В связи с очень содержательно богатым обсуждением темы паламизма у danuvius'a (
http://danuvius.livejournal.com/534616.html) сформулировал в общих чертах, как я понимаю взаимосвязь в Боге сущности, сил, энергий и логосов (обсуждение см.:
http://danuvius.livejournal.com/534616.html?thread=8548952#t8548952):
В действительности дело обстоит вот как:
Логосы (= идеи) существуют "внутри" Логоса, однако тварны, поскольку есть конкретные идеальные результаты волевого мышления Бога. Высшие логосы (напр., идея блага) - вечны, производные от них низшие логосы (идеи тварного мира, напр., идея человека или ангела) - являются отображением и конкретизацией высших и временны (имеют начало и обращены на имеющее начало и конец реальное тварное сущее).
Силы (= свойства) Бога (напр., благость) вечно существуют вместе с сущностью и нетварны, поскольку есть природные следствия существования сущности.
Энергии (= действия) Бога (напр., благодеяние) существуют вместе с сущностью, являются актами, отображающими силы в логосах, т. е. переводящими нетварное бытие Бога в тварное бытие идеального, а затем и реального мира. К ним самим категории тварности и нетварности неприложимы, поскольку они суть действия, а не вещи. Как и логосы, энергии могут быть вечными (постоянная деятельность Бога) и временными (конкретное действие Бога)
При этом неверно отождествлять силы, энергии и логосы. Они связаны друг с другом, но онтологически не тождественны.
Полагаю, что такая схема по смыслу совместима с "мыслями" отцов от апологетов до каппадокийцев включительно, хотя, наверное, в таком систематизированном и полном виде ее найти не получится.
А если позднейшие "святые отцы" разучились мыслить ясно - тем хуже для них, не стоит совсем уж отдавать себя в рабство их помыслам и домыслам :)