Экспорт российского образования как элемент «мягкой силы»: Россия и Кыргызстан

Feb 20, 2023 22:39


Предложенная в середине 1980-х годов концепция «мягкой силы», ставшая одной из самых распространенных в теории и практике международных отношений, в настоящее время широко используется многими странами во внешней политике. Одним из его инструментов является образование, его продвижение в другие страны (экспорт). И в зависимости от того как быстро страны смогут скорректировать свои национальные стратегии, сами ресурсы «мягкой силы» под активно меняющиеся потребности в этой сфере будет зависеть эффективность его продвижения.

Многие ведущие эксперты, политологи, говоря о «мягкой силе» заслуженно делают акцент на активную работу институтов гражданского общества, работу международных экспертов и средств массовой информации по указанному направлению.

Ресурсы «мягкой силы» используются во многих контекстах международных отношений и мировой политики в виде электронной, культурной, образовательной, публичной, спортивной, экономической дипломатии.

Образовательная дипломатия становится все более важной, поскольку страны используют образовательные обмены и стипендии для укрепления отношений, международного престижа и своей общей «мягкой силы». Это включает в себя возможности обучения за границей, а также образовательные программы и обмены для улучшения дипломатических отношений и международного сотрудничества. Как правило, студенты и преподаватели, участвующие в образовательных программах обмена, создают положительный имидж и налаживают связи в дальнейшем между странами.



На сегодняшний день продвижение российского образования осуществляется как через представительства органов власти в стране, НКО, НПО, фонды, центры открытого образования, культурные центры, так и через экспертов и экспертные площадки.

Продвижение русского языка и российского образования в Кыргызстане и сотрудничество между странами в сфере образования осуществляется в различных формах. Так, в 2022 году было подписано соглашение по осуществлению образовательной деятельности в школе г. Бишкек (Киргизская Республика), построенной ПАО «Газпром» в рамках социальной программы «Газпром - детям». Предполагается, что преподавание в школе будет вестись на русском языке и по российским образовательным стандартам.

В рамках международного сотрудничества в ней будут реализовываться образовательные программы двух стран и дети смогут получить соответствующие аттестаты.[1]

На постоянной основе проводятся курсы повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного в 19 странах, в то числе, в Киргизской Республике.

С 2017 года Минпросвещения России реализует гуманитарный проект «Российский учитель за рубежом» (далее - проект), в рамках которого совместно с иностранными органами исполнительной власти в сфере образования обеспечивает деятельность педагогических работников в общеобразовательных организациях иностранных государств. В 2020/21 учебном году в реализации проекта приняли участие 50 российских преподавателей русского языка, литературы, физики, математики, химии, биологии и географии в общеобразовательных организациях Киргизской Республики. Только в 2019-2020 учебном году по данному проекту выехало за рубеж - 98 учителей, в 2020-2021 учебному году - 170, в 2021-2022 учебном году работает 186 учителей, а на 2022-2023 учебный год запланировано 362 учителя различных направлений. Более 76 российских педагогов - участников проекта работают более чем в 50 школах Киргизии, которые расположены в Иссык-Кульской, Джалал-Абадской, Баткенской, Чуйской и Ошской областях.[2]

Российские учителя обеспечивают индивидуальную подготовку обучающихся к олимпиадам различного уровня и оказывают методическую поддержку иностранным учителям в вопросах преподавания русского языка как иностранного. Оператором проекта является ФГБОУ «Центр Международного сотрудничества Министерства просвещения РФ» (Интердом). С 20 по 26 декабря 2020 г. при поддержке Минпросвещения России были организованы образовательно-просветительские экспедиции Программы в Киргизии и Таджикистана, участниками просветительских онлайн-занятий стали более 1000 школьников и студентов из семи школ и одного вуза стран СНГ. Методисты Программы провели научно методические семинары для 123 киргизских и таджикских русистов.

Сотрудничество Кыргызстана и Российской Федерации как в сфере продвижения среднего общего, так и высшего образования.

В российских вузах, включая их зарубежные филиалы, обучается более чем 8600 граждан Кыргызской Республики.

В соответствии с Планом приема иностранцев, лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, гражданам Кыргызской Республики выделено 432 места для обучения в организациях образования в пределах лимита, установленного Правительством Российской Федерации на 2021 год.  По сравнению с 2020/21 учебным годом количество мест увеличилось на 30.[3]

Необходимо отметить, что количество иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 2150, в соответствии с которым установлены квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации квоты увеличены почти в два раза: в 2021 году 18 тыс. человек, в 2022 году - 23 тыс. человек и начиная с 2023 года - 30 тыс. человек.

Полагаю, что вышеизложенное будет способствовать развитию международного сотрудничества в сфере образования, в том числе повышению привлекательности и конкурентоспособности российского образования на рынке образовательных услуг, обеспечению экономики квалифицированными  специалистами, а также укреплению «мягкой силы».[4]

Как правило, киргизские студенты, обучающиеся в российских вузах в рамках квоты, выбирают такие направления обучения, как экономика, право, информационные системы и технологии, информационные и информационные технологии, строительство и актерское мастерство.

Российско-киргизское сотрудничество успешно развивается также в рамках сетевых университетов ШОС и СНГ.

