”- Мы должны вызволить их из самого ужасного места на Земле.
- Из Голливуда?”
В основе фильма -
реальная история.
На дворе конец 70-х. В Америке хиппи, в мире заканчивается Холодная война. Лишь в Иране неспокойно. Там наконец свергают шаха-тирана, который мучил и пытал людей при поддержке США, и возвращаются к истокам. “Ислам, Аллах, паранджа!” - скандируют иранцы и устанавливают в стране теократический режим во главе с аятоллой Хомейни, а шах-садист вместе с кучей золотых слитков уматывает в Штаты.
И всё бы ничего… Но иранцы очень злы на Америку (надо признать, справедливо) и требуют вернуть шаха, чтобы они смогли его повесить (не слишком гуманно, но тоже довольно справедливо). Верные союзническому долгу американцы шаха не выдают, и тогда куча религиозных фанатиков захватывает посольство США в Тегеране (не слишком справедливо) и говорят, что убьют там всех, если им не привезут шаха.
И опять-таки, всё бы ничего… Но 6 человек успевают убежать из посольства и спрятаться в доме канадского посла. Теперь главная задача Госдепа, Пентагона и ЦРУ - вытащить этих бедняг из самого центра антиамериканизма, пока до них не добрался кровавый режим аятолл.
Ах, да, вызволять этих шестерых будет волосатый Бен Аффлек, тьфу, то есть Тони Мэндес. Он из ЦРУ, и он единственный, кто не согласен с упоительным планом Госдепа: “Пусть 6 человек проедут весь Иран на велосипедах зимой”. Нет, Мэндес придумывает свой план - вызволить дипломатов из страны под видом съемочной группы. Но нужно создать видимость того, что всё по-настоящему. Именно поэтому он направляется туда, где все только и делают что врут - в Голливуд.
Вот примерно на этом моменте и начинается основной сюжет. Весь фильм - это гонка и постоянно нарастающий саспенс. Успеют ли они уехать? Успеют ли сделать документы? Успеют ли связаться с президентом? Успеют ли убежать? Успеют ли поднять трубку? Успеют ли… ну, вы поняли. Самое пикантное в этой истории ещё и то, что, когда американцы убегали из посольства, они побросали бумаги в шредер (думали что уничтожили их, ага). Не тут-то было! Коварные иранцы с помощью детского рабского труда стали восстанавливать эти документы по кусочкам. Так что: Успеют ли они убраться из страны, прежде чем маленькие беспризорники соберут из полосочек бумаги их фотографии? Если вы впечатлительный человек (как я), то будьте морально готовы к просмотру фильма, он действительно заставит вас поволноваться.
Кроме всепроникающего саспенса в "Арго" есть масса очень умело сделанных вещей.
Во-первых, атмосфера Тегерана 79-года. Это действительно страшно: по улицам ходят толпы беснующихся мусульман, на фонарных столбах - повешенные, расстрелять могут просто за то, что ты похож на американца (или у тебя в записной книжке есть американские фамилии). Аффлек-режиссёр потрясающе показал это чувство толпы, чувство стада, когда люди не думают, а только действуют. В какой-то момент может показаться что это уже не люди, а зомби, жаждущие крови.
Во-вторых, визуальный стиль и музыкальное наполнение фильма. Благодаря хорошим декорациям, костюмам и гриму, вам будет абсолютно ясен и исторический период (70-е) и видна разница между западной, строгой Америкой и хаотичным, загадочным Ираном. Что касается музыки, то она звучит весьма небанально благодаря вплетению восточных мотивов в обычный экшеновый музыкальный ряд. Вообще, композитор Александр Деспла постарался на славу, и написал один из лучших своих саундтреков (лучшей пока остаётся его работа к "Призраку" Романа Полански).
Кроме этого стоит отметить неплохую игру актеров (особенно второстепенных) и актуальность данного фильма для американцев (угроза войны с Ираном сейчас ближе, чем в 1979).
Но есть и минусы. В погоне за саспенсом создатели совсем забыли о сюжете и реалистичности событий. В результате, если отвлечься от переживаний и включить мозг, многие моменты в фильме покажутся довольно глупыми и бессмысленными. К этому прибавляется изрядное количество пафоса и патриотизма (За Америку! Ура!).
Тем не менее, на этот фильм стоит сходить. Операция "Арго" - четко выверенный политический триллер, объясняющий одну довольно банальную, но важную и вечно актуальную вещь - кто-то должен нести ответственность за то, что происходит. Вы можете укрыться за словами "мне так приказали" или "у меня не было выбора", но на самом деле выбор есть всегда: принять на себя эту ответственность или трусливо отойти в сторону.