Новогодний марафон

Jan 09, 2022 09:36

Вот и закончился мой новогодний марафон.
Начался 2 января - экскурсией Вязьма - Хмелита - Смоленск - Флёново (Талашкино). В группе оказались два туриста 1939 и 1940 года рождения. Сначала было сложно, но ничего, эта семейная пара оказалась бодрой и понимающей.
В Вязьме опять мост через речку Вязьму закрыт. Пришлось объезжать по частному сектору - на большом автобусе штука рискованная. Назад ехали через элеватор, петлёй.
В Хмелите - благословенная тишина, вертеп в парке и ёлочка. И мои любимые дубы с ясенем.
Смоленск засыпал нас снегом. Вот у меня всегда так - как в Смоленск, так снегопад.
Утром, в 9 часов, я повезла группу на Соборную гору - и мы получили чудо: Успенский собор - почти совсем пустой, квинтет звучал в нём - будто полноценный хор. Такая акустика. Голоса прекрасные. Долго не уходила.
Из сложного: по всему Смоленску аварии. С трудом проезжали на большом автобусе. Перепад высот в городе - 90 метров. В одну горку еле взобрались. Снег перестал только после обеда. Ехали во Флёново - две фуры в канаве валялись. Назад пилили долго и почти мучительно.
4-5 января - та же программа. В группе (это я увидела при просмотре документов) - Леонид Александрович Кацва, один из двух авторов известного комплекта учебников по истории. С двумя коллегами - искусствоведом и филологом. Я немного поволновалась сначала, но потом мы нашли общий язык, вместе сидели за столиком на обедах-ужинах, я слушала прекрасные разговоры о театре, Бродском и прочем. Это так контрастировало с обыденностью, что иногда мне хотелось себя ущипнуть.
В группе была пара оригинальных туристов. Одна при всех начала допытываться у меня, атеист ли я. Я в шутку сказала: что, если буддист? И получила ярую ненависть.
Гостиница в центре, так что вечером все отправились гулять по городу. Кроме меня: я спала накануне всего 4 часа, так что упала почти без сознания.
На Соборную гору утром попасть не вышло: после тяжёлой аварии автобуса в Рязанской области водитель сказал, что будет 12 часов отстаиваться. Так что с утра ходили пешком по саду Блонье и вдоль крепостной стены. Под снегопадом. Под СНЕГОПАДИЩЕМ! Он был ещё сильнее, обильнее, чем в первый день. Во Флёнове сосны ломались под тяжестью влажного снега - задул западный ветер, понёс тепло. Но красота сказочная, окрыточная.
Во Флёнове нам в экскурсоводы досталась Тамара Викторовна Исаченко, ведущий научный сотрудник музея пот уже почти 40 лет. Говорит: как-то на экскурсии сказала, что хотела бы посадить от школы к храму аллею белых роз. И вскоре человек, не назвавший себя, прислал машину с саженцами белых роз. Она обвела аллею рукой - и мы словно увидели под снегом белые розы.
Мёд талашкинский - липовый и луговой - я уже об этом писала - лучший среди всех медов, что я пробовала.
На Соборную гору пришли - но после обеда. Снег наконец кончился. И мы со смотровой площадки обозревали долину Красного ручья - ту самую колыбель древнего города. Самое большое оживление вызвало обсуждение, как там, в этом ущелье, живут люди. Экскурсовод живописал нам особенности жизни в Красном ручье: козьи тропы, отсутствие возможности проехать на машине, обособленность в пределах большого города и братство, забота всех жителей о ручье, который протекает по многим участкам, врытые в землю железные щиты - чтобы потоки талой воды весной не уносили с огородов плодородный слой.
В Лопатинском саду самое большое впечатление у туристов - это огромные стада уток на снегу. Они живут своей жизнью, селезни гоняют друг друга, самки выпрашивают подачку. Народ почти не слушал про войну 1812 года, всё на уток смотрел.
Дорога назад была более свободной, доехали легче.
Потом, как я уже писала, мне досталась экскурсия по Москве (Патриарший мост, Воробьёвы горы) и байк-шоу Ночных волков.
Сутки я отлёживалась - мне всё казалось, что я еду в автобусе, меня качало непрерывно. 2 тысячи км с гаком за 4 дня - не фунт изюма.
8 января в качестве вишенки на торте - Конаково и Завидово. Фаянс, осетры на живорыбном заводе и две церкви в Завидове со страусовыми яйцами на люстрах. Экскурсию вела на автопилоте.
Чо! В прошлом году у меня 8 дней подряд было. И всё в разные места. Так что нынче - вообще легко. И погода щадящая - ни сильного мороза, ни ветра.
Сегодня у меня продолжается - начатый ещё в прошлом году - иной марафон, редакторский. Срочный.