Мараканда

Nov 01, 2014 12:20

                                                                                              Из лекций известного русского композитора Дмитрия Кабалевского для детей                                                                              
 Сегодня у нас в классе прозвучит сочинение таджикского композитора Фируза Бахора. Он учился в Узбекистане, окончил Ташкентскую консерваторию. И вот как он отблагодарил братскую республику, сделавшую его музыкантом, своих узбекских учителей, воспитавших его талант, научив­ших его композиторскому мастерству.
Когда в Узбекистане ши­роко и торжественно праздновалось 2500-летие древней узбек­ской столицы - знаменитого, прекрасного города Самарканда, он написал, небольшую пьесу для симфонического оркестра «Мараканда» - так раньше назывался Самарканд.
Эта пьеса превосходно рисует картину радостного, празднич­ного торжества с приближающимися и удаляющимися шествия­ми, с безудержно веселыми плясками и песнями, с ослепитель­ными фейерверками. Всю эту пьесу можно уподобить празднич­ному фейерверку, рассыпающемуся в небе тысячами пестрых, ослепительно ярких звезд.
Слушая «Мараканду», ребята обратят внимание, какими ху­дожественными средствами Бахору удалось так ярко и правдиво воплотить в музыке свой замысел.
В сущности; почти все эти средства нам уже хорошо знакомы, но звучат они по-новому, по-новому сочетаются друг с другом и даны в таком заостренном 'виде, в каком мы еще ни разу не слы­шали их.
С острыми ритмами мы уже встречались. Вспомним хотя бы сцены из балетов А. Хачатуряна («Гаянэ») и К. Караева («Тропою грома»). Но в опоре на особенно богато развитую ритмику на­родной музыки Средней Азии Бахор достиг в своей пьесе такой ритмической остроты, которая, вероятно, поразит своей необыч­ностью.
Мы уже встречались и с очень разными типами звучания сим­фонического оркестра - от очень мягкого, нежного, с преоблада­нием певучей звучности скрипок (как, например, в мелодии из Шестой симфонии Чайковского, которую так любил хирург С. Юдин - помните наш разговор об этом?) до непривычно кра­сочного у Хачатуряна, Щедрина, Кара Караева. В «Мараканде» оркестровое звучание еще более необычно. Скрипки играют са­мые свои низкие звуки, деревянные и медные духовые, напротив, самые высокие. Множество различных ударных ведут за собой весь оркестр, а иногда остаются одни и неистово выбивают са­мые сложные ритмы. Здесь господствует танцевальность.
Широких, распевных мелодий в «Мараканде» нет, преобла­дают короткие, яркие попевки, близкие к интонациям узбекской и таджикской музыки.
Возможно, что у самих ребят после первого же прослушива­ния «Мараканды» возникнет ассоциация с «Танцем черных» Ка­ра Караева из балета «Тропою грома». В этом случае можно сказать, что ассоциация вполне закономерна не только благода­ря некоторой общности в звучании обоих произведений, но и по­тому, что таджикская, узбекская и азербайджанская музыка при всех их различиях и самобытности выстраиваются в один ряд, который мы называем «музыкой Востока», а к ней по своему характеру частично примыкает и музыка многих народов Африки.
Previous post Next post
Up