Для меня один из сильнейших образов - персонаж из "Дерева Превращений", малоизвестной пьесы Гумилёва (да, того самого), которую играл наш театр. Вообще весь спектакль производил на меня в детстве очень мощное впечатление - его играли наши старшие, а мы смотрели. Это был миф об Индии, о её людях и чудесах, а ещё там была потрясающая глубокая музыка - я сильно позже с изумлением узнала, что это начало Shine On You Crazy Diamond в обработке нашего главного по музыке Игоря Константиновича, который был почти невыносим в общении, но "чёртов гений".
Так вот,
там в начале спектакля под деревом сидит Факир и молится богу Вишну (так у Гумилёва). И к нему прибегает Остарот, маленький чёртик, чья задача - отвлечь Факира и сбить его с пути истинного. Факир же срывает с дерева плод, кидает его Остароту - и тот перевоплощается в симпатичного зверька, в обезьянку. После чего у этих двоих случается немало приключений, в том числе и попытки людей уничтожить Факира. Но он в итоге превращается в ангела и улетает на небо. А оставшийся в одиночестве Остарот - и это уже режиссура нашего спектакля - медленно идёт к дереву и садится под него в той же позе, что сидел когда-то Факир. И начинает молиться.
Этим кончается спектакль.
И вот сейчас, как я уже рассказывала другу, я всё чаще чувствую себя этой обезьянкой, Остаротом.
Старая команда ЭШЭР наполовину в Израиле - остаётся только вспоминать, как Алёнка с Олежей творили это волшебство и в опоре на оставшуюся команду повторять, что запомнилось.
Лас не может петь, как раньше - но я не могу не обращаться к его песням, особенно сегодня, встретившись напрямую с нашей весной 2020 года... И вот в ночи на кухне я беру гитару и пою "Цветок Предзимья" - как могу, подбирая на ходу, но причина очень проста - я не могу не петь. Этой песней оканчивается его "Том Рифмач". И обращена она, по позднему замыслу, не столько к Королеве Холмов, сколько к Деве Предопределения... И вот ночью в конце декабря я пою:
"Расцветаешь Ты, Цветок Предзимья,
Вечною надеждой на тепло..."
Да, это даже не подражание - просто воспроизведение того, что тебе так дорого - и стало недоступно. "Я расскажу себе эту сказку сам".
И иногда из этого получается, что не только себе.