Когда я изучала вопрос репрессий, много интересного открылось.
Во-первых, в 90-е репрессии стали почему-то называть "сталинские" или "сталинщина". Понятно, хотели Сталиным по Ленину, Лениным по СССР, а когда покаемся за СССР, забрать у нас всю терру, присоединённую за время существования СССР.
А тогда, в годы репрессий, народ называл их ежовщиной. И никак иначе.
Я как-то слушала мемуары, кажется, Ахматовой, в исполнении Аллы Демидовой. Прекрасно помню это слово. Она его произносила на манер тех времён "ежовшчина". Да и я от бабушки слышала. Её брата репрессировали, он Литвинова возил.
Смысл в том, что слово ежовщина в литературе тогдашними современниками зафиксировано.
Кроме того, у нас считают Сталина всемогущим. Хотя очевидно, что власть в принципе монолитной не бывает. Всегда есть недовольные, которые близко к власти. Они обычно формируют оппозицию и тоже влияют на решения, принимаемые в государстве.
А Сталин вообще в партии вес имел небольшой до поры. Сталина назначили Генеральным секретарём. Это такая административная скучная должность, где куча рутины, но её должен кто-то делать. И Сталин подчинился. И стал работать на этой рутине. А потом, как это обычно бывает с людьми, которые прут на себе огромный воз проблем, он незаметно получил большое влияние. Потому что был в курсе проблем, мог их решить, и все шли к нему.
Именно так в норме появляется авторитет и реальная власть. К лидеру идут за помощью. Если к тебе за помощью не идут, ты не лидер, и не мечтай.
Но все равно Сталин был всего-навсего человеком, который согласился разбираться с рутиной, когда другие позволили себе роскошь отказаться. И коллеги не сказать чтоб с пиететом к нему относились.
А потом настал 1936 год, и Сталин задумал сделать новую Конституцию и провести выборы на местах. Выборы предполагались впервые в мировой истории: во-первых - альтернативные, во-вторых - тайные.
Это ему был нужно для того, чтобы ленинская гвардия, помогавшая делать революцию, уступила своё место хозяйственникам. Страну надо было срочно развивать экономически. Война на носу, в Германии уже Гитлер у власти, а Сталин ещё в 1931 году понял, что лет 10 начнётся война, к которой надо готовиться. И в первую очередь, экономически. Потому что войны выигрываются ресурсами.
И вот летом 1936 года проходило заседание Политбюро ЦК ВКП(б). Это я уже слушала Юрия Жукова. Прекрасный был историк, не вылезал из архивов. Относительно недавно ушёл из жизни, уже в преклонном возрасте.
Так вот он рассказывал, что в протоколе того заседания Политбюро была странность.
Сначала, когда Сталин предложил выборы, все охренели, потому что поняли, что власть свою они потеряют. Их не выберут. Они заняты были своим благосостоянием, упивались властью и стали, в общем, уже выделяться в отдельную привилегированную касту. Ну, хотя бы вспомнить, как все пренебрежительно заткнули Сталиным дырку организационных дел - самим неохота было работать.
А Сталин понимал, что с этой камарильей он к войне страну не подготовит. Ему на местах нужны профессиональные управленцы. Из управленческих кадров заводов и фабрик. Люди с опытом управленческой, административной и организационной работы.
Жуков говорит, протокол отражает море возмущения и протестов против такого сталинского решения.
Потом был перерыв на обед, а после обеда резко все голосуют "за".
Жуков говорит, протокол не отражает причину такой резкой смены мнения всего Политбюро. И он предполагает, что во время перерыва, не под протокол, эти люди предложили Сталину компромисс. Они поддерживают его инициативу, но взамен он должен согласиться дать им тоже (вместе с НКВД) полномочия и квоты на репрессии.
Которые они используют, чтобы убрать своих конкурентов на грядущих выборах (это комментарий Юрия Жукова, вряд ли кто-то это озвучивал даже не под протокол).
Иначе они уберут самого Сталина, и быстро.
Делать ему ничего не оставалось, война на носу, нужна сильная экономика и нормальные кадры. Он соглашается. И после обеденного перерыва в протоколе фиксируют согласие членов Политбюро.
В то время НКВД занимался борьбой против троцкистов (это реальная опасность, не вымышленная).
Через 2 месяца после того съезда Политбюро, 26 сентября 1936 года главой НКВД назначен Ежов вместо Ягоды.
И в январе 1937 года начинается Большой террор. Сталину приходят запросы с мест утвердить квоты на репрессии. Вассерман много раз рассказывал, что когда Хрущёв работал на Украине, он присылал Сталину запросы на всё увеличивающиеся квоты на репрессии - аппетиты его росли. И есть такой его запрос, где рукой Сталина написано: "Уймись, дурак!"
Вообще разные политработники вели себя по-разному. Были упыри и палачи типа Хрущёва и Эйхе, были и относительно нормальные люди.
Вместе с реальными троцкистами репрессировали и главных инженеров, директоров предприятий. Особенно, тех, кто пользовался любовью и уважением коллектива. Потенциальных конкурентов на выборах.
