Съезд в детство

May 30, 2017 07:07

6 лет прошло, как не стало бабушки...

Недавно папа съездил в деревню "Кар.гора", где выросла наша бабушка.
Оригинал взят у alexpsw в Съезд в детство
Вчера вечером севшая недалеко кукушка, которая в нашей "евразийской Ойкумене" издревле считалась вестницей, прилетающей из страны ушедших из этой жизни навсегда, - своим появлением и навязчивым кукованием напомнила мне о всё откладываемом написании поста о недавнем посещении "родового места". Что ж, значит Там Свыше - помнят и ждут...
При подготовке к поездке на окружной[ПФО] форум активных граждан "Сообщество", что прошел в Казани 24-24 апреля с.г., - основным аргументом в пользу поездки туда на автомобиле была возможность посетить места, где выросла моя матушка, много жила моя бабушка, да и я сам в детстве проводил там лето. А именно - это русско-чувашская деревня Кар.Гора (сокращенное от "Караульная Гора"), что расположена у реки Большой Черемшан напротив впадения в него речки Менча, а административно относится ноне к Нурлатскому району Татарстана (раньше - Октябрьский район Татарской АССР).
По пути в Казань (а выехал я из Самары ночью с 23 на 24 апреля) уже после самарского райцентра Кошки начал накрапывать дождь, который усилился после проезда уже татарского райцентра Нурлата. Я же не торопясь ехал и вспоминал, как пацаненком, нагруженный висевшими на шее сушками и баранками, то с матушкой, то с бабушкой каждым летом добирались до деревни: вначале рейсовым автобусом с г.Куйбышева до Кошек, потом на сельском ПАЗике от автостанции "Кошки" до ж/д-станции "Погрузная", затем на проходящем пассажирском поезде до ж/д-станции "Нурлат", после чего на рейсовом "ПАЗике", следовавшем по маршруту "Нурлат-Мамыково", доезжали до деревни Кар.Гора[Караульная Гора].


А Природа, словно вместе со мной вспоминая моих бабушку и матушку, слезно сожалела о их уходе и невосполнимой потере, всё наращивая силу дождя.
Подъехав к мосту через реку Черемшан [перед которым - как раз поворот в деревню Кар.Гора], вышел из машины и вздохнул полной грудью воздух своих "детских" мест. И словно оттуда, из моего детства, - через присущий нонешним временам навязчивый запах свежей нефти [там теперь повсюду нефтяные "качалки" "Татнефти"], - донесся запах свежего луга с нотками жизнедеятельности домашней птицы и скота.




Постоял немного у поворота в деревню и дал себе зарок обязательно заехать туда на обратном пути.


И действительно, выехав из Казани после обеда 25 апреля, через несколько часов подъехал к своей деревне, можно сказать "родовому месту". Пр этом уже начиная с с.Мамыково снова пошел дождь. При в целом ясной солнечной погоде именно в этих краях словно повисла дождевая туча.


Завернув с трассы в деревню и немного проехав по асфальту, заехал на улицу-"чувашский конец", знакомую с детства и с тех пор также грунтовую. А земля, я вам скажу, там жирный чернозем. И вот, включив полный привод, не торопясь, скользя по дороге (вернее - направлению к реке Черемшан), по тракторно-внедорожным следам доехал до берега разлившегося Черемшана. Под непрекращающимся дождем подошел к берегу, вспомнил как с ребятней ловили здесь вьюнов, резко выбрасывая речную тину на сушу...




Конечно дома, куда мы когда-то в моем детстве приезжали (а жили там крестная моей матушки и ее младшая сестра - о их непростых судьбах, тесно-трагично связанных с прошедшей Великой Отечественной войной, стоит написать отдельно), с его соломенной крышей, земляным полом и отсутствием электричества - уже давно нет. Но все же решил как-то определиться с местом, где он раньше стоял. К сожалению, вспомнилось только примерно...




Посему решил посмотреть на улицу с задней, огородной стороны, со стороны старого деревенского погоста, расположенного недалеко от крутого в моей памяти берега Черемшана. Заехал в разбитый колеями проулок, подъехал к значительно разросшемуся и изменившемуся деревенскому кладбищу и, оставив автомобиль на свежей отсыпанной гравием дороге, направился к высокому берегу разлившегося весенним половодьем реки Черемшан. Вспомнилось - как на сохранившейся до сих пор сухотравной огромной проплешине мы с азартом выливали живших там своей многочисленной колонией сусликов, как с внутренней опаской подходили мы к крутому берегу реки и как будто с большого высока смотрели оттуда на быстрый Черемшан и впадающую речушку Менчу. Но это так, оставшись в памяти, виделось в детстве. А сейчас оказалось, что и обрыв-то не очень высокий, да и проплешина не такая огромная...






Постоял я на берегу Черемшана и, повернув обратно, почувствовал какую-то внутреннюю тягу - будто кто-то направлял меня зайти на старый погост. Тут, кстати, стоит заметить, что это был вторник 25 апреля, то бишь в православном календаре "Радоница", а у чувашей-"двоеверцев" "Семик" - день, когда поминают своих умерших родственников и посещают их могилы на кладбищах. [Между прочим, "радоница" от "радонеж" - это в прафинно-угорском "место рода"(сакральное родовая местность)].
И в момент моего прохода через ворота кладбища из-за тучи выглянуло солнце, закончился дождь и яркими цветами вышла радуга.


Тут как раз к кладбищу стали подъезжать местные жители, у которых я стал спрашивать насчет своей родни и знакомых из своего детства. Но оказалось, что пришедшие жители или относительно молоды, или недавно приехали, а потенциально одноклассница моей матушки не смогла приехать. Но, тем не менее, походив по старому погосту, увидел знакомые фамилии, но главное - заметил отдельно стоящее, глухо загороженное со всех сторон дерево с лежащими возле ствола пищевыми дарами, и подошел к нему.




И в это время прямо-таки ощутил на себе внимательные взгляды местных жителей, убиравшихся на могилах своих родных. Как сказал выше, весьма древняя деревня Кар.Гора(Караульная Гора - указывает на "компетенцию" местного поселения, в древних временах связанного с караульной службой [на сухопутном торговом пути - перед крупной поселением "Биляр" Волжской Булгарии] и выделяющейся над округой горой над р.Черемшан) - русско-чувашская, со старых времен населенная в основном "чувашами", вроде крещенными в православие, но не забывшими при этом свои древние поверья, и прибывшими позже "русскими"-православными.
Также обратил внимание на весьма необычную форму многих надгробий-"могильных крестов" - более чем полтора-метровый круглый столб-труба с приваренной наверху небольшой площадкой с небольшим православным крестом.


Имея примерный ответ (куда ж деваться от профильных знаний) и насчет дерева [явно сакрального плана] и формы выделяющихся "чувашских" надгробий, задал вопрос об этом присутствующим местным жителям. На что они, кто пряча взгляд, кто глядя с хитрецой, стали уходить от конкретного ответа - типа, так всегда было, да и они ничего не знают.
Но Сакральное надо всегда отделять от Сущего, Профанного. Потому я, сходив к своему авто и взяв в салоне печенюшки, возвратился к сакральному дереву и положил Ему свои дары, поминания своих близких. Внимательно осмотрев это дерево, которое или черешня или крушина, увидел, что это где-то 20-30-летний отросток от огромного корня старого дерева, от которого остался только холм. И ведь припоминаю, что в моем детстве, а это лет сорок назад, - на этом небольшом местном погосте действительно росло большое дерево, имевшее всегда для живших здесь чувашей сакральное значение.


После внутренне-духовного общения у сакрального дерева со своими ушедшими Туда родными, сопровождаемого вдруг сразу громко и красиво запевшими птахами, повернулся к местным жителям. И, следует признать, что отношение ко мне резко изменилось - от настороженности к незнакомцу к позитивно-родному, словно убедились, что "из своих". Разговорились и уже с профильных, "этноконфессиональных" познаний объяснил им необычную форму местных "чувашских" надгробий. Которые исходят из "двоеверия" чувашей, создавая творческий симбиоз, где в надгробии круглый столб - из древний дохристианских "кочевых" поверий (типа - каменных "тюркских/половецких "баб"), а верхняя площадка с православным крестом - указывает на состоявшееся крещение похороненного здесь человека.


Уже позже, обратившись за советом к знающим уважаемым людям, выяснил, что это "чувашское" "двоеверное" надгробие называется "юпа"/"юпа куга" - антропоморфный столб на могиле у чувашей, определенная форма почитания родовых святынь и хранителей, исходящая из культа семейно-родовых предков.


Вот такие впечатления вынес из краткого посещения своего "родового места", в которое несомненно следует будет заехать более основательно. Думаю, что вскоре это реализую...

История одной семьи, Ерёмкин А.И.

Previous post Next post
Up