Я и вправду задолжал третью часть отчёта о бат-мицве нашей дочери Йеудит Керен Рейзер. Итак:
Речь Эмануэля Рейзера
Дорогие гости! Я узнаю среди присутствующих тех, кто были когда всё это начиналось, 13 лет тому назад, на нашей свадьбе, когда Йеудит была ещё только планом, и это очень трогательно. Сегодня, в сущности её второе рождение, не только как человека, но как ответственной личности, более не приложение к родителям, но действующая сама по себе. Для нас, родителей, это не меньшее изменение, чем для неё. До сих пор, если люди видели, что Йеудит делает что-то, то они реагировали так: "О, смотрите, дочка Эмануэля и Эстер. Кстати, как её зовут?" Теперь, реакция будет такой: "Поглядите-ка на эту Йеудит Рейзер. Кстати, а кто её родители?" Признаться, девять месяцев подготовки к бат-мицве (которая длится 3-4 часа), и вправду походили на роды.
Перейдем к нашей недельной главе. Когда выяснилось, что "Бешелах" - недельная глава бат-мицвы, я очень удивился. Какая может быть связь между девичьим совершеннолетием и пересечением "Красного" моря? Но затем, я много думал и начал замечать намеки на связь.
Хорошо известно сравнение между Исходом и рождением. Как при рождении, сначала идет кровь, потом раздаются квакливые крики и т.д. Берется народ из народа, как ребенок из матери. Синайское стояние сравнивается с Бар Мицвой Народа. Ведь тогда мы все и каждый в отдельности взяли на себя обязательства соблюдать заповеди. Но ведь где-то между рождением и Бар Мицвой должна быть Бат Мицва! Я попытаюсь убедить вас в том, что пересечение "Красного" моря и есть Бат Мицва. Начнем с того, что проверим о каких мицвот говорит Тора между пересечением моря и прибытием на Синай, если моё предположение верно, то все эти заповеди должны относится к женщинам:
1. Мы встречаем в нашей недельной главе огненный столб. Он служит двум задачам. Во первых он освещает ночью лагерь израильтян, так что они могут передвигаться по лагерю не спотыкаясь друг об друга. Во вторых он представляет собой (как и облачный столб днём) - "Квод аШем", "Славу Вс_вышнего". Так и субботние свечи. Женщины зажигают их по двум основным причинам, ради "шлом байт", дабы домочадцы смогли разойтись в доме в субботнюю ночь, и во имя "квод аШабат", что ассоциируется с "квод аШем".
2. "Мана" тоже первый раз упоминается в нашей главе. Как воспоминание о "мане" в еврейском доме пекутся две халы на Шабат, поскольку в Шабат в своё время мы получали двойную порцию этой особой еды. Теперь, при выпечки двух хал используется количество теста обязующее отделение "халы". То есть, отличии от остальных дней, перед шабатом еврейская женщина обязана отделять "халу". Так "мана" связана со специфически женской заповедью - отделения "халы".
3. Третья специфически женская мицва - это "эрув хацерот", которая правда не очень то практикуется в наши дни. И эта мицва упоминается в нашей главе. Ограничение упоминаемое про шабат (кроме запрета собирать "ману") - это запрет переносить вещи из одного частного владения в другое, "эрув хацерот" именно облегчал этот запрет, делая все владения в одном дворе как бы общими.
4. (Заметим, что Женский День - Новомесячье уже был упомянут в предыдущей главе)
Как мы видим, ряд заповедей был дан или упомянут намёком перед Синайским Откровением, но после пересечения моря. Общее у всех этих заповедей, то что они "женские", так что пересечение моря, это как бы Бат Мицва Народа Израиля. Если же эти аргументы вас не убедили, у меня есть последний "козырной" довод. Чем кончается пересечение "Красного" моря? Девушки устраивают танцы. Не это ли составная часть заключительного этапа любой Бат Мицвы, в чем мы все вскоре убедимся?