Первый сон Йосефа - актуальность

Dec 20, 2011 21:59

После того как Йосеф рассказывает своим братьям о сне в котором копны братьев преклоняются (וַתִּשְׁתַּחֲוֶיןָ) его копне, слушатели обращаются к Йосефу с такой репликой (Берешит 37:8):

וַיֹּאמְרוּ לוֹ אֶחָיו הֲמָלֹךְ תִּמְלֹךְ עָלֵינוּ אִם-מָשׁוֹל תִּמְשֹׁל בָּנוּ

"И сказали ему братья: как воцаришься ты над нами, разве будешь нами править?"

Виленский Гаон обращает внимание на странное построение этого высказывания. Во-первых, зачем братьям повторять на первый взгляд ту же по смыслу фразу? Во-вторых, эти два слагаемых предложения построены по разному. Первое выражает удивление, неверие - הֲמָלֹךְ, можно перевести как "не думаешь ли ты, что воцаришься". Второе - условие: "если/может будешь нами править". Гаон объясняет, что есть принципиальная разница между царем (מלך - из первой части реплики братьев) и правителем (מושל - из второй части реплики). Царь властвует с согласия подданных, у него есть полная легитимность власти. Правитель властвует только потому, что у него есть сила. Ему подчиняются из страха. Отношение подданых выражается в отличных формах почтения власти: царю преклоняются (מישתחוים), а правителю кланяются (קורעים). Во сне Йосефа копны братьев преклонялись перед ним, то есть Йосеф видел себя будущим царем над братьями, это то их и возмутило. Развернем их ответ Йосефу, они говорят ему: "Мы тебя ненавидим, твой сон - ложь. Мы никогда не согласимся, чтобы ты был над нами царем, никогда не преклонимся перед тобой. Если ты и будешь властвовать над нами, то только как правитель". Такое объяснение Гаона. Мы знаем, что братья ошиблись, Йосеф не хотел подчинять их себе. Но "деяния отцов - знак для детей".
Во время Мошиаха бен Йосефа сбываются пророчески слова братьев. Есть ситуация в которой параллельно с легитимной властью, получившей полномочия от народа, есть и власть узурпирующая. Вот два очевидных примера. Первый - власть Верховного Суда в политических и общественных вопросах (согласно принципам "всё подсудно" и "суд независим", то есть БАГАЦ может вмешиваться во все сферы жизни страны и не обязан получать признание от подвластных ему). Второй - власть Командующего Центральным Bоенным Oкругом над еврейскими жителями Иудеи и Самарии, существующая параллельно и над избранными структурами власти в этих районах. Oсобенно если этот командующий очевидно неприемлим для подвластных. Обе эти власти суть מושל, и призыв к их реформе совершено уместен.

politics, tora, hidush, israel, yesh"a

Previous post Next post
Up