Свице Я.С.
Ергин М.Ю.
До 1917 года в уездном городе Бирске - экономическом, культурном и религиозном центре севера Уфимской губернии находились: Свято-Троицкий собор, три каменные церкви, Свято-Троицкий женский монастырь. В 1920-30-х годах все храмы и монастырь были закрыты. Монастырская Свято-Троицкая и тюремная церкви, а также все городские часовни полностью разрушены. Последней, летом 1937 года, была закрыта бирская Михаило-Архангельская церковь, тогда же был арестован весь ее причт. В июле-ноябре 1937 г. был арестован находившийся в Бирске в ссылке епископ Аверкий (Кедров); арестованы практически все находившиеся к этому времени на свободе клирики Бирска и близлежащих сел; многие монахини закрытых Бирского Свято-Троицкого монастыря и Георгиевского монастыря “Святые кустики”, жившие в городе или окрестных селах; церковные активисты. После непродолжительного следствия епископ Аверкий и более пятнадцати священников были приговорены к расстрелу, другие арестованные приговорены к 8 или 10 годам заключения1.
Но, не смотря на шквал репрессий, церковная жизнь в городе не угасала. Значительная часть населения, особенно женщины, были верующими. В конце 1930-х, в 1940-х годах Бирске было православное духовенство: те, кто избежали ареста или возвращавшиеся из ссылок и лагерей. Тайно от властей, они совершали требы у верующих. По воспоминаниям жителя Бирска Иосифа Александровича Бреева (1928 г.р.) - внука священника Андрея Ивановича Бреева (1874-1960), примерно в 1940 г. его дед после ссылки и закрытия церкви в селе, где он служил, вместе с большой семьей переехал на жительство в Бирск. Во время войны “потихоньку” у себя или по домам у верующих о. Андрей крестил, отпевал, венчал. Уцелевшие монахини, жившие в городе, тайно сохраняли свою общину и монастырский устав.
Во время Великой Отечественной войны в положении Православной церкви начались некоторые улучшения. Прекратилась антирелигиозная пропаганда. В 1942 г. в первый раз было разрешено в Москве совершить пасхальный крестный ход вокруг церкви (в 1929 г. был издан закон о запрещении всякой религиозной деятельности вне церковных стен). В существующих приходах начался сбор средств на оборону. В сентябре 1943 года Сталин в Кремле встретился с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем, вскоре состоялся собор епископов, на котором патриархом был избран митрополит Сергий. Постепенно начали восстанавливаться епархии, в них назначались архиереи. Под надзором созданного в этот период Совета по делам Русской Православной Церкви, стали выдаваться разрешения на открытие небольшого количества храмов. Процедура открытия церквей, которую разработал Совет по делам РПЦ и принятая Совнаркомом в ноябре 1943 г. была весьма сложной. Верующие подавали ходатайство сначала в местные Советы, которые имели право отказать в открытии церкви. Если их решение было не отрицательным, то ходатайство направлялось в Совет по делам РПЦ, который выносил предварительное решение и предоставлял в Совнарком (данной республики) на одобрение. В случае одобрения последним, Совет сообщал свое окончательное решение местному Совету. Процедура между первой подачей прошения об открытии храма и его окончательным одобрением Советом в лучшем случае занимала в среднем 2-3 года2. Примерно столько православные верующие Бирска добивались открытия в городе храма.
Ценным источником по церковной истории города 1940-50-х гг. является “Регистрационное дело Михайло-Архангельской церкви в г. Бирске”, хранящееся в архиве Совета по делам религий при правительстве Республики Башкортостан. В нем находятся заявления, различные справки (в том числе справки о регистрации, которые выдавали уполномоченные при назначении духовенства в приход, распоряжения епископов, протоколы, заявления, послужные списки и т.д.
Одними из первых документов в деле, являются несколько просьб и заявлений верующих об открытии церкви в городе. Так в декабре 1943 г. президиумом Верховного Совета БАССР председателю религиозной общины г. Бирска Брагину Никифору Антоновичу на посланное в ноябре заявление с подписями верующих, был дан отказ на основании того, что “церкви закрыты постановлением граждан в 1929 г. и решение это не может быть отменено”3.
В деле без даты есть заявление верующих, в которой они просили “в дни святого поста разрешить совершать богослужение в одном из церковных зданий, находящихся в Бирске, или разрешить арендовать для этой цели частный дом4. В прошении было указано, что “по сему заявлению для ходатайства являются представителями священник Костенко Т. и диакон Брагин Н.5” В феврале 1944 г. граждане г. Бирска и дер. Пономаревки подавали уполномоченному по делам РПЦ при СНК БАССР заявления об открытии Михаило-Архангельской или Инородческой церквей6. В феврале 1945 г. бирскими верующими было подано еще одно заявление об открытии Архангельского храма, к которому был приложен список из 2520 человек с их подписями7.
Наконец в мае 1945 года власти, дают разрешение на открытие в Бирске Михаило-Архангельской церкви.
Совет по делам
Русской Православной Церкви
При Совнаркоме Союза СССР
___VI_____ 1945 г. [число неразб., авт.]
Совнарком Башкирской АССР
Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР
тов. Козлову
Сообщаю, что Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, согласно заключению Совнаркома Башкирской АССР и заявлению верующих, постановлением от 23 мая 1945 г. разрешил открыть Архангельскую церковь в городе Бирске.
Решение совета об открытии Архангельской церкви в гор. Бирске одобрено СНК СССР.
Возвращая при этом заявление верующих, Совет предлагает Вам в 3-х-дневный срок послать распоряжение Бирскому Горисполкому о заключении договора на передачу здания церкви и культового имущества и поставить в известность заявителей-верующих.
Порядок передачи здания и культового имущества, оформление и регистрация религиозной общины и служителей культа изложены в инструкции Совета для уполномоченных от 5/II-44 г.8
30/VI-45 г.
Председателю исполкома Бирского
Горсовета тов. Белоусовой А.А.
Настоящим сообщаю для сведения, что священником при вновь открываемой в Бирске церкви зарегистрирован мною гр-н Желвицкий Гавриил Васильевич, каковой и имеет право совершать богослужения в означенном церковном приходе.
Уполномоченный Совета по делам
Русской Православной Церкви при
СНК СССР по Башкирской АССР (Козлов)9.
Продолжение
http://votjak.livejournal.com/177785.html