Кроме того, сейчас ржут над шпионами, но я слушала программы Володарского, у него много историков хороших приходило. С документами. Говорят, в то время там шпион на шпионе сидел в СССР, это правда. Было за что сажать. На Дальнем Востоке какой-то лётчик улетел с самолётом через границу. Самолёт угнал. Толчёное стекло в кашу в рабочих столовых диверсанты сыпали. Моя родственница рассказывает, её мама очень боялась, что мальчика не отдадут, если родится. В Москве тогда ходили слухи, что родившихся мальчиков не отдавали матери, а убивали. Говорили, умер во время родов. Диверсия такая была. Её матери вот так одного ребёнка и не отдали. Двое детей только растила. Как раз в начале 30-х. Можно, конечно, крутить пальцем у виска, но страну, с которой собирались воевать, ослабляли всеми возможными способами, и это логично. Поэтому ржать над большим количеством агентов вражеских разведок и диверсантов не надо. Их, конечно, искали и сажали.
Но параллельно репрессировали и потенциальных конкурентов партийной верхушки, обвиняя в троцкизме или в том, что был шпионом японской, например, разведки.
В общем, 1937-1938 год был Большой террор. В разных областях количество пострадавших было разное. И Юрий Жуков предполагает, что это была зачистка тогдашней элитой политического поля от возможных конкурентов на грядущих выборах.
А потом, в 1939, главой НКВД стал Берия. И чистки уже развернули против самих палачей: тех, кто зачищал потенциальных политических конкурентов на выборах. Эйхе, например, репрессировали в 40-м.
Что касается Берии. В молодости, когда он был членом компартии, ещё до революции, в партии он был казначеем. То есть, хранил общие деньги. А казначеем мог стать только человек, честность которого не вызывала сомнений ни у кого. Это к вопросу о личностной характеристике.
Когда он стал главой НКВД, он реформировал саму организацию. Это я тоже из программ Володарского знаю. До Берии в НКВД принимали всех подряд, во внешней разведке работали либо глупые лохи, либо те, кто так тупо зарабатывал, являясь и двойным, и тройным агентом (чтобы получать несколько зарплат от разных стран). Берия стал брать в НКВД элиту. В/о стало обязательным. Кроме того, кандидатов проверяли на порядочность. Моя приятельница рассказывала, что её деда подвергли такой проверке. Посадили в комнате, на стол высыпали бриллианты и велели посчитать. И ушли. Дед посчитал. Выяснилось, что себе ничего не взял. Его приняли на работу.
Тогда же у чекистов появилось вот это про чистые руки.
Поэтому я горжусь, что родной брат моего деда работал в НКВД: туда брали лучших из лучших. Я не знаю, в каком звании он был. Погиб в Великую Отечественную, где - неизвестно. На Бессмертный полк мы всегда носим и табличку с его фамилией, а с младшим сыном в его пять лет я накануне Дня Победы заучивала, что правильно не КВД, как он говорит, а НКВД. :)
Во время войны части НКВД осуществляли самые сложные операции. Например, на Кавказе с фашистами бои вели именно подчинённые Лаврентия Павловича. Потому что чеченцы - да - выбрали сторону фашистов. Там сложность была в том, что у них тейпы, что старейшина скажет, то все и делают. Поэтому и переселяли весь народ. Переселяли, а не стреляли как предателей. Понимая, что не народ решение принимает, но подчиняться и работать на фашистов он будет. При всём уважении к чеченцам, это исторический факт, который не надо забывать. Как мы не забываем предателей Власова и РОВС, которые издевались над своими же согражданами хуже фашистов. Историю вообще забывать не надо. Её надо учить и делать из неё выводы.
Ещё Берия, будучи главой НКВД, подготовил эвакуацию промышленности. Историк Елена Сьянова рассказывала, что прямых документов нет, кто этим занимался. Но именно по отсутствию документации (НКВД все же не афишировал свою работу) и по фантастической, военной чёткости, можно сделать вывод, что все перевозки осуществлял именно НКВД. Сказала, что это была первая в мировой истории такая эвакуация заводов. В Империалистическую (Первую Мировую) с заводов, попадавших в оккупацию просто вывозили станки и в мешковине складировали в тылу. А эвакуация промышленности в Великую Отечественную была задумала и исполнена гениально с организационной точки зрения.
Берия загодя стал строить на Урале и в Средней Азии предприятия нулевого цикла - фундамент, подводили воду и электричество. Пока строили, вешали табличку, типа, завод киноплёнки.
Загодя же раздали заводам упаковочные материалы. Эрмитаж, например, ещё до войны получил фанеру и мешковину для упаковки культурных ценностей. Потом перевозили в тыл.
И завод уже мог начинать работу чуть не сразу после разгрузки и установки на места.
Сьянова же рассказывала, что чья-то мама в эвакуацию потеряла швейную машинку. Эта дама была портной, и переживала, что потеряла свою кормилицу, пока ехали на поезде. Написали заявление, машинку нашли и ей передали.
Вы себе это представить можете? Этот уровень организации. Во время эвакуации, в этом цейтноте ей нашли потерянную швейную машинку.
В общем, страшное было время, талантливые люди спасали нашу страну. А горести, выпавшие на долю нашего народа, правильнее было бы списывать на врага, а не на своё же руководство. Как сейчас в наших неудачах нужно обвинять не наш Генштаб, который ведёт боевые действия против 62 стран (НАТО и компания), нужно обвинять Запад и его людоедскую политику, из-за которой мы столько горя терпим.