"Конь волн" - это, все-таки не хейти, а кеннинг. Но, в принципе, это интересно.
Плюс версия о кельтских корнях или связях ванических божеств<
Мне кажется убедительной версия, что ваны - локальный скандинавский теоним для обозначения общего для всех германцев класса сверхъестественных существ - альвов. И тут встает вопрос - а в какой момент должно было произойти заимствование? Да, собственно скандинавы испытывали определенное влияние кельтов. Но было ли оно так сильно у континентальных германцев?
Однако Вы правы, у Манавидана действительно есть ряд сходств (например, ему некогда принадлежал чудесный корабль, не требующий весел (Скидбландиру всегда попутный ветер), чудесный меч, который он отдал (Фрейр тоже отдал волшебный меч), опять же, связь с загробным миром и пр.).
Проблема в том, что в Поэме о Инге явно говорится как о историческом лице (не божестве), и в тексте говорится о повозке следующей за ним. Он на ней не едет.
Но, повторюсь, Вы правы. Об этом следовало написать (если честно, я вообще тогда возможные кельтские влияния не рассматривал).
Маленькая неточность. О "технике езды" на Гуллинбрусти сведений нет, но зверь сестры Фрейра был верховым ("Песнь о Хюндле",8 - "С седел сойдем!"- Фрейя на вепре, выдаваемом за Хильдисвини), так что - по аналогии считается таковым и первый.
Так это ж был поддельный вепрь у Фреи! :) :) :) (шутка)
А если серьезно, то в сцене похорон Бальдра (Видение Гюльви) говорится: "А Фрейр ехал в колеснице, запряженной вепрем Золотая Щетина, или Страшный Клык". "en Freyr ók í kerru með gelti þeim, er Gullinbursti heitir eða Slíðrugtanni"
Не совсем: Фрейр заболел, и когда ему стало совсем плохо, люди стали совещаться и никого не пускали к нему. Они насыпали большой курган и сделали в нем дверь и три окна. А когда Фрейр умер, они тайно перенесли его в курган и сказали шведам, что он жив, и сохраняли его там три года. Все подати они ссыпали в курган, в одно окно - золото, в другое - серебро, а в третье - медные деньги. И благоденствие и мир сохранялись. (Сага об Инглингах,X). О посмертных поездках сведений нет (возможно, сработала ассоциация с Хальфданом Черным, тело которого после смерти было расчленено и захоронено с той же целью во всех частях страны).
Упс дважды - и с хейти-кеннингами, и с колесницей. Начала ошибаться на ровном месте, значит пора на сегодня заканчивать. По инерции:
Мне кажется убедительной версия, что ваны - локальный скандинавский теоним для обозначения общего для всех германцев класса сверхъестественных существ - альвов.(с) Альвы определённо связаны с ванами (с Фрейром особенно), но, по-моему, исключительно как существа подчиненные. Никто вроде никогда не называл ни ванов-племя противников асов, ни ванов-обитателей Асгарда их именем. Или народ альвов средневековой Исландии (со вполне разработанным своим фольклором) ванами. Т.е. можно считать ванов высшей кастой Альвхейма, как-то так.
И тут встает вопрос - а в какой момент должно было произойти заимствование? Да, собственно скандинавы испытывали определенное влияние кельтов. Но было ли оно так сильно у континентальных германцев?(с)
Собственно, тут (имея в виду сугубо колесницу сына Лера) речь уже не о континентальных - островных племенах. Е.А. Мельникова, "Меч и лира": "Поселения германцев к середине VI в. заняли всю южную и среднюю Англию до Хамбера на севере. Все же и в области их основного расселения какая-то часть кельтского населения уцелела: данные аэрофотосъемок говорят о сосуществовании в Сассексе и Йоркшире полей кельтского и германского типов, а в судебниках и повествовательных памятниках упоминаются бритты, правда, как несвободные, находящиеся в зависимости от германцев." Достаточное время, что бы поделиться представлениями и перемешать их.
А вопрос о генезисе ванов слишко серьёзен, что бы браться за него этим вечером.
Никто вроде никогда не называл ни ванов-племя противников асов, ни ванов-обитателей Асгарда их именем.
