Слушаю Пятигорского по наводке Якеменко.
Он дуралей, конечно. Якеменко, в смысле. Нельзя слушать учителя и применять это к жизни, не переварив и не усвоив. А он прям взял и бабахнул, что услышал в лекциях, применительно к себе. Это когда он сказал, что для него не существует России как страны. Люди - всё это отдельно. Оказывается, это он уволок из лекции Пятигорского. Как было, так и взял. Кто так делает-то? :)
Пятигорский (правда очень интересный человек, здорово рассказывает) излагал предысторию буддизма. И сказал, что в один прекрасный момент в Индии люди начали уходить отшельниками. Уходили, оставив семьи, племя. И никогда не упоминали о них. Для них не существовало всего вот этого: племя, сообщество какое-то, отношения. Они начинали жить вообще другой жизнью. В общем, я дословно не помню, но Вася именно дословно и передрал, поиграв в индийского отшельника.
Ладно, фиг с ним. Пятигорский, значит, и буддизм. Оказывается, в Индии традиции аскетизма были самыми сильными в мире и в известной нам истории. И они до сих пор существуют - и традиции, и аскеты. Говорит, ещё в ХХ умер один из них, сгорев в костре. Поставил случайно ногу в костер и убирать не стал, пока не сгорел весь. Потому что аскет даёт обет непротивления ни собственной смерти, и собственному здоровью. Он как бы отрекается от своего "Я". И, например, заповедь "возлюби ближнего, как самого себя" к ним неприменима. Потому что они от себя отказываются и возлюбить самого себя не могут в принципе, аскетизм не про это. А христианство, кстати, очень личная религия.
Ну, короче, пришёл к этим отшельникам Будда и сообщил им (я без сансар и нирван сейчас), что нужен срединный путь, это самое эффективное средство найти новые пути мышления и вообще поменять сознание.
Срединный путь - это отказ от крайностей. Нельзя потакать чувственности, но и искоренять её тоже не надо. Надо держать её под контролем в том смысле, что использовать по собственной воле. И вообще любые крайности плохи. Любые жёсткие императивы.
Хочу сказать, вот эту бы мысль да в массы. Потому что у нас почему-то либо потакание человеческой природе, либо её блокирование. А в результате, тот же эмоциональный интеллект встречается крайне редко.
Что такое вульгарность. Пятигорский не говорит, что это непристойно и пошло. Он берёт этимологию и латынь и объясняет, что это "общественный, общедоступный". И когда человек ведёт себя вульгарно, это значит, пользуется общественными шаблонами. И Будда считал, что это самое хреновое, что может быть. Что жестокими могут быть и люди, и звери, например. Но вульгарным может быть только человек по той причине, что человек может иначе, но действует по общедоступному шаблону. Так понимаю, Будда требовал творчества в каждый момент жизни. Потому что следование шаблону - это отсутствие творчества. И сон разума. А Будда пробуждал сознание.
Это я пока тока
вторую лекцию слушаю из четырёх. Но вообще когда человек Личность, это очень интересно. У них, как правило, отсутствуют некоторые общепринятые границы. И они не просто эти границы ломают от фонаря, как завоевывающие свободу дураки, личности ломают границу обоснованно, потому что проводят другую границу, почти рядом. Но их степень свободы при этом существенно увеличивается.
Правда, он потребовал задавать вопросы прямо по ходу лекции, и даже отвечает на них очень охотно. А я этих задающих вопросы еле терплю. :))