Когда сажусь объяснять своему младшему алгебру, самое сложное - это его самолюбие.
Так-то он на лету схватывает, и на уроках книжки читал - учителя разрешали, потому что материал осваивал мгновенно. Но теперь так случилось, что нам надо нагнать программу.
И я с ним занимаюсь.
Я не стою над душой с предложением подумать и прикинуть. Я тупо объясняю, как решать такой или сякой тип примера. Объясняю я хорошо, математику на школьном уровне тоже понимаю хорошо. И если бы не мужское самолюбие, мы бы раза в два больше прошли вместо того, чтобы тратить время на выяснение, кто из нас двоих умнее, и кто кого должен слушать.
Он ужасно переживает, что его кто-то учит. В смысле, учёбу от посторонних он ещё переживёт, а от меня - очень трудно. Невозможно практически. И весь урок мой сын либо настаивает на своём, а я объясняю, что в математике есть свои правила, которые надо учить, а не придумывать свои. Либо он начинает возмущаться, что я ему сказала не тем тоном, слишком высокомерно, и я бью себя пяткой в грудь, что ему показалось. На всякий случай сразу извиняюсь. И так одиннадцать раз.
Он меня давно списал в утиль в смысле технологичности. Хвалит меня, например, когда я использую "молодёжное слово пуловер". Он считает, что слово "пуловер" - это новое слово. Только сейчас появилось. А я молодец, выучила.
Категорически отказывается покупать то, что рекомендую я, просто на том основании, что моя рекомендация - это гарантия за свои же деньги получить полный отстой. Потому что я ему могу предложить только старомодную ветошь. Поэтому если я вижу хорошую вещь, я уже нимбожемой не предлагаю. Потому что так точно откажется.
А ещё я как-то подошла к нему и попросила помочь мне вырезать из видеоролика что-то. И спросила, может ли он дать мне программу и объяснить, чтобы я сама сделала. И уточнила, вообще это сложно или нет? Он отвечает на полном серьёзе:
- Это зависит от твоих умственных способностей.
Я, еле сдерживаясь, чтобы не заржать, уточнила, как он оценивает мои умственные способности.
Ребёнок мой вздохнул глубоко и сочувственно произнёс:
- Ну, ниже среднего.
И нет, это он не меня копирует, это его личное мнение. Потому что я ему всегда говорю, что у него интеллект выше среднего.
В общем, я, конечно, ничего ему доказывать не собираюсь. Я же не доказываю котам на нашей даче, что это наш участок, а не их. Хотя нет, котам доказываю. Регулярно с ними веду богословские диспуты. Но ребёнку не доказываю, он не кот, ему ничего не докажешь. Как-то живу в имидже неандертальца из каменного века. Эта проблема лечится только взрослением. У мужа не лечится уже никак.
Но алгебру объяснять очень трудно, конечно. Очень много времени тратится на фигню. Очень страдает мужское самолюбие, когда тебе тут неандерталец женского пола чота объясняет, настаивает, да ещё и замечания делает!
А я смотрю, как он решает, вижу пробел и начинаю ему объяснять конкретный момент, чтобы следующий пример он уже решал без запинки. А его ужасно напрягает, что я к нему цепляюсь, и начинаю объяснять то, где он и правда не понимает.
Он качает права, начинает со мной спорить и выяснять, на каком, собственно, основании?!
Сначала я не выдержала и один раз возмутилась, что я школу закончила, в отличие от него, и по вышке в вузе экзамены автоматом получала.
Но это не помогает. Кто там неандертальцу экзамены автоматом засчитывал, большой вопрос. Так что не аргумент.
Теперь я уже углы сглаживаю, как могу. Хвалю его, подбадриваю. Если вдруг замечаю, что я неверно переписала пример и потеряла знак или цифру, а он не потерял, и вследствие этого решил верно, говорю ему, какой он молодец! Я ошиблась, а он решил правильно!
И что же я получаю в ответ?
Вопли:
- А ты что думаешь, ты тут самая умная что ли?!!!