Кажется, у Кораблева в одной из книжек есть указание на то, что "сокрытый народ" не любит, когда их называют этим словом. Если это не позднее явление, то.... Полагаю, для скандинава-язычника до прихода христианства это было бы достаточным основанием, чтобы не называть этим словом могущественного и не всегда миролюбивого Фрейра :) :) :)
Вообще же я тут больше полагаюсь на Alaric Hall "Elves in Anglo-Saxon England: matters of belief, health, gender and identity" Anglo-Saxon studies 8, Boydell Press, 2007 Книга, кажется, была на books.google.com
Собственно, тут (имея в виду сугубо колесницу сына Лера) речь уже не о континентальных - островных племенах.
Фрейр - общегерманское божество. О влиянии кельтов на его образ именно у англосаксов следовало бы говорить на основании этой строфы, если бы в ней: а) атрибут Манавидана использовался бы (но Инг не едет на этой повозке) b) речь шла о божестве (но речь идет о герое, да еще не местном, а чужом, и примерно на тех же основаниях, на каких поэт мог бы использовать имя любого другого героя-основателя рода). Нам вообще неизвестно, осознавал ли поэт тождество Инга-основателя датского рода, и Ингви-Фрейра. Например, в древнеанглийской метрической гомилии "De Falsis Diis" (MS Cott.Jul.E.vii.) разрабатывается эвгемерическая версия происхождения божеств, но при этом, несмотря на то, что для некоторых божеств приводятся древнеанглийские имена и указание на особое почитание у датчан (т.е., в данном случае, скандинавов-язычников вообще), события относятся на Крит. Т.е. божества предстают как древние критские персонажи, а не датские. Если, допустим, автор Поэмы придерживался такой версии, то, повторяюсь, он мог считать Фрейра и Инга - разными персонажами.
Разумеется, это не значит, что можно считать доказанным, что так и было. Просто при трактовке нельзя исходить из тождества Инга и Фрейра, как известного поэту по умолчанию.
Наконец, раз уж автор Поэмы сам отсылает к данам, то, если бы он описывал божество, было бы разумно ожидать, что он обратится к их специфически собственным воззрениям (хотя, конечно, неизвестно, насколько он хорошо их знал, правильно понимал и т.д.).
Но, в принципе, это интересно.
Плюс версия о кельтских корнях или связях ванических божеств<
Мне кажется убедительной версия, что ваны - локальный скандинавский теоним для обозначения общего для всех германцев класса сверхъестественных существ - альвов.
И тут встает вопрос - а в какой момент должно было произойти заимствование?
Да, собственно скандинавы испытывали определенное влияние кельтов.
Но было ли оно так сильно у континентальных германцев?
Однако Вы правы, у Манавидана действительно есть ряд сходств (например, ему некогда принадлежал чудесный корабль, не требующий весел (Скидбландиру всегда попутный ветер), чудесный меч, который он отдал (Фрейр тоже отдал волшебный меч), опять же, связь с загробным миром и пр.).
Проблема в том, что в Поэме о Инге явно говорится как о историческом лице (не божестве), и в тексте говорится о повозке следующей за ним. Он на ней не едет.
Но, повторюсь, Вы правы. Об этом следовало написать (если честно, я вообще тогда возможные кельтские влияния не рассматривал).
Маленькая неточность. О "технике езды" на Гуллинбрусти сведений нет, но зверь сестры Фрейра был верховым ("Песнь о Хюндле",8 - "С седел сойдем!"- Фрейя на вепре, выдаваемом за Хильдисвини), так что - по аналогии считается таковым и первый.
Так это ж был поддельный вепрь у Фреи! :) :) :) (шутка)
А если серьезно, то в сцене похорон Бальдра (Видение Гюльви) говорится:
"А Фрейр ехал в колеснице, запряженной вепрем Золотая Щетина, или Страшный Клык".
"en Freyr ók í kerru með gelti þeim, er Gullinbursti heitir eða Slíðrugtanni"
Не совсем:
Фрейр заболел, и когда ему стало совсем плохо, люди стали совещаться и никого не пускали к нему. Они насыпали большой курган и сделали в нем дверь и три окна. А когда Фрейр умер, они тайно перенесли его в курган и сказали шведам, что он жив, и сохраняли его там три года. Все подати они ссыпали в курган, в одно окно - золото, в другое - серебро, а в третье - медные деньги. И благоденствие и мир сохранялись.
