Я вез на своем горбу воздушный винт MTV-3 для ремонта. Ремонт случился вот почему. Винтов у нас было еще "по пальцам". Нужно было провести стендовые испытания на ВМЗ (г. Воронеж) двигателя М-14П с новым винтом. С великими предосторожностями винт был доставлен в Воронеж, и испытания провели при моем непосредственном участии. Я уехал в Москву, а за винтом послали Як-40.
Очередная картина, опять же маслом. Около 10 часов вечера. Я в сборочном цехе на антресолях. В цехе идет срочная работа над очередной опытной Су-27, а это моя основная работа. Я сверху вижу, как открываются ворота цеха, задним ходом в цех подает КРАЗ, в металлическом кузове которого валяется МОЙ винт (без тары!), и два пьяных мудака норовят сбросить его на бетонный пол.
С диким матом я ссыпался вниз, к КРАЗу. Винт спускают на пол, и я вижу, что деревянные лопасти винта... прибиты к ложементам 150-миллиметровыми гвоздями! Начинаю пытать сопровождающего. Он сильно пьян, но "излагает" внятно: "Сказали срочно, а он, блядь, в упаковке, в ЯК-то не лезет! Ну я, значит, ящик-то разбил, а чтоб винт-то не повредить, я лопасти-то к ложементам и прибил". Пиздец винту! Вот так и повез я его в ремонт. Долго ржала вся фирма "МТ-пропеллер" над русской "находчивостью". Взяли, гады, реванш!
---
Мне долго не выдавали валюту, но в день перед отлетом выдали две тысячи марок... в мешке... пятимарочными монетами! Не хочешь - не бери! Кто не знает: пятимарочная монета была больше нашего юбилейного рубля, и немцы давали ее на сдачу в самом крайнем случае, или когда хотели посмеяться над покупателем. А две тысячи - это, если вы еще не посчитали - 400 (!) монет. Тяжеленный холщовый мешок.
Да и черт бы с ним, но наша доблестная таможня встала на уши: "Что это у вас такое?" "Командировочные", - отвечаю угрюмо. Но эти бляди не поверили: распороли мешок и стали бдительно проверять каждую монету. И несколько раз пересчитывали! Чуть не опоздал. Последним садился.
В Мюнхене таможенники поржали, бросили мешок на весы и посоветовали обратиться в банк при аэропорте. Сдал я монеты и превратился в нормального человека.
---
В конце восьмидесятых - начале девяностых проектировать и даже строить легкомоторные аппараты принялись чуть ли не все самолетостроительные фирмы бывшего СССР.
Казалось бы: страна разваливается, специалисты разбегаются по "палаткам торговать пивом", денег нет... В том-то и дело, что денег по стране бродило очень много, надо было только суметь их "прихватизировать".
Тогда образовалось огромное количество "трудовых коллективов", а так как энтузиастов легкомоторной авиации в стране было с избытком, то и проектов было множество...
Кто сейчас помнит "Тока-банк"? А этот банк вкладывал деньги в очень интересный проект самолета-амфибии... Леша Тормахов, ау!
Симонов , помню, собрал тогда группу ведущих: "Ищите любую работу, но постарайтесь сохранить людей!"
Я "крутился" и участвовал тогда более, чем в десятке проектов, но с фирмы не ушел. Симонов говорил в то время: "Вы работаете у меня за визитку!" И это было правдой. Ведущий специалист с фирмы "Сухого" был востребован. Но вот молодые ребята...
Зарплаты на фирмах не платили, работы, вернее государственных заказов, не было. Я собрал своих "ребятишек" и благословил их на "свободный полет". А что делать?! Ребята уже обзавелись семьями, детей нарожали...
Устроились ребятишки. Особенно был мне дорог Вадик Глуховский: парень умный и обладавший прекрасным пространственным мышлением. Он и устроился лучше всех.
Умные тогда не пропадали... и не говорите мне о "лихих девяностых". Трудно - было, но те, кто не боялся никакой работы и имели башку на плечах, не просто выжили, а сделали себе новую жизнь.
Су-26М. Wikipedia. User: Balcer.