Оригинал взят у
andry_astashkin в
ШГЛ в Самаре: Смерть бумажной книги. Что было, что будет, чем твоё сердце успокоится, читатель?Так умрёт ли книга? Конечно, нет! Нас покидает не книга, а тот привычный носитель информации... А смена носителей происходила издавна, от века к веку. Прогресс не остановить! Первая в мире женщина-премьер-министр Сиримаво Бандаранаике доказала это. Модельный образец лингвистической революции. Её папа победил в революции и начал гнать с Цейлона английский язык. А дочь стала насаждать его обратно. Сиримаво Бандаранаике принадлежит фраза, ставшая хрестоматийной (или как говорят сегодня - "мэмом"): "Трактора говорят по английски"...
Основной тренд книжного мира - уход материального представления книги ("бумажная" книга) из широкой востребованности и, как прямое следствие, повышение цены на остающиеся книги (полностью книга как источник знания не умрёт). Книжные магазины станут выполнять функции клубов по интересам (рекомендации, рейтингование...)
Вчера я слушал лекции. На очередной Школе Гражданских Лидеров в Самаре (есть
группа в Фейсбуке). Тема дня: "Социально-исторические и культурологические проблемы современной России - объективно-научная оценка, поиск путей решения". Было интересно. Самым интересным, имхо, было выступление главы некоммерческой организации «Институт книги», доцента кафедры проектов в сфере культуры Высшей школы экономики Александра Гаврилова (
agavr) про "Смерть бумажной книги". Двигается во время говорения беспрестанно, так что на меня не пенять, он сам виноват в качестве фото (справа вверху) ;) На фото Елены Махровой слева: Мы со страховым агентом Кокаревым (справа) провели время с большой пользой. А я и кофе попил...
Сначала приведу список рекомендованных московским гостем к прочтению книг:
- Евгений Водолазкин, "Лавр" - роман написанный настоящим интеллектуалом
- Юрий Буйда, "Синяя кровь"
- Мариам Петросян, "Дом в котором"
- Михаил Шишкин пишет раз в 4 года. Но это уже надо читать вдумчиво, как классическую литературу!
А то с приходом на смену бумажной книге электронного варианта главной проблемой читателя стала проблема выбора. И рекомендации умных, компетентных людей всегда кстати!
Итак, экскурс в историю
Первый массовый информационный носитель - Свиток. отличался. Папиросный цветочная стрелка укладывалась рядами. и прокатывалась. Другая сторона была горбатенькой. Нужно было значительное физическое усилие. Двое рабов разворачивало и сворачивало книгу.
Переход на более привычный сегодня книжный вариант ("Кодекс" из пергамента) был катастрофичен для современников (занял 300 лет). Многие объявили его неудобным. Несколько государств запретили пользоваться в судах не на свитках. Врач Галлен утверждал, что папирус лучше, глаза устают от пергамента, ибо контраст слишком велик. Опять же, отношение было как к планшету сегодня - "а в дорогу возьмите пергамент", там он незаменим".
Но против прогресса не попрёшь! На папирус у Египта была монополия. Стараниями царя Пергама был создан новый материал - пергамент. На нём стали писать с двух сторон. Он позволял перейти на пронумерованную страницу по ссылке, не отсчитывая строки сначала. И юристы первыми оценили это преимущество. Кое что всё же индустрию сдерживало. Из шкуры теленка можно было сделать всего 3 пергамента.
Следующий переход - на печатный "кодекс" (занял 150 лет). Кстати, что существенно меняется, когда существенно меняется носитель? Читательский опыт! Теперь книга стала знач. дешевле. И в процесс чтения были вовлечены большие массы людей. Вообще, нужно следить не за носителями прежде всего, а что меняется в читателе! Печатная книга обеспечила эпоху географических открытий и индустриальную революцию.
Вот оно - сегодня!
Очередной переход - на электронный носитель. Решающий аспект: Образование. Сначала электронная книга завоюет переобучение и продолженное обучение. Потом высшее! Потом среднее... Интересный эксперимент провели в Таиланде, попытавшись внедрить по всей стране так называемый "Тайбук". Неудалось... Из-за местного "Навального" ;)
Тем не менее, уже 20% книжного рынка США - электронная книга. В России пара уполномоченных фирм начали вводить электронные учебники. "Чубайсбук" проходит вандальный тест. Но теперь, утверждает Александр Гаврилов, будет уже другой проект. Ибо чубайсбук не цветной и не интерактивный.
