Oct 07, 2011 00:29
В преддверии Йом Кипура прочитал книгу р. Хананеля Этрога "Канфей Йона". Неожиданный и психологический комментарий на Книгу Йоны. Вот в общих чертах его структура.
1. Тема Книги Йоны - тшува Йоны. Рассказ начинается с великого греха - отказа пророка выполнять приказ Б-га, и далее последствия этого отказа и конечный приход Йоны к тшуве.
2. Йона - комплексная личность. Опираясь на талмудический комментарий, автор объясняет, что Йона по отцу из колена Зевулуна, по матери из колена Ашера. При этом Йона рос в колене Ашера, но его зевулунское начало сидит глубоко в его душе. Ашер и Зевулун отличаются примерно как Йеhуда и Йосеф в классическом понимании. Ашер нацелен вовнутрь, в святость Израиля и непрeемлет всё чуждое, лишенное раскрытой святости. Он эстетичен, но это исключительно этика кдуши ("жены первосвященников - из Ашера"). Зевулон нацелен вовнутрь, в поиск искр святости среди других народов, и вообще в обыденных вещях. На уровне сознания (разума), согласно воспитания, Йона - ашерец, на уровне подсознания (нешама) - он зевулунец. Тшува состоит в том, чтобы привести сознание в соответствие с подсознанием. Книга Йоны построена вокруг переходов от сознания к подсознанию и обратно.
3. Сначала Йона получает пророчество, это уровень подсознательный и пророчество зевулунское - он должен идти в другой народ! Сознание, ашеровское, не может смириться с таким пророчеством, оно его сразу отвергает, даже не споря с Тем, кто пророчество послал. Йона готов умереть, но не делать то, что ему кажется противным его натуре.
4. Йону выкидывают за борт (между делом - влияние скрытого зевулунства - он не желая того приводит к тшуве моряков корабля). Умирая, Йона переходит на подсознательный уровень - зевулунский, и готов выполнять свою пророческую миссию и хочет жить. От утопления его спасает рыба, где оставаясь в подсознании он произносит свою благодарственную молитву (это для меня был полный хидуш - молитва Йоны в чреве рыбы не просьба о спасении, а благодарение за него и готовность выполнять волю Всевышнего, посмотрите на молитву внимательно, это и есть пшат).
5. Оказавшись на суше, Йона возвращается к ашеровскуму сознанию. Поэтому ему надо опять конкретно приказать: "Поднимайся и иди в Ниневию..." Что он делает, но без энтузиазма. Ниневийцы делают тшуву, но тшува это показная и спонтанная (животных одевают в рубища и заставляют поститься!). Йона, как перфекционист-ашерец, разочарован тем, что Всевышний её принимает, не наказывает никчемных злодеев. Но в отличии от первой главы, Йона вступает в диалог со Всевышним, его ашеризм уже не такой увереный а абсолютный.
6. Результат диалога - последнее пророчество книги - кикаён, тень, червь, ветер. Пророчество, которое пророк ощущает не в словах и образах, а в ощущении жары и холода. Жалея кикаён, Йона раскрывает в себе зевулунца, ему уже важны с виду несущественные вещи. "Что и следовало доказать" заключает диалог, и книгу, Всевышний.
tora,
hidush,
tanah,
yom kipur