Apr 11, 2016 22:19
Объяснение эпизода гибели сыновей Аарона в день освящения Скинии была и остаётся одной из самых непростых задач комментатора Торы. Что пытались сделать Н&А? Почему они поплатились жизнью за своё действие? Почему, с другой стороны, Вс-вышний посмертно называет их קְרֹבַי "близкие мои"? Наконец, самая трудная трудность, ИМХО, в последней части истории:
טז וְאֵת שְׂעִיר הַחַטָּאת דָּרֹשׁ דָּרַשׁ מֹשֶׁה וְהִנֵּה שֹׂרָף וַיִּקְצֹף עַל-אֶלְעָזָר וְעַל-אִיתָמָר בְּנֵי אַהֲרֹן הַנּוֹתָרִם לֵאמֹר. יז מַדּוּעַ לֹא-אֲכַלְתֶּם אֶת-הַחַטָּאת בִּמְקוֹם הַקֹּדֶשׁ כִּי קֹדֶשׁ קָדָשִׁים הִוא וְאֹתָהּ נָתַן לָכֶם לָשֵׂאת אֶת-עֲוֹן הָעֵדָה לְכַפֵּר עֲלֵיהֶם לִפְנֵי יְהוָה. יח הֵן לֹא-הוּבָא אֶת-דָּמָהּ אֶל-הַקֹּדֶשׁ פְּנִימָה אָכוֹל תֹּאכְלוּ אֹתָהּ בַּקֹּדֶשׁ כַּאֲשֶׁר צִוֵּיתִי. יט וַיְדַבֵּר אַהֲרֹן אֶל-מֹשֶׁה הֵן הַיּוֹם הִקְרִיבוּ אֶת-חַטָּאתָם וְאֶת-עֹלָתָם לִפְנֵי יְהוָה וַתִּקְרֶאנָה אֹתִי כָּאֵלֶּה וְאָכַלְתִּי חַטָּאת הַיּוֹם הַיִּיטַב בְּעֵינֵי יְהוָה. כ וַיִּשְׁמַע מֹשֶׁה וַיִּיטַב בְּעֵינָיו.
Моше насторожен тем, что коаним не ели от грехо-очистительной жертвы, но принимает не совсем ясное объяснение Аарона.
Рав Самет приводит неожиданное, но блестящее объяснение. Заметим, что служба "ханукат а-мишкан" очень напоминает службу Йом Кипура: по жертвам, по центральной роли коаним, по зрительской роли общины Израиля. Основное отличие вот в чем: в освящение Скинии это суть праздник, "йом тов", новоселье. Всевышний "поселяется" в своём доме среди Народа Израиля. С другой стороны, в ЙК есть элемент обновления и очищения, покаяния. Происходит некое таинство во время встречи первосвященника и Вс-вышнего во внутренних покоях дома. Поэтому в ЙК во первых, основная служба происходит внутри, во вторых на ряду с радостью есть и пост. Интересно, что освящения Храма Шломо пришлось на Йом Кипур, и поста был отменен!В чем состояла ошибка Н&А? В том, что они привнесли элемент ЙК в День освящения. Каждый независимо от другого попытался воскурять "кторет" в кодеш-кодашим, ведь они положили кторет на совки, а не на жертвенник воскурения! Также можнo объяснить и претензии Моше в конце истории - посмотрите что он говорит: הֵן לֹא-הוּבָא אֶת-דָּמָהּ אֶל-הַקֹּדֶשׁ פְּנִימָה אָכוֹל תֹּאכְלוּ אֹתָהּ - "кровь жертвы не была кроплена внутри скинии, ешьте же её!". Другими словами - "это жертва не ЙК, которую не едят, но кровь приносят к Святая Святых а "хатат", часть которого вы должны есть". Моше опасается, что и оставшиеся в живых коаним не понимают разницы между двумя событиями. Получив ответ, что отказ от поедания хатата не связан с постом ЙК, Моше успокаивается.
tora,
hidush,
judaism,
yom kipur