Есть такая традиция - кушать молочное на Шавуот. Обоснование этой традиции неясно. Распространено мнение, что причина в том, что евреи перед получением Торы не знали как делать шхиту, раз уж в Шавуот (по аналогии с Песахом) мы должны почувствовать себя у горы Синай перед получением Торы, то и мы воздержимся от потребления мяса, как и в том событии. Помимо очевидных трудностей с посылками этого объяснения (почему в Шавуот мы должны "чувствовать себя получающими Тору на Синае"? почему нужно приуменьшать алаху потребления мяса в праздник? почему нужно предполагать что евреи перед получением Торы должны были ожидать каких-то ограничений связаных с мясом?), есть и сразу незаметное противоречие в самом объяснении. Посмотрим на Гемару Хулин 16:2:
דתניא (דברים יב) כי ירחיב ה' אלהיך את גבולך כאשר דבר לך ואמרת אוכלה בשר וגו' ר' ישמעאל אומר לא בא הכתוב אלא להתיר להם בשר תאוה שבתחלה נאסר להם בשר תאוה משנכנסו לארץ הותר להם בשר תאוה
ר' עקיבא אומר לא בא הכתוב אלא לאסור להן בשר נחירה שבתחלה הותר להן בשר נחירה משנכנסו לארץ נאסר להן בשר נחירה
Спор между р. Акивой и р. Ишаэлем по поводу стиха из книги Дварим (Второзаконие) 12:20:
כִּי-יַרְחִיב יְהוָה אֱלֹהֶיךָ אֶת-גְּבֻלְךָ, כַּאֲשֶׁר דִּבֶּר-לָךְ, וְאָמַרְתָּ אֹכְלָה בָשָׂר, כִּי-תְאַוֶּה נַפְשְׁךָ לֶאֱכֹל בָּשָׂר--בְּכָל-אַוַּת נַפְשְׁךָ, תֹּאכַל בָּשָׂר.
"Когда расширит Вс-вышний твои границы, как обещал тебе, и скажешь `а не съесть ли мне мяса`, так как душа твоя охотча до мяса - по вожделению души своей ешь мясо".
и стихов из книги Ваикра (Левит) 17:3-4
אִישׁ אִישׁ מִבֵּית יִשְׂרָאֵל אֲשֶׁר יִשְׁחַט שׁוֹר אוֹ-כֶשֶׂב אוֹ-עֵז בַּמַּחֲנֶה אוֹ אֲשֶׁר יִשְׁחַט מִחוּץ לַמַּחֲנֶה. ד וְאֶל-פֶּתַח אֹהֶל מוֹעֵד לֹא הֱבִיאוֹ לְהַקְרִיב קָרְבָּן לַיהוָה לִפְנֵי מִשְׁכַּן יְהוָה דָּם יֵחָשֵׁב לָאִישׁ הַהוּא דָּם שָׁפָךְ וְנִכְרַת הָאִישׁ הַהוּא מִקֶּרֶב עַמּוֹ
ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ДОМА ИЗРАИЛЯ, КОТОРЫЙ ЗАРЕЖЕТ БЫКА, ИЛИ ОВЦУ, ИЛИ КОЗУ В СТАНЕ, ИЛИ ЗАРЕЖЕТ ИХ ВНЕ СТАНА, /4/ А КО ВХОДУ В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ НЕ ПРИНЕСЕТ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ БОГУ ПЕРЕД ШАТРОМ БОГА, - ТО КРОВЬ ВМЕНЕНА БУДЕТ ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ВИНУ: КРОВЬ ПРОЛИЛ ОН, И ОТТОРГНУТ БУДЕТ ЧЕЛОВЕК ТОТ ИЗ СРЕДЫ НАРОДА СВОЕГО.
р. Ишмаэль считает, что первый стих ослабляет второй, более ранний. Сначала разрешалось только есть мясо жертвы, а по приходу в Землю Израиля стало можно есть и не жертвенное мясо, лишь бы оно шхитовалось (резалось), как и жертва. р Акива же полагает, что стих в Ваикра объясняет, что жертву можно приносить только в скинии Завета, и только для жертвы применяется особый способ умерщвления животного - шхита. В остальных случаях мясо есть было можно, но животное забивалось (נחירה), а не резалось. По р. Акиве, стих в Дварим ограничивает - запрещает забивать животное, а разрешает только шхиту, правда повсеместно. Не будем вдаваться по кому алалха (Рамбам, кстати за р. Акиву), только отметим, что объяснение про молочную трапезу в Шавуот противоречит обоим мнениям - по р. Акиве вообще дарование Торы не повлияло на потребление мяса - ели и до и после, по р. Ишмаэлю после дарования Торы и до возведения Скинии через 10 месяцев мясо вообще нельзя было есть никак.
Прочитаем ещё раз стих из Дварим, про поедание мяса сказано там תְאַוֶּה נַפְשְׁךָ буквально "похоть души". Это весьма негативное описание желания мяса. Еврейские сторонники вегетарианства поднимают это описание на щит. Отметим однако, что говорится здесь о нежертвенном мясе ("хулин"). Именно потребление его Тора оценивает (по р. Ишмаэлю) как компромисс с дурным началом. Однако мясо жертвы ("кдошим") никак отрицательно не описывается, Адам , Авель (вегетарианцы -?), Ноах, Праотцы все приносили жертвы животных. Может быть и вегетарианство в еврейском понимании, ограничивается мясом "хулин", мясом "похоти", но никак не мясом храмовой жертвы ("кдошим")!
Не потому ли закон есть мясо в Шабат и праздники, ведь это как бы мясо освященное, память о храмовых жертвах?