(Сага об Инглингах,X).
О посмертных поездках сведений нет (возможно, сработала ассоциация с Хальфданом Черным, тело которого после смерти было расчленено и захоронено с той же целью во всех частях страны).
Да, это я ошибся.
Спасибо за указание.
Reply
Начала ошибаться на ровном месте, значит пора на сегодня заканчивать.
По инерции:
Мне кажется убедительной версия, что ваны - локальный скандинавский теоним для обозначения общего для всех германцев класса сверхъестественных существ - альвов.(с)
Альвы определённо связаны с ванами (с Фрейром особенно), но, по-моему, исключительно как существа подчиненные. Никто вроде никогда не называл ни ванов-племя противников асов, ни ванов-обитателей Асгарда их именем. Или народ альвов средневековой Исландии (со вполне разработанным своим фольклором) ванами. Т.е. можно считать ванов высшей кастой Альвхейма, как-то так.
И тут встает вопрос - а в какой момент должно было произойти заимствование?
Да, собственно скандинавы испытывали определенное влияние кельтов.
Но было ли оно так сильно у континентальных германцев?(с)
Собственно, тут (имея в виду сугубо колесницу сына Лера) речь уже не о континентальных - островных племенах.
Е.А. Мельникова, "Меч и лира":
"Поселения германцев к середине VI в. заняли всю южную и среднюю Англию до Хамбера на севере. Все же и в области их основного расселения какая-то часть кельтского населения уцелела: данные аэрофотосъемок говорят о сосуществовании в Сассексе и Йоркшире полей кельтского и германского типов, а в судебниках и повествовательных памятниках упоминаются бритты, правда, как несвободные, находящиеся в зависимости от германцев."
Достаточное время, что бы поделиться представлениями и перемешать их.
А вопрос о генезисе ванов слишко серьёзен, что бы браться за него этим вечером.
Reply
Кажется, у Кораблева в одной из книжек есть указание на то, что "сокрытый народ" не любит, когда их называют этим словом.
Если это не позднее явление, то....
Полагаю, для скандинава-язычника до прихода христианства это было бы достаточным основанием, чтобы не называть этим словом могущественного и не всегда миролюбивого Фрейра :) :) :)
Вообще же я тут больше полагаюсь на Alaric Hall "Elves in Anglo-Saxon England: matters of belief, health, gender and identity" Anglo-Saxon studies 8, Boydell Press, 2007
Книга, кажется, была на books.google.com
Собственно, тут (имея в виду сугубо колесницу сына Лера) речь уже не о континентальных - островных племенах.
Фрейр - общегерманское божество.
О влиянии кельтов на его образ именно у англосаксов следовало бы говорить на основании этой строфы, если бы в ней:
а) атрибут Манавидана использовался бы (но Инг не едет на этой повозке)
b) речь шла о божестве (но речь идет о герое, да еще не местном, а чужом, и примерно на тех же основаниях, на каких поэт мог бы использовать имя любого другого героя-основателя рода).
Нам вообще неизвестно, осознавал ли поэт тождество Инга-основателя датского рода, и Ингви-Фрейра.
Например, в древнеанглийской метрической гомилии "De Falsis Diis" (MS Cott.Jul.E.vii.) разрабатывается эвгемерическая версия происхождения божеств, но при этом, несмотря на то, что для некоторых божеств приводятся древнеанглийские имена и указание на особое почитание у датчан (т.е., в данном случае, скандинавов-язычников вообще), события относятся на Крит. Т.е. божества предстают как древние критские персонажи, а не датские.
Если, допустим, автор Поэмы придерживался такой версии, то, повторяюсь, он мог считать Фрейра и Инга - разными персонажами.
Разумеется, это не значит, что можно считать доказанным, что так и было.
Просто при трактовке нельзя исходить из тождества Инга и Фрейра, как известного поэту по умолчанию.
Наконец, раз уж автор Поэмы сам отсылает к данам, то, если бы он описывал божество, было бы разумно ожидать, что он обратится к их специфически собственным воззрениям (хотя, конечно, неизвестно, насколько он хорошо их знал, правильно понимал и т.д.).
Reply
Leave a comment