Радуюсь, что у меня такие внимательные и чуткие читатели. Спасибо Анне Травиной!
https://vk.com/id111693665?w=wall111693665_304 "Прочитала книгу Ольги Ереминой «Дикая карта». Можно сказать, не столько прочитала, сколько прожила кусок жизни, оказавшись на Радонежской земле, в непосредственной близости от неприступных стен Троице-Сергиевой обители в самое тяжелое для нее время.
История, которую мы проходили в школах по учебникам, писали рефераты и рисовали карты каких-то очень далеких от наших дней сражений, оживает под пером автора; участники тех давних событий становятся реальными, обрастают плотью и кровью, обретают характеры; их чувства, сомнения, размышления - все органично вплетено в повествование («роман-хронику» по определению автора). Хроника, летопись, отголосок дневников троицкого чернеца Симеона, отзвук «списков» келаря Авраамия Палицына - так подается нам история осады Троице-Сергиева монастыря поляками и литовцами во времена Смуты в 1608-1610 гг. Автор словно движется по реперным точкам шкалы времени, опираясь на конкретные факты в конкретные моменты истории. Все действующие лица - реальные личности, кроме одного юноши, который становится связующим звеном между персонажами и событиями романа.
Само название романа уже интригует читателя. Понятие «Дикая карта» имеет несколько смыслов (я увидела три смысла), и здесь они сложным образом переплетены.
Смысл первый. Дикая карта - маловероятное, но крайне значимое событие, выходящее за рамки прогностических возможностей человеческого разума, но - реально произошедшее и изменившее ход истории. Таким событием стало соединение войск князя Михаила Скопина-Шуйского с дружинами воеводы Давыда Жеребцова в Калязине, что обеспечило прорыв осады Троицы в январе 1610 г. и во многом определило исход войны.
Смысл второй. Он относится к терминологии карточной игры, в ситуации, когда для игрока складывается выигрышная комбинация или, проще говоря, «прет дикая карта». Это означает абсолютное везение при любых раскладах. Хотя о каком везении могла идти речь в ситуации, описываемой автором? Исход мог быть иным, трагичным. Но была мудрость, стратегическое мышление, воля полководцев - с одной стороны; мужество и непоколебимая вера монахов и насельников монастыря - с другой стороны. Эти две силы должны были неизбежно соединиться, и они соединились. Спасение пришло, Троица выстояла.
Смысл третий, геополитический. Именно такой, непостижимой и неприступной «дикой картой» предстала перед интервентами Россия - ее территория, утопающая в бескрайних снегах, ее население, ее несломленный дух.
Речь действующих лиц - живая и образная, а главное - подлинная. Многие словечки, пословицы и прибаутки я узнала: слышала от родственников, жителей деревни Малинники Сергиево-Посадского района, когда те рассказывали о былых временах: «Бывалоча…» - и речь текла плавно, по-былинному... Эту же мелодию (если можно так сказать о тексте романа) я услышала в «Дикой карте», словно автор записала (интонировала) ее со слов старожилов - свидетелей и участников тех давних событий.
Прочитав роман, в конце книги я обнаружила словарь толкований старорусских слов современным языком. А ведь мне и не понадобились пояснения: многие слова были мне знакомы, о значении других - догадалась. (Лишь два слова - пахолок и жолнёр - пришлось искать, да и те оказались польскими.)
Эта книга очень важна именно сейчас, когда Россия вновь проходит через тяжкие испытания, когда во весь рост встает вопрос об истинном патриотизме. Тема патриотизма - очень непростая; здесь можно легко скатиться на фальшь или на откровенную конъюнктуру (что мы видим сейчас сплошь и рядом в попытках некоторых авторов быть в повестке текущих событий). Автор, представляя нам реальные исторические события, обращая наш взгляд на четыре века назад, словно говорит: смотрите, мы это уже проходили, это уже однажды было. Вот это и был образец истинного патриотизма.
И вновь я обращаюсь к музыке.
В повествовании Ольги Ереминой я не услышала ни одной фальшивой ноты. Мне верится, что все так и было".