История повторяется

Nov 04, 2014 17:33



100 лет назад торговцы упрекали Васнецова в том, что он ради какой-то старины просит убрать трамвайные пути с Красной площади. Но старина тогда оказалась важнее меркантильных интересов отдельных лиц.

Татьяна Ермакова поделилась фотографией Boris Kondakov-Jelezniy.
6 ч. ·

Против трамвая!




Boris Kondakov-Jelezniy

В.М.Васнецов против трамвая.
В 1909 началась прокладка трамвайных путей через Красную площадь. Это событие вызвало нешуточный общественный резонанс. Для решения вопроса была созвана специальная комиссия.
За трамвай высказывались купцы из Верхних Торговых рядов, указывающие на то, что в отличии от периферийных площадей, где уже проложен трамвай и где торговля бьет ключом, у них в центре из-за отсутствия современных путей сообщения ощущается «застой» в торговле. И.В.Цветаев выступил в поддержку купечества.
Но были и откровенные противники этого нововведения. Например графиня Уварова писала, что Красная площадь остается «последнею в Москве, все остальные - Лубянская, Театральная, Страстная, Арбатская, уничтожены трамвайным движением до того, что подойти, осмотреть, полюбоваться уже нечем» «…в наш век безверья и нравственного шатания опасно, ради каких-то мелких интересов опошливать все святое и дорогое русскому народу».
Васнецов изложил свою позицию в статье «О трамвае на Красной площади» в газете «Московские ведомости». Он собрал комиссию у здания Исторического музея и отсюда показал вид на площадь, действительно загроможденную целым лесом трамвайных столбов. «Столбы с нависшими проводами совершенно закрыли вид на Василия Блаженного, а вагоны при поворотах то и дело закрывают памятник Пожарскому и Минину». Торговцы упрекали Васнецова в том, что он «..во имя какой-то старины портим им дело». «Приказчики упрекнули Васнецова, что он заботится об иностранцах, так как только иностранцы приходят смотреть Красную площадь. На это Васнецов возразил, что всякий Русский имеет потребность перекреститься на святыни, а иностранцы тут ни при чем». В результате этой дискуссии был принят компромиссный вариант. Разобрали уже проложенную поворотную петлю, а транзитное движение отнесли ближе к Кремлевской стене. Для большего удобства сделали три(!) остановки - напротив Никольской, Сенатской и Спасской башен.
Мнения против трамвая выссказывались и позже. Например в 1911 году Московское Археологическое общество предлагало создать подземную линию трамвая на Красной площади.
Трамвайные пути были сняты в 1930м году. А вот замечательный план московской трамвайной сети 1915 года.http://retromap.ru/mapster.php#right=1219151&zoom=14&lat=55.749506&lng=37.620207&lang=ru

по материалам книги "Красная площадь Москвы" И.А.Бондаренко

Москва, памятники истории, трамвай

Previous post Next post
Up