Кажется, сегодня родился маленький творческий дуэт :)
Хотя песню на мои стихи Таня сочинила ещё полтора года назад, весной, незадолго до того, как у меня всё заверте... со страшной силой ("Томас Рифмач", да, вот той самой весной) - и незадолго до того, как Таня ушла в глубоководье, откуда я была не в силах её достать.
А само стихотворение я написала около десяти лет назад, в позапрошлой эпохе, и считала его недописанным, недоконченным, в общем, "недо..." И гораздо больше любила горькое, но честное продолжение, которое ознаменовало разрыв с адресатом этого стихотворения. Вот продолжение было законченным, что уж там ещё заканчивать!
И вдруг Таня сочинила музыку на эти мои "недо"-стихи. Это вообще волнительное событие, когда на твои стихи сочиняют музыку, а для меня это вообще первый раз, к тому же Таня - настоящая пианистка, не жук чихнул и не три аккорда :) Я была и восхищена, и удивлена. Потому что её музыкальная интерпретация высветилила стихи, дала им какой-то новый смысл - или выпуклее показала то, что там есть? А у песни появилось имя, теперь это "Песня Странника", или просто "Странник". И само собой, естественным образом, просто не вместившись в музыкальную канву, оттуда ушло всё, связанное с горечью взаимного непонимания, со страхом быть непонятым близким человеком - и остался только свет, как бывает после долгой разлуки.
И с самой Таней мы долго не общались, так уж вышло. А тут вдруг она хочет сыграть эту песенку на творческом вечере - и просит спеть меня :)
Так началась наша авантюра. Без авантюр мы не можем, естественно.
Во-первых, Таня как раз сейчас в процессе переезда. Во-вторых, на нашей первой репетиции мы выяснили, что мне очень некомфортно петь в той тональности, в которой оно сочинено. А там не три аккорда, которые можно транспонировать на коленке - там красивый фортепианный аккомпанемент, да ещё со всякими милыми Таниному сердцу финтифлюшками: например, два "голоса" в одном из куплетов, ну или каскад - я ж всё ещё музыкально неграмотен, не знаю, как это правильно назвать, но это и правда чудесно) А мне низко в этой тональности! И Таня благородно соглашается транспонировать.
На первую репетицию, состоявшуюся на первой Таниной квартире где-то за аэропортом, у нас был ровно час. Там же обнаружилась ещё одна песня, на стихи некой Ренаты, которую петь вроде как некому - а тут случился грифон, то бишь я. Таня мне даже присвоила титул "драматического сопрано". Нуу, не знаю, но сопрано точно, как бы я ни метила в альты - и поэтому в этой песне тоже пришлось переехать с соль-минора на ля-минор. А оно ведь всё живёт и дышит, и особым образом окрашено в сознании музыканта, а теперь вот окраска другая... И с ля-минором сердцу автора смириться было непросто... Но автор себя превозмог. За что я очень благодарна, потому что знаю, как оно бывает, когда ПО-ДРУГОМУ.
Но главное приключение состоялось всё-таки сегодня.
"Возьми отвёртку", - велела мне Таня. Ибо сегодня, после болтовни на кухне уже новой квартиры, на другом конце города, и репетиции на скорую руку, мы взяли все имеющиеся отвёртки и развинтили электрическое пианино, дабы транспортировать его в клуб (в центре Питера, но немножко с противоположной стороны от Таниных северов). Дальше в нашем представлении было просто: вызываем такси, грузим две части пианино в такси, едем. Вуаля!
