Комсомольское “озеро”, вчера и сегодня

Jul 08, 2010 22:31


Originally published at ЛЮБОВЬ - среда обитания. You can comment here or there.

Что ни говори, а природные катаклизмы не добавляют оптимизма.  И когда вдруг погода налаживается, хочется расправить “крылья” и упорхнуть из родного гнезда, слишком в нем пережито много негативного, в этот период затяжных дождей, хочется немного подзарядиться положительными эмоциями.

В этот раз положительные эмоции смешались с легкой грустью.

Давно не была в любимом когда-то всеми нами месте отдыха Кишинева - на Комсомольском озере.  Еще в советские времена этот парк назывался - Центральный Парк культуры и Отдыха, сокращенно ЦПКиО.  Ностальгические воспоминания послужили причиной того, что мне захотелось там прогуляться, благо, погода наладилась, выглянуло солнце и, похоже было на то, что тучи снова не затянут небо.

А ностальгия возникла не случайно. Обычно я не люблю оглядываться в прошлое и сожалеть о днях минувших. Мне всегда хорошо там, где я есть и тогда, когда я есть.  Что было, что будет - я всегда все принимаю, как фаталист, только со знаком “плюс”.  Но в последнее время (год с лишним)жизнь принимает какой-то мрачноватый оттенок.  И даже изменившийся климат еще больше это подчеркивает.

Мой сад мне уже не доставляет той радости, что он давал прошлым летом и все эти годы, потому и нет фотографий. Что снимать? Полное запустение? От переизбытка осадков все цветы, вишня, слива, клубника, крыжовник, почти вся малина, ягоды и фрукты - погнили, осыпались, не успев зацвести, вызреть… Зато буйно пошли сорняки, да ненужные ветки и веточки,которые тут же стали пожирать гусеницы. Грустное зрелище…

А озеро… Когда-то было озеро. Сейчас это болотистая местность, заросшая кустарником.

В 2006 году на озере по непонятной причине за одну ночь погибла вся рыба. До сих пор мы в неведении от чего это произошло, хотя сразу были взяты пробы воды, трупики рыбы взяты на анализ. Но так и не известны остались широкой общественности результаты тех анализов.

Это была экологическая катастрофа, которая по сей день отзывается болью в сердцах тех, кто любит наш город.

Я не ходила на озеро с тех самых пор… не знаю, кому в голову пришла идея его осушить, но дело было сделано. А смотреть на труп когда-то любимого, меня не тянуло никогда.

Не могу объяснить сама себе, почему вдруг именно туда захотелось мне пойти сейчас. Хоть и знаю, что туда, где был счастлив, лучше никогда не возвращаться. Тем более, что знаешь, что там совсем не так, как было когда-то.

Но я пошла. И вот, что я увидела.


Старый вход в ЦПКиО

Сейчас здесь, рядом с руинами, очень дорогое кафе на свежем воздухе, предназначенное для состоятельных граждан, которые посещают фитнес клуб, который разместился на месте дневного кинотеатра, в котором я, в последний раз до того, как его не стало,  я смотрела фильм Михалкова “Родня”.  В тот раз, как и в другой, когда смотрела “Полеты во сне и наяву”, вышла в потрясении… Разве такое забудешь?

Когда-то здесь, сразу за колоннадой,  был парк аттракционов для малышей и шахматный клуб, где собирались все любители шахмат нашего города. Зрелище было необыкновенным - вся аллея была наполнена мыслителями:) Не знаю откуда это повелось, но в Кишиневе в шахматы не играла, наверное, только я.

Сейчас незаброшенным выглядит только этот маленький уголок - терраса для отдыхающих бизнесменов, все остальное - в руинах, поросло сорняками и пришло в негодность. Где сейчас обитают шахматисты, я не знаю. Или, быть может, сейчас молодежь уже не играет в шахматы?

А ведь когда-то по своему размаху и роскоши этот уголок парка был гораздо шикарнее, чем терраса для богатеньких, хотя и предназначалось все это не избранным,  а всем.


В этой беседке, стоящей на площадке над каскадом фонтанов,  когда-то располагались музыканты, и звуки духового оркестра были слышны даже в самых дальних уголках парка.


От подножия беседки вниз, к самому озеру, вела  шикарная лестница с каскадом фонтанов. Поскольку озеро располагается как - будто в глубокой чаше, спустится к нему не просто. А эта лестница делала этот спуск не просто удобным, спускаться и подниматься по ней всегда было удовольствием.
Здесь всегда было много людей, пришедших полюбоваться звенящими струями, в переливах разноцветных огней. А у подножия беседки, там, где располагался грот, из которого лилась вниз по каскаду вода, был небольшой бассейн, куда бросали монетки, чтобы вернуться сюда снова и снова…


фото 1975 года




Лестница довольно крутая и длинная, поэтому она разбита на площадки, где можно передохнуть и полюбоваться раскинувшимися видами на озеро. Эти площадки были украшены декоративными чашами и фонарями на гранитных столбах.  Все эти чаши и столбы разрушены временем и людьми. Никто не заботится о сохранности этого памятника ландшафтной архитектуры.

На всем протяжении лестницы от этих площадок идут горизонтальные  аллеи, как террасы опоясывающие весь спуск горы. Эта лестница, как и весь парк, были очень продуманы, все было сделано для максимального удобства отдыхающих горожан. Вплоть до ресторанов и туалетов.

Помню, на вершине горы стоял роскошный ресторан терраса, а на самом озере, тоже был ресторан.






Отсюда открывался вид на озеро…


Когда-то это было озером…

Комсомольское озеро стало так называться в честь  своих создателей - комсомольцев Молдавии. В 1951-52г.г. - молодежь, вручную, без специальной техники, вырыла котлован для этого озера. Водой его наполнил ручей, который протекает в этой Долине мельниц.  После провозглашения Молдовой своей независимости парк вокруг озера переименовали -теперь это Валя-Морилор.



Сейчас вода из ручья отводится по трубе в речку Бык. А это все, что осталось от озера…

До осушения, которое было предпринято якобы для очистки дна (да так и не закончилось до сих пор) , его площадь составляла 34 га. И воды в нем было 1,36 млн м³.


фото не мое (автора не знаю)

На озере тренировались спортсмены-байдарочники, был большой городской песчаный пляж, лодочная станция (я сама любила кататься на лодке по озеру).  Зимой мы ходили сюда на каток.




А это (на заднем плане) парашютная вышка. Все желающие могли с нее прыгать, там выдавались парашюты и работали инструкторы. Я не рискнула оттуда прыгнуть, а вот одна наша девчонка из класса (самая тихая, между прочим), ходила туда в секцию парашютного спорта. Сейчас, кажется,  и вышка не работает.



Прекрасный лик умирающего озера. Осушение началось… (фото не мое, автора не знаю)

Я вот думаю. Руками, за два года молодежь вырыла этот котлован.  Сейчас, после осушения озера прошло уже четыре года.  Разруха полная.  Хоть и видны на “поле брани”  эскаваторы, какие-то землеройные устройства, самосвалы. Они давно тут присутствуют и вроде бы что-то делают, но не видно конца и края их деятельности. А озеро медленно превращается в заболоченный лес.

Еще когда озеро было озером, на горе вырос целый поселок из новых роскошных особняков. Место над озером считалось одним из самых престижных. Еще бы - такой вид из окна! Свежий воздух, зелень, озеро - красота! Сейчас взгляд из окна вряд ли порадует глаз…

Прогулялась и на ВДНХ.  Это здесь же, рядом с “озером”. Сейчас называется “”МОЛДЭКСПО , а по сути - склады офшорной зоны. Время от времени здесь проводятся выставки в павильонах, а ту часть территории, которая была  под патронатом ученых садоводов и ботаников,  отдали бизнесу - вместо розария, теперь бетонно-стекляные коробки. Прекрасный пальметный сад, поражавший своими причудливыми композициями из веток, принявших причудливые очертания по желанию садовода, на грани исчезновения. Вероятно, рука не поднялась просто закатать их под асфальт. Вероятно, ожидается, что  сами погибнут. Как и некоторые архитектурные сооружения, представляющие  историческую и архитектурную ценность, которые нельзя разрушить, но природу ведь никто не обвинит? Да и кому сейчас дело до общего достояния народа, страны? Каждый сам за себя. А тем временем, природа среди которой мы живем, гибнет.






Здесь был розарий


А это аллея к молдавской усадьбе. Она тоже была экспонатом выставки народного хозяйства, как и сады, розарий, пальметный сад.

Тот, кто бывал здесь, не может не помнить аиста, который стоял в гнезде на столбе рядом с домом. Как символ молдавского дома, очага. Нет теперь ни гнезда, ни аиста…
Да и сам дом, великолепный образец молдавской каса-маре, разрушается. Раньше здесь обитал какой-то фольклорный коллектив, проводились различные занятия, танцевали, песни пели, учились традиционным ремеслам, сейчас дом закрыт, тоже на грани исчезновения.






Здесь же, на ВДНХ/Молдэкспо сейчас стоят опальные памятники бывших лидеров нашего государства.  Духовных лидеров. Памятники, как и люди тоже оказывается могут, попасть в опалу.

Памятник Ленину стоял раньше на площади перед Домом Правительства напротив Триумфальной Арки,  теперь на месте этого памятника установили камень в честь памяти о дне  ”советской оккупации”.  Мне кажется, что на его месте следовало бы поставить памятник Михаю Гимпу, чтобы потомки не забыли, кто был инициатором лишения народа его исторической памяти, государственности, Родины. И я бы не убирала никогда этот памятник с глаз долой. Как вечное напоминание о предательстве.

А народу все равно, какой памятник стоит у него на площади. Камень, памятник или пустота. Пустота тоже умеет говорить.

Духовные ценности не меняются от смены памятников на площадях. Личности, которые хотят изменить мир под себя, забываются. Личности, которые делают благо для всех, помнятся. Ленин никогда не забудется. И не только здесь, в Молдове, как и Карл Маркс.  Это личности мирового масштаба. Масштаба человечества. И расправляться с памятью о таких личностях все равно, что расправляться с самим собой.

Время все и всех расставит по своим местам. А пока, это самое приятное, чистое, спокойное место во всем парке.










Может быть,  поэтому сюда и приходят мамы и папы со своими малышами? И молодежи здесь много сидело в прилегающих аллеях. Мне тоже не хотелось оттуда уходить.

Малыши спят  в своих колясках, те, что постарше, катаются на велосипедах, играют с мячиками, а мамы общаются. И неважно, что мамы эти разных национальностей и языки у них разные - они прекрасно понимают друг друга. Никто не кричит, голоса не повышает. Тут же знакомятся, если не знакомы. Малышей знакомят друг с другом, помогают, учат как контактировать друг с другом.  Сидят все вместе, играют все вместе.  Как раньше.  И, как хотелось бы, чтобы так было всегда.  И не было бы богатых и бедных. И было бы озеро, созданное их  бабушками и дедушками. Одно на всех.

комсомольское озеро, Мысли о главном, Кишинев, Память

Up