Постйомкипурное

Sep 30, 2009 12:37

Виленский Гаон велел на Йом Кипур читать 32 псалoм в качестве дневной песни. Гаон объяснил, что это именно тот псалoм, который пели левиим в ЙК, не важно на какой день недели он выпадает. Мне представляется, что здесь Гаон пошел по пшату и прямому смыслу первого стиха псалма, в отличии от Гемары (впрочем нет здесь никакого противоречия, Гемара привычно пользуется драшем и не надо воспринимать его, как пшат).
Итак, псалм начинается так:

לְדָוִד מַשְׂכִּיל אַשְׁרֵי נְשׂוּי-פֶּשַׁע כְּסוּי חֲטָאָה

Что это за "кeсуй" такой? Гемара в Йоме 86-Б и в Брахот 34-Б противопоставляет стих Мишлей 28:13:

מְכַסֶּה פְשָׁעָיו, לֹא יַצְלִיחַ; וּמוֹדֶה וְעֹזֵב יְרֻחָם.

То есть "кeсуй" в псалме переводится как сокрытие греха, Давид поздравляет, как бы, грешника с успешным утаением преступления. В том же русле следуют большинство мидрашей, Зоhар и РАДАК в комментарии к Псалму 51. Но если это так, было бы странно и непедагогично петь такое на Йом Кипур. По другому понимает "кисуй" р. Авраам Ибн Эзра, и я не знаю, опирался ли он на какой нибудь источник, кроме глубокого знания иврита. В комментарии на Шмот 25:17, там где говорится об изготовлении храмовой утвари, в том числе Ковчега Завета.

יז. וְעָשִׂיתָ כַפֹּרֶת, זָהָב טָהוֹר: אַמָּתַיִם וָחֵצִי אָרְכָּהּ, וְאַמָּה וָחֵצִי רָחְבָּהּ.

Ибн Эзра (длинный, то же и в коротком):
ועשית כפרת כדמות מכסה. ואמר יפת, כי כמוהו לכפר עליו (ויקרא א, ד), כמו כסוי חטאה (תה' לב, א). ולפי דעתי, שמלת לכפר עליו, כגזרת כופר. והנה זה מפורש, ונתנו איש כפר נפשו (שמות ל, יב). ושם כתוב לכפר על נפשותיכם (שם, טו), ועובי הכפרת לא נזכר:

"Кeсуй" - это не сокрытие, а покрытие. А загадочная "капорет" Ковчега Завета - всего лишь крышка, а не искупительный инструмент. Давид в псалме радуется за человека, чей грех не скрыт, а покрыт, закрыт, как судебное дело, сделан недействительным, искуплен, прощен. Это понимание вписывается в тему псалма - покровительсво Всевышнего любящим его, и в тему Дня Искупления (или правильнее Прощения, Закрытия Дел?).

tora, hidush, yom kipur

Previous post Next post
Up