И вот вызываем мы первое такси. Приезжает почти не говорящий по-русски, но честный юноша, и начинает грузить ЭТО разными углами. ЭТО не лезет даже первой своей частью - ни поперёк, ни по диагонали, никак. Юноша сожалеет, но уезжает. Таня заказывает другое такси, пишет в комментариях про габаритный груз. Ждём. Долго. "Почему я не пошла учиться играть на флейте?" - вопрошает Таня мироздание. Наконец появляется леди за рулём второго такси. Видит пианино. МХАТовская пауза. Леди смотрит на пианино, а мы - на леди. Она не захотела даже пробовать, популярно объяснила нам кое-что о невместимости пианин в её элегантный "Рио" и уехала. Я заказываю минивэн. Ждём очень долго. В чате творческого вечера Тане предлагают играть на губной гармошке в качестве достойной замены. Наконец появляется Он. Минивэн. Хозяин минивэна ваще не в восторге, очень боится поцарапать своё сокровище и берёт дополнительные флорины за опущенные сидения. А нам уже море по колено, мы хохочем и возбуждённо переговариваемся всю дорогу. Например, про то, что надо тщательнее порепетировать и брать за концерты хотя бы донейшн, чтобы оплатить доставку пианино из точки А в точку В. По лицу нашего водителя видно, что он задумыватся ввести также налог на девичью болтовню.
И вот, наконец, пианино совместными усилиями втаскивается в клуб. Теперь его надо собрать! А в клубе стихи Гумилёва, скрипка и ламповая атмосфера. Мы кое-как пытаемся не шуметь, но вообще-то одержимы идеей собрать пианино. Наконец нам милостиво устраивают перерыв, все танцуют, а мы втроём с Таниной подругой сидим вверх хвостом под этим дивным произведением технической мысли с отвёртками и фонариком и эээ... Ну, в общем, пытаемся в уютном интимном полумраке клуба найти из-под низу нужную дырку :) Так что кому-то теперь надо на этом пианино жениться, не иначе.
А концерт - ну что концерт? Как всегда это бывает после двух репетиций: там-то, на репетиции, было лучше! Что-то, конечно, сыграли и спели, что-то чуть-чуть залажали. Я сравнивала с "Дорогой в папоротниках" - прошлогодней апрельской версией "Томаса Рифмача" в жанре, приближенном к ролёвке, - и была очень благодарна Инне (а до этого ещё одной прекрасной леди), что меня выучили простой вещи: глубоко дышать нужным местом, то есть животом. А нет, двум: ещё открывать рот. Но первое важнее, потому что когда ты дышишь, тебя перестает трясти. Даже на сцене :) (На самом деле не только этим двум, конечно. Вообще я обязана Инне тем, что у меня в моём хаосе появились зайчатки профессионального отношения к песне: например, идея, что нужно подобрать песню по нотам на клавишах, чтобы точно знать, что петь))
А ещё Рената, на стихи которой мы пели вторую песню, оказалась отличным боевым товарищем: на сцене мы были втроём, а стихи читали по очереди, и это было хо-ро-шо, потому что увлекаешься и не страшно. И некоторые её стихи оказались мне-нынешней в точку.
А потом Танин мандраж, по-моему, почти прошёл, потому что она играла танго к радости всех присутствовавших (они там танцоры), а я с помощью Таниной подруги с трудом вспомнила, что в танго, ОКАЗЫВАЕТСЯ, нужно переносить вес вслед за партнёром, а также вспомнила о существовании очо (ах вот что это было!)
Пианино осталось стоять в клубе. Потому что МУА-ХА-ХА! Вот такой подарочек танцорам на время.
А мы с Таней за чаепитием у неё на кухне неожиданно породили громадьё мечт, рискующих стать планами. Так что - чем не день рождения нового творческого союза? :)
PS тот самый Странник, в высветленном варианте (хотя без музыки он теперь воспринимается как без существенной части)
Напишу тебе песню. Поймаю морские ветра.
Ветер в парусе спит, на заре он проснётся до срока.
Странник выучил эту науку: заснуть одиноким,
А проснуться в объятиях солнца и молвить: пора.
Не взыщи, старый дом, передай подопечным своим,
Мол, спасибо за всё. Я в дорогу. А прочее - дым.
Сунет флейту за пазуху и зашагает беспечно.
Вот история с ясным концом. Но она бесконечна,
Если песней откликнется страннику голос дорог.
Напишу тебе песню. Поймаю зелёных стрекоз
И подёночьи сонмы над речкой пахучей и сонной,
И безделью хвалу пропоём в этот час в унисон мы.
Здесь слова не нужны. А до скрипки никто не дорос.
Напишу тебе песню...