Около. Ноля. "Спектакль" наших дней.

Mar 10, 2011 14:20



Любая история, будь она трагикомическая, юмористическая или драматическая, рано или поздно приходит к концу. К финалу. К логическому завершению. Ее продолжение возможно, но, скорее всего, речь будет идти уже не о нынешней, а о какой-то то иной, со своими нюансами, проблемами, решениями, сюжетом, актерами и т.д. Театр абсурда жив. В наше время он выживает благодаря тому, что сумел удачно и весьма умело мимикрировать в те сферы общественно-политической жизни, в которых раньше никогда замечен не был. Начало 21-го века отчетливо дало нам понять, что многие вещи, в том числе и политика, о которой мы поговорим чуть ниже, претерпели не только косметические изменения. Мир изменился. Другой стала не только наша страна, другой стал мир. Одни ценности заменяются другими, одни проблемы сменяются новыми, одни пути решения этих проблем, естественным образом, также перестраиваются под новые проблемы. Так было раньше, и, наверняка, будет еще долгое время. Однако, процесс конъюнктурной, так скажем, модернизации не протекает за один день. Это долги, нудный, мучительный процесс. Да, «на выходе» он естественным путем «заместит» все наши труды и старания, но легче ли от этого будет нам самим? Я в этом продолжаю сомневаться до сих пор. А вы? Вы верите в то, что современная модель политики может строиться лишь на манипуляциях «актерами»? Вы верите в то, что единственным путем достижения поставленных в ней, политике, задач является ложь, искрометная, многостопная, извивающаяся и не дающая расслабиться и сконцентрироваться? Я - нет. Не верю. Не верю я и в то, что ложью, надменным популизмом и беспричинным и огульным эгоизмом нового «режиссера» можно сломать все классические, в нашем понимании, «театральные» ценности. Ценности не меняются ни с годами, ни с веками. Они лишь «облизываются» поколениями, но не подстраиваются под них. И вот, когда начинаешь пренебрегать «сюжетной линией», когда забываешь свое истинное положение в «постановке», когда «импровизация» полностью заменяет собой сценарий, - система крошится. Она ломается, становится уродливой, совершенно гадкой и отвратительной. Однако, эта система не является единственной, и, тем более, не является истинной. Об истинности и пойдет речь, в все вышесказанное можно считать либо эпохальным эпическим бредом, написанным молодым сумасшедшим «гением», либо «инструкцией к пророчеству». Тут уж, - как вам угодно, господа-с.

Политика - театр. Из театра можно сделать гениальную классическую или же, наоборот, современную эксцентричную, но очень индивидуальную и политическую постановку. А можно, как я уже говорил, изуродовав все до самого основания, сотворить пошлость, которая не придется по вкусу даже самым отвязным представителям нашего «театрального» бомонда. Мумин Шакиров, журналист радио «Свобода», видимо, возомнил себя по-настоящему классным «постановщиком». Однако, до мастерской руки ему также далеко, как мне до Президентского кресла. То есть очень далеко, мягко говоря. Человек, чьей основной (профессиональной) задачей является написание зубодробительных, но перманентных журналистских заметочек на околополитические темы, решил взвалить на свои едва ли хрупкие плечи задачу по «срыванию занавесов». Журналист Шакиров - это тот самый человек, который начал активную кампанию по «Письму». Я сейчас не хочу делить эту кампанию на отдельные составляющие («Письмо 50-ти» и «Письмо 55-ти»), поскольку цель и стратегическая задача была только одна. Задача эта - пиар. Пиар себя, то есть никому и никогда неизвестного и практически бездарного журналиста, самостоятельно неспособного на какие-либо «ренессансные» действия. Пиар радиостанции «Свобода», на котором господин Шакиров имеет честь «служить», и, которая, в свою очередь, жаждет «подкрутки» уже давно «запыленного» показателя уровня популярности. Пиар Ходорковского, пиар идеи по «разоблачению» подписантов «Письма 50-ти». Большая пиар-кампания, в дебри которой углубляться у меня нет ни желания, ни времени, ни чисто физической возможности. Тем не менее, старт кампании, или же, в нашем случае, «постановки» был дан Шакирову редакцией «Свободы» еще поздней осенью прошлого года. Заказ был очень прост, цели понятны, ясны, но, как выяснилось в процессе, трудно достижимы. Первая цель, вернее, первый «акт» заключался в том, что Шакиров должен был, дословно, «отписать всех подписавшихся». Шакиров за короткий срок обзвонил несколько десятков подписантов первого письма. Успехов было крайне мало, о чем Шакиров сам позже скажет: «Чтобы сделать сериал на «Радио Свобода», необходимо было подготовить дюжину интервью с известными персонами. <...> Я сделал за пару недель около полутора десятков звонков знаменитостям из «списка пятидесяти». <...> К сожалению, страстных покаяний не последовало». Первый «акт» не был сладострастно принят зрителями. «Антракт» не заставил себя долго ждать.

Время шло, «перерыв» подходил к своему логическому завершению. Шакиров знал, прекрасно понимал, что должен предоставить начальству «фактурку». Но никакой, даже мало-мальски похожей на разоблачительную «фактурки» не было и в помине. Импровизация? Почему бы и нет! Кое-как удалось «склепать» из диалога со знаменитой артисткой Светличной «полу-более-менее-почти разоблачительное» интервью, которое было пусть и умело (ведь, повторюсь, «фактурки» то никакой не было!) скроено, но для триумфального «дебюта» не годилось никак. И это даже не смотря на то, что акцент в интервью Светличной был умело поставлен на ее якобы постоянной «забывчивости». Что ж, второй «акт» был не за горами, надо было что-то срочно решать… Сенсации из интервью с Родниной и Буйновым, из которых Шакиров также пытался хоть что-нибудь «вытрясти», - не вышло. Еще не фиаско, но уже не победа. Настоящее фиаско постигло бы Шакирова (и все его высокопоставленное начальство) в том случае, если бы не сиськи. Ой, простите, если бы не Анастасия Волочкова, конечно же. «Вовремя» обидевшись на ЦИК всем известной вам партии за то, что тот не захотел выделять солидные средства на невнятные, но многочисленные «социальные проекта» нашей балетной дивы, Волочкова выдала Шакирову всю «подноготную», смачно приправив свое одиозное выступление хорошим, забористым, исконно русским «девятиэтажным» матом. Первый успех и первое «признание», в виде солидных бонусных отчислений, не долго грели душу и, вероятно, руки Шакирова. Те, кого он так долго и упорно пытался «взять на понт», отплатили ему той же монетой, только в более изощренной форме. Второй «акт» начался.

Начался он победоносно, да только вот не для нашего с вами «протеже», а, скорее, с точностью наоборот. После «разоблачительных» интервью на несчастного Шакирова, который своим журналистским тельцем прикрывал практически всю «амбразуру» своих небезызвестных заказчиков, набросились те, с кого он, как говорится, пытался «стрясти» все необходимую для него (и его последующей карьеры…) информацию. «Наезд» подписантов начался очень тактично: публикации в личных блогах, некоторые отписались в печатных СМИ. Все было достаточно корректно, хоть и эмоционально. Например, подписант Александр Калягин написал Шакирову следующее: «Пиар-акция некоторых представителей второй древнейшей профессии по проверке подписей под известным «Письмом 50-ти» должна вызывать закономерную реакцию отвращения у всех порядочных и здравомыслящих людей». Стало понятно что те, за кем так долго «охотился» Шакиров, сами были готовы растерзать нерадивого журналиста за диверсию. Диверсию во имя нарушения Демократических свобод и устоев. Причем, не только их личных, но и, собственно, самой Судебной системы, из-за которой весь этот сыр бор и последовал. Шакиров пытался выстроить новую, какую-то неведомую всем, но так горячо ожидаемую им самим систему. Система эта изначальна была склонна к провалу и стратегическому фиаско. Я полагаю, что Шакиров прекрасно это знал. Но если начальство «просит», да еще и так «настойчиво», то как тут отказать, как увернуться? Наверное, Шакиров был готов к «кульминации» в виде «праведного гнева», который обрушился на него и все его руководство в виде «Письма 55-ти». И, тем не менее, вряд ли его утешал тот факт, что «задание» было провалено окончательно и бесповоротно. «Разоблачили», в конечном итоге, самого Шакирова и неумело ангажированную, разрушенную на «фундаменте», систему. Систему, за скобки которой были вынесены все простые человеческие ценности (не говоря уже о профессиональных журналистских и политических), а «сюжет» был прописан на популизме в его самой исключительной степени.  Спектакль был сыгран. Уже без кавычек. Актеров не закидали тухлыми овощами, - нет. Все гораздо хуже. О них…о них просто забыли, и вряд ли вспомнят. Если конечно Шакирову не предложат «спродюссировать» и, одновременно, «сыграть» спектакль на схоже «идеологической платформе». Хотя, я в этом сомневаюсь. Сомневается и сам Шакиров. Вот его слова, которые он произнес буквально на днях: в интервью Кара-Мурзе:

Кара-Мурза: Мумин, собираетесь ли вы продолжить опрос всех соавторов этого документа?

Шакиров: Вы знаете, я думаю, что опрос интереснее будет проводить чуть позже, когда улягутся страсти, и когда люди от этого напора информационного потока немножко отойдут, и в такой более спокойной обстановке можно будет поговорить. И возможно, мы услышим какие-то новые откровения.

Конец. Занавес. Пустой зал. Пустые лица. Пустые души…

Александр Осипенко,
С о в р е м е н н и к.

Шакиров, Россия, Оппозиция, Письмо, pr, Свобода, Пиар, Политика, Письмо 55-ти, Власть, Радио Свобода, Провокация, Журналистика, Письмо 50-ти

Previous post Next post
Up