У Анны Кирьяновой есть такая статья, почему друг оказывается вовсе не другом.
Часто человек ведёт себя по отношению к кому-то как друг. И на этом основании считает, что у него дружба. А когда сам попадает в трудную ситуацию, тот, кого он считал другом, почему-то уходит с горизонта.
Так вот она объясняет, что для дружбы недостаточно только самому вести себя как друг. Нужно, чтобы и по отношению к тебе тоже был симметричный ответ. А если поведение друга демонстрируешь только ты сам, то дружбы никакой нет. И глупо считать, что она откуда-то появится.
Так вот отношение бывает разное. Бывает, к нам относятся как к ресурсу. Ресурс - это нечто обезличенное. То, откуда можно черпать и не заботиться в ответ. Так могут вести себя даже те люди, которые считают себя порядочными. И это сразу видно. Человек берёт и не считает нужным что-то давать в ответ. Мало того, он и не думает, что что-то должен. Ресурс - это то, что используют.
Когда нас воспринимают как ресурс, то не видят нашу личность, она остаётся за скобками. Выделяют нашу функцию, и именно на ней делается акцент.
Вот мы первый раз принесли свою кошку к ветеринару, отдали её паспорт, поставили переноску на смотровой стол. Доктор глянула паспорт, выманила кошку из переноски и говорит:
- У вас написано, что порода сибирская. Но ваша кошка вообще на сибирскую не похожа. Ни хвост, ни морда, ни уши.
Я в шоке, что опять кругом обман. Мы заплатили немало денег, чтобы получить именно ту породу, которая наименее аллергенна, и меня бесит, зачем так делать? Но к самой кошке моё возмущение не имеет отношения, потому что её уже все любят и души в ней не чают вне зависимости от того, что написано у неё в паспорте.
А доктор говорит:
- Какая вам разница, породистая она или нет? Вы её любить меньше будете?
То есть, доктор спровоцировала этот разговор, чтобы понять, мы кошку любим, или она нам нужна в качестве функции - носителя породы.
Ну или вот женщин часто воспринимают как сексуальный объект: "Проходите, раздевайтесь, душу можете на гвоздик повесить". Или мужчину - как кошелёк на ножках, у которого ни чувств, ни трудностей. А ребёнка - как причину родительской гордости, когда интересуют только достижения, которыми можно хвастаться.
И когда нас воспринимают как ресурс, это сразу понятно по какому-то отвратительному чувству, возникающему в момент общения. Иногда сразу понятно, что от нас нужно, иногда не сразу.
Вот у нас на даче. Когда нам воткнули под забор помойку, наши соседи, с которыми мы росли, или которые приехали позже, но с которыми у нас тоже были хорошие отношения, ни в какую не хотели понимать, что нам неудобно иметь помойку около калитки. Я никак понять не могла, как так может вести себя человек, считающий себя моим другом. Я понимаю, что им нужна помойка именно там, чтобы платить меньше, чем по факту. Но они ведь должны понимать, что они экономят немного денег, а нам просто рубят всё бытие на даче?!
С кем-то из них мы сами в детстве в песочнице копались. С кем-то уже своих детей растили. Вместе пили чай и устраивали шашлыки. Я была уверена, что это друзья. Почему тогда они в упор не видят, что делают нам плохо?
Я года полтора мучилась, что случилось, почему так произошло? Писала претензии в разные инстанции, а сама ломала голову, что плохого мы сделали соседям. Почему человек, который постоянно таскался к нам на чай, слал поздравления с др, 8-м марта и днём взятия Бастилии, советует мне перенести помойку чуть вглубь, чтобы она никому не мешалась около дороги? А в реальности там, куда предлагал перенести её этот добрый человек, контейнер встал бы уже метрах в 10 от входа в наш дом. Помню, я тогда ему покрутила пальцем у виска, но так и не смогла понять, он дурак или что? Почему он так предложил? Он же наш друг, и вроде на дурака не похож.
И только через полтора года мне в голову пришла мысль, что это не друзья. Никто из них никогда нам друзьями не был. Видно, эта мысль была слишком болезненная для меня, и я не могла её осознать целых полтора года. Зато как осознала, сразу всё встало на свои места, и стало легко. Так как у меня отпала необходимость иметь в виду этих людей. Я просто выкинула их из своей жизни на самую дальнюю орбиталь, где находятся все те, чьи имена я знаю в силу обстоятельств. Правда, Катьке я ещё года два объясняла это открытие. Она никак не хотела верить, что семья, с которой она близко дружила, не считает её своим другом, а строила с ней отношения, имея в виду её ресурс. И даже когда она сама увидела доказательства того, что глава семьи был заводилой в той хреновине, которую они нам устроили, Катька всё равно не верила.
В итоге, мы подали в суд, выиграли, помойку от нас убрали.
Наши соседи были в шоке. Среди них как минимум 2 юриста, и все вместе они уверены, что без связей или взяток не обошлось. А просто закон Российской Федерации оказался на нашей стороне. Но они в это не верят и считают, что у Катьки есть где-то мощные связи. (Она была истцом в силу расположения её части забора.) И её ненавидят, но боятся. Так как эти люди, проклинающие Россию за коррупцию, сами действуют исключительно в этой системе координат.
Я Катьке посоветовала их не разубеждать. Если они мощных связей боятся сильнее, чем закона РФ, пусть думают так.
А теперь у нас на даче новая напасть. На концах нашей улицы, где сразу после домов начинается лес, обосновались закладчики наркотиков. И жители крайних домов стонут и не знают, что делать. Как вы догадываетесь, это те самые люди, которые гадили нам. А наш дом посередине улицы, на самом виду, мы этих закладчиков и не видим.
И вот теперь эти наши соседи просят Катю посодействовать им избавиться от этой напасти, мотивируя тем, что она такая молодец, так хорошо умеет разбираться с проблемами. Катя отказалась, в ответ ей продемонстрировали обиду.
Сказать, что мы обалдели, - не сказать ничего.
Я знаю, как выглядит человек, назначивший тебя ресурсом. Я знаю, что он в отношении тебя будет делать всегда так, как удобно ему, и не будет испытывать никаких угрызений совести, если наносит ущерб тебе, потому что ресурс - это нечто обезличенное, он не может испытывать никаких чувств. Так выглядит картина мира этих юзеров.
И вот несмотря на то, что я всё это знаю, я всё равно выпала в осадок от их беспредельной наглости. Сначала они уничтожают тебя, а когда не получилось, и могут пригодиться твои умения, тебя на голубом глазу просят их применить ради своего спасения, не желая впрягаться самому в решение своих же проблем. И обижаются, если ты не хочешь быть ресурсом.
_________________________________
Не знаю, у кого как, а у меня основной жизненный урок, кажется, расширить сознание настолько, чтобы в него нормально помещались и святые, и разные уроды. И у меня пока это очень плохо получается. Я никак не могу поверить в то, что настоящие уроды на самом деле существуют. Смотришь на него, наблюдаешь все его фокусы не первый год, понимаешь, что происходит, а все равно не верится, что так бывает.
Ну, вот как хохлы примерно. Каждый раз думаешь, что уже ничему не удивишься, что уже дно. Но хохлы стучат снизу... Народность, которая всех и всегда рассматривает в качестве ресурса.