Сетевая форма обучения является перспективной моделью продвижения образования, так как позволяет аккумулировать усилия нескольких организаций, как российских, так и зарубежных, как образовательных, так и практических для реализации образовательных программ. Такой подход к освоению образовательных программ позволяет решить следующие задачи: экономию денежных средств за счёт объединения усилий нескольких организаций над решением общей задачи; углублённое изучение обучаемыми отдельных образовательных программ, имеющих прикладное или межотраслевое (межгосударственное) значение; приобретение обучаемыми практических навыков и углублённое овладение ими будущей профессией (специальностью).

В Кыргызстане на базе ВУЗов открыты центры образования и школы: (Салымбеков Университет - Центр развития образования Казанского федерального университета). На базе Кыргызско-Российский Славянского университета (КРСУ) имени Б.Н. Ельцина открыта средняя школа - единственное учебное заведение в Киргизии, где можно сдать ЕГЭ.

Сотрудничество между Россией и Кыргызстаном строиться и по направлению строительства Российской Федерацией образовательных учреждений для Республики. Такое строительство могло бы решить проблему дефицита учителей в школах и дефицит отсутствия в достаточном количестве самих школ. Помимо указанного, актуальным стало бы увеличение количества для Кыргызстана бюджетных мест в высших учебных заведениях России - на педагогические специальности, и прохождению педагогической практики лучшими выпускниками педвузов Республики в школах России.[5]

В сфере среднего общего образования аналогичные практики уже реализуются. Так, в ноябре 2022 года в Россию впервые приехали киргизские школьники в рамках реализации первой дополнительной общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности «Интердом - детям Кыргызстана». В течение трех месяцев 14 кыргызстанских детей с 7 по 8 классы обучались в международной школе «Интердом». Для лучшего погружения в русскоязычную коммуникативную среду и большего взаимодействия с русскими сверстниками кыргызские школьники находились в совместных учебных группах. Итоги реализации программы подвели на встрече в Посольстве Кыргызской Республики в Москве Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Российской Федерации - Гульнара - Клара Самат [6].

2023 год объявлен годом русского языка как языка межнационального общения в странах СНГ (решение от 28 октября 2022 г. Об утверждении Плана

мероприятий по проведению в Содружестве Независимых Государств в 2023 году Года русского языка как языка межнационального общения). В числе мероприятий - мероприятия просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленные на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка и образования на русском языке; серия научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по вопросам развития современного русского литературного языка; международный круглый стол «Русский язык на пространстве СНГ: перспективы развития»; научный конгресс «Русский язык в глобальном образовательном пространстве стран СНГ»; курсы повышения квалификации для преподавателей русского языка школ и вузов, в том числе с участием специалистов из Российской Федерации и т.д. [7]

Русский язык является сегодня международным языком, на котором общаются представители всех стран ЕАЭС. Роль и проблемы развития русского языка неоднократно рассматриваются на круглых столах, конференциях, официальных встречах и др. Одной из постоянных площадок по обсуждению тем, связанных с проблемами изучения русского языка, его сохранением, является Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» (директор И.А.Шестаков), мероприятия которого собирает ведущих экспертов, политологов, лидеров общественного мнения, представителей органов власти, институтов гражданского общества, активистов, представителей СМИ как Кыргыстана так и России.

Такая коммуникация с аудиторией через открытый диалог, в том числе через информационные технологии, СМИ и особенно Интернет (цифровая дипломатия), НПО, дипломатические представительства, культурные, научные и образовательные центры, крупномасштабные мероприятия, позволяет органам власти более оперативно реагировать на проблемы, возникающие в сфере образования, русского языка в Кыргызстане. Такая «деятельная мягкая сила» всегда заслуженно проявляется там, где существует проблема и когда общество через такие площадки пытается донести до целевой аудитории проблему, предлагают пути решения.

«Мягкая сила» - это всегда «способность формировать предпочтения других». Если «другие» хотят того же, потому что мы разделяем одно и то же мировоззрение, мировоззрение и культуру, мы вместе.

Таким образом, экспорт российского образования за рубежом может стать эффективным инструментом «мягкой силы» только при востребованности, взаимной заинтересованности стран.

Еремина Е.В.

Эксперт в сфере образования,

Исследователь Преподаватель исследователь

[1] Сайт министерства просвещения Российской Федерации Минпросвещения России и Минобрнауки Киргизии расширяют программы сотрудничества https://edu.gov.ru/press/6097/minprosvescheniya-rossii-i-minobrnauki-kirgizii-rasshiryayut-programmy-sotrudnichestva/

[2] https://edu.ru/news/prodvizhenie-russkogo-yazyka-za-rubezhom/v-kirgizii-k-proektu-rossiyskiy-uchitel-za-rube/

[3]Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46952/#:~:text=В%20настоящее%20время%20в%20российских,места%20для%20граждан%20Киргизской%20Республики

[4] file:///C:/Users/ReanimatoR/Downloads/Report_gov_educ_2021.pdf

[5] https://news.myseldon.com/ru/news/index/247216130

[6] https://interdomivanovo.ru/news/for-teacher/kirgizskie-shkolniki-vpervye-v-rossii/

[7] https://cis.minsk.by/thematic/54/2023/0

Previous post Next post
Up