создать вокруг своих границ сеть «буферных государств», что давало возможность контролировать всю Переднюю Азию. Под влиянием хеттского царя оказались регионы, лежавшие далеко от Хаттусы. В то же время управление ими не требовало особых экономических затрат.
Данный военно-политический блок просуществовал более ста лет и выдержал серьезнейшую проверку- войну с египтянами. Ассирия и Египет пытались переманить на свою сторону сирийских союзников хеттов - но без особых успехов. «Братские» отношения с хеттами казались местным правителям выгоднее полной покорности перед каким-либо деспотом или же независимости, которую никто из них не мог отстоять. 8. Нация. Особенно примечательно, что правитель аннексированной территории- «новой федеральной земли»- заключал договор не с хеттским царем, а со «страной хеттов». Очевидно, что у хеттов, опять же впервые в истории, возобладала идея верховенства государства над фигурой конкретного правителя. Царь не правит страной, а служит ей - таков очевидный смысл этого юридического оборота.
9. Конституция. Первая известная нам конституция также появилась в стране хеттов. Именно этим словом - «конституция» - можно назвать указ царя Телепину, реформировавший систему передачи власти в стране, детально описавший действующие органы управления и четко разграничивший их полномочия. Сделано это было для того, чтобы избежать братоубийственной вражды среди хеттов, прежде ослаблявшей их. 10. Амазонки. Хеттские женщины пользовались немалым уважением в обществе, особенно если сравнить с другими странами древнего Востока. После замужества их вовсе не считали собственностью мужа. Они могли распоряжаться судьбой своих детей, например выбирать жениха для дочери или лишать сына наследства - для этого ей достаточно было «отбросить свою одежду прочь от сына своего». Женщины ездили верхом; они садились на боковое седло и ставили ноги на специальную подставку.
11. Историография. Демократичность Хеттской державы нашла отражение даже в ее историографии. Хеттские хроники описывают деяния не только царя, но и его приближенных. Они подробно сообщают, что хорошего сделали те для своей страны. Такого не встретишь ни в одной другой древневосточной хронике. Там всегда речь идет лишь о царе. Его окружение, как правило, остается безликой, безымянной массой.
Персонажи хеттских хроник, скорее, напоминают героев греческой истории. Нельзя не отметить, что безвестные хеттские летописцы (ученые сомневаются, стоит ли приписывать авторство хеттских хроник их царям) мастерски используют приемы, предвосхищающие стилистику греческих историков. Так, они вводят в повествование речи, произнесенные участниками событий, пересказывают письма, отправленные персонажами, оживляют рассказ историческими анекдотами.
12. Европейцы. Хетты были индоевропейцами, и потому их трудно было спутать с другими народами древнего Востока. Египетские художники, очень точно подмечавшие разницу между теми или иными народами, наделяли хеттов очень характерными чертами. Их профиль напоминает «греческий»: у них - высокий лоб, слабо намечена переносица. Телосложение хеттов, скорее, крепкое, коренастое, чем стройное; они несколько склонны к полноте В отличие от египтян и других азиатских народов, хетты не подрезали волосы, не выбривали голову наголо и не носили парики. Их светло-каштановые волосы свободно спадали на плечи. Иногда волосы были перевязаны лентой или заплетены в косицы. В эпоху Древнего царства хетты гладко выбривали лицо. Позднее в моду вошла борода; мода эта пришла из Сирии. 13. Железо в бронзовом веке. Хетты, переселившись в Анатолию, переняли у живших здесь хаттов технологию выплавки железа и само название этого металла. Впоследствии это название проникло в хурритский и аккадский языки, а затем в языки многих других народов Евразии, например в греческий, славянские, литовский, древнекитайский языки. К этому названию восходит и русское слово «железо». В то же время оказалось, что исконное кавказское название железа, восстановленное по данным адыгейского, убыхского, кабардинского языков, совпадает с хаттским.
В период войн и завоеваний она была самой воинствующей державой своего времени, силой, которая крушила армии и поглощала империи.
Династия, которая разрасталась, чтобы стать первым царством в Малой Азии.
Государство, основанное на самое передовой юридической системе своего времени.
Цивилизация, которая формировала культурные связи между древними Востоком и Западом.
Язык, который является самым ранним образцом всех европейских языков.
Мифология, оказавшая влияние на греческую и римскую литературу, а также на Библию.
Цари, побеждавшие фараонов в еличайших битвах истории.
Независимые гордые мужчины и женщины, которые правили Ближним Востоком.