Однако у электронного текста есть серьёзный противник. Другой так называемый учебник - видео по запросу, обучающее видео и Ютубе.ру вообще как явление. На нас надвигается мир движущихся картинок! Писатель-любитель перейдёт от написания текстов к созданию видеоконтента как более простой в монетизации.
Поговорим об особенностях нового формата, нового носителя
Интернет сегодня - бесконечная книга. Текст пронизан гипрссылками. И это не новая технология. Ссылки испокон веков существовали в религиозных бумажных текстах.
Итак:
- Гиперссылки
- Всемирная библиотека
- Информационное облако
- Поисковые точки входа
Пример: "Я находился в Комбодже, недоразминированной стране, стоя на одной такой опасной тропе, получаю звонок из редакции с просьбой дать рецензию на книгу. Я захожу в инет, скачиваю... и понимаю, что это и есть информационное облако".
Хорошо или плохо? Книга утрачивает то, что она имела на протяжении всего существ. Её рамки размываются. Мы входим в любую точку текста и выходим из неё.
Еще тезисы и новые характеристики нового формата:
- "Подвижный" текст. Сегодня авторы легко и просто переделывают текст. Он может меняться каждый день.
Книга Х.0 - версия перестаёт быть таковой. Зато бумага становится архивом.
- Кастомизация - пользователеми становятся люди пожилого возраста. Потому, что можно изменить размер букв. Потому, что можно читать ночью не включая свет.
- Родительский контроль? Есть инициативы ограничить доступ несовершеннолетним к ряду книг. Технически это возможно, но...
Свобода для умных, закон - для всех!
- Кросплатформенность. Из смартфона, из компьютера, из планшета. Разные способы использования: в дороге, сидя где угодно, дома.
- Транстерриториальность. В России это особо важно. В Новосибирске например это серьёзно облегчает жизнь читателя. Ибо 70 % книг печатается в Москве и Центр. регионе. 15 % - в Западном. Остальное - в др. краях и весях. А ведь всё стоит денег - логистика, 2-3 склада, растаможка, время в конце концов. А электронную книгу можно скачать
- Дефицит произвольного внимания. Читатель нынче не очень готов к большому объему текста. И вот это очень печально!
Первым вопросом докладчику был мой. Про аудиокниги. "Думая сберечь зрение я какое-то время старался больше слушать, чем читать. Но недавно понял, что сам процесс "считывания кода"(чтения буквенного текста) очень хорошее упражнение для ума. Происходит какая-то магия и это важно. Так как с аудиокнигами и волшебством буквенного считывания?"
- Как мы уже говорили, западный мир уже 20% книжного рынка выделил под электронные книги. А вот аудиокниги на нём составляют всего 7%. И похоже, что это потолок... Вероятно, это те люди, которые психологически и физиологически склонны воспринимать информацию на слух. Кстати, специально для них и тех, кто готов слушать Александра Гаврилова 59 минут, выкладываю аудиозапись его выступления:
Сегодняшний ребенок окружен большим многообразием и яркой средой. Новый тип читателя. Новый тип человека. Общественной самоорганизации это касается ещё больше. Эмоции преобладают. Есть феномены, но в основном люди уходят от повседневных интеллектуальных практик. Бумажная книга станет предметом коллекционирования и уделом чудаков. Но книга вообще, похоже не умрёт никогда!
Биография Александра Гаврилова:
Окончил факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (1992) и аспирантуру Института мировой литературы им. Максима Горького (1995, сектор «Серебряный век»).
В 1996-1998 гг. редактор полосы «Книги» «Независимой газеты», в 1998-2000 гг. - редактор книжного обозрения «Независимой газеты» «Ex libris-НГ». С 2000 года по 2010-й - главный редактор газеты «Книжное обозрение». Глава некоммерческой организации «Институт книги».
Один из инициаторов и руководителей Московского международного открытого книжного фестиваля. Входит в состав жюри многочисленных литературных премий, таких как Национальная литературная премия «Большая книга», Всероссийского конкурса школьных изданий, ежегодного Национального конкурса «Книга года» и детской литературной премии «Заветная мечта». Директор книжного фестиваля в г. Новосибирске. Один из организаторов и Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction. Первый координатор Независимой литературной премии «Дебют» (в 2000 году). Организатор премии «Человек книги», инициатор премии «Бестселлер года», председатель жюри антипремии